ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы особо отметить, что определение правового режима особо охраняемых природных территорий очень важно в российском законодательстве. Понятие особо охраняемых природных территорий дается в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с изменениями на 27 декабря 2009 г. По российскому законодательству особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Из представленного в данной работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам затрагивающим правовой режим особо охраняемых природных территорий. Россия становится на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство и какими бы не были трудности, необходимо привести внутреннее российское законодательство в соответствие с международно-правовыми документами, имеющих своей задачей - обеспечить защиту от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития сети особо охраняемых природных территорий.
На основании изучения и анализа научной юридической литературы, можно сделать следующие выводы:
1. что система законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:
а) Международные правовые акты;
б) Конституция Российской Федерации;
в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ);
д) Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ);
е) Постановления Правительства;
ж) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Но можно например классифицировать по критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.
3. В Российской Федерации наиболее традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. На сегодняшний день в России свыше ста государственных природных заповедника общей площадью свыше 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России.
4. Современное состояние природоресурсного потенциала Республики Башкортостан, а именно Государственного природного заповедника "Шульган-Таш", интенсивность его использования, формы и методы охраны в значительной степени определяются экономическими факторами. Научно-технический прогресс без экологических ограничений связан с необратимыми последствиями для жизнедеятельности общества и поэтому хозяйственная деятельность требует обоснованного регулирования с учетом требований охраны окружающей среды. Устойчивое развитие Республики Башкортостан невозможно без учета экологической составляющей.
И в заключении, нам бы хотелось выразить надежду, что государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной, рациональным использованием особо охраняемых природных территорий, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.). – М: Изд-во "АСТ", 2008.
2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2009.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2010.
4. Земельный кодекс Российской федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2010.
5. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2010.
6. Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 04.03.1995 №33-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 379-ФЗ). – М: Изд-во "Ось-89",2010.
7. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 №26-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 379-ФЗ). – М: Изд-во "Ось-89",2010.
8. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 374-ФЗ). – М: Изд-во "Проспект",2010.
9. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 № 209-ФЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2009.
10. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 374-ФЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2010.
11. Постановление Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".//"Собрание законодательства РФ", 28.10.1996, № 44, ст. 5014.
12. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 (в ред. Законов РБ от 13.07.2009 № 146-з). – Уфа: Изд-во "Башкортостан", 2010.
13. Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28.10.92 № ВС-13/28 (в ред. Законов РБ от 02.12.2009 № 182-з). – Уфа: Изд-во "Башкортостан", 2010.
14. Закон Республики Башкортостан "Об особо охраняемых территориях в Республике Башкортостан" от 31.07.95 № 5-з (в ред. Законов РБ от 28.02.08 № 537-з). – Уфа: Изд-во "Башкортостан", 2009.
15. Закон Республики Башкортостан "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Республике Башкортостан" от 31.07.95 № 8-з (в ред. Законов РБ от 13.07.2009 № 152-з). – Уфа: Изд-во "Башкортостан", 2009.
Судебная практика
16. Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 9 ноября 2009 г. по исковому заявлению общества с ограниченной ответственность "Инвест-Актив" г. Сызрань Самарской области, к администрации муниципального района Шигонский Самарской области, с. Шигоны Самарской области, с привлечением третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Самара, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара, Департамента лесного хозяйства Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
Литература
17. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Башкортостан в 2008 году. - Уфа, 2009. -200с.
18. Боголюбов С.А. Экологическое право. - М.: Норма, 2008. – 455с.
19. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ, 2008. – 670с.
20. Доржиев Ж.Б. Экологическое право. - Улан-Удэ ВСГТУ, 2009. – 481с.
21. Дубовик О.Л. Экологическое право. - М.: Проспект, 2009. – 350с.
22. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М.: Лига, 2008. – 360с.
23. Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.: Норма, 2007. – 399с.
24. Жевлаков Э.Н. Охрана окружающей природной среды в РФ. – М.: Юристъ, 2007. – 462с.
25. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 475с.
26. Коробкин В.И. Экология. - М.: Проспект, 2009. – 460с.
27. Косарев М.Н. Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" -основные итоги самостоятельной работы учреждения, проблемы и перспективы // Изучение заповедной природы Южного Урала. Сб. науч. тр. -Уфа, 2007. – 152с.
28. Кулакова О.С Экологическое право. Курс лекций. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 290с.
29. Ляхницкий Ю.С. Многолетние исследования пещеры Шульган-Таш группой ВСЕГЕИ и РГО, как основа спасения ее палеолитической живописи // Изучение заповедной природы Южного Урала. Сб. науч. тр. -Уфа, 2008. -383с.
30. Ляхницкий Ю.С., Чуйко М.А. Комплексные естественнонаучные исследования пещеры Шульган-Таш как основа спасения ее палеолитической живописи // Проблемы первобытной культуры. -Уфа: Гилем, 2008. –212с.
31. Нецветаев А.Г. Экологическое право. Курс лекций. - М.: Проспект, 2009. – 380с.
32. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. - М.: Лига, 2008. – 470с.
33. Петров В.В. Земельное право России. – М.: Юристъ, 2008. – 540с.
34. Петров В.В. Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. - М.: Норма, 2009. – 535с.
35. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 388с.
36. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. – М.: ЗАОЮстицинформ, 2008. – 259с.
37. Фомичев В.И. Вентиляция тоннелей и подземных сооружений. – Ленинград. Стройиздат, 2007. – 357с.
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2009 г. по делу N А55-2422/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив", г. Сызрань, на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А55-2422/2009
По исковому заявлению общества с ограниченной ответственность "Инвест-Актив" г. Сызрань Самарской области, к администрации муниципального района Шигонский Самарской области, с. Шигоны Самарской области, с привлечением третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Самара, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара, Департамента лесного хозяйства Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив" (далее - ООО "Инвест-Актив") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального района Шигонский Самарской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:37:1903006:0015 общей площадью 67 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, р-н Шигонский, Муранский бор б/о "Чайка", содержащегося в письме от 02.02.2009 N 207 и обязании заключить договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в силу прямого указания статьей 27, 36 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пункта 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещена приватизация особо охраняемых земель.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 указанное решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Инвест-Актив" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. Заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения и особо охраняемой природной территорией не является.
Изучив материалы дела, заслушав представителя от истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Инвест-Актив" на праве собственности принадлежит ряд объектов недвижимости, расположенных по адресу: Самарская область, Шигонский район, Муранский бор, б/о "Чайка", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
22.01.2009 заявитель обратился к администрации муниципального района Шигонский Самарской области с заявлением N 01 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 63:37:1903006:0015 общей площадью 67 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, р-н Шигонский, Муранский бор, б/о "Чайка".
Письмом от 02.02.2009 N 207 администрация муниципального района Шигонский Самарской области отказала заявителю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесного квартала 113 Львовского лесничества Рачеевского лесхоза, земли которого отнесены к памятникам природы и, в силу положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, приватизации не подлежат.
Суды установили, что исполнительным комитетом Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 25.09.1967 было принято решение N 566 "Об охране природы типичных ландшафтов и памятников природы в области" (далее - решение N 566). В соответствии с пунктом 34 приложения к решению N 566 кварталы N 103, 112,113 Львовского лесничества Куйбышевской области, площадью 176,2 га отнесены к памятникам природы регионального (областного) значения. Муранский бор площадью 176,2 га, расположенный по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны в кварталах N 103, 112, 113 Львовского лесничества Самарской области, отнесен к памятникам природы регионального значения на основании решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 25.09.1967 N 566 "Об охране природы типичных ландшафтов и памятников природы в области", что подтверждается паспортом памятника природы.
Распоряжением главы администрации Самарской области от 06.05.1993 N 426-р "Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области" установлено, что Муранский бор расположен в границах лесных кварталов N 103, 112 и 113 Львовского лесничества и отнесен к памятнику природы - ценному природному объекту Самарской области Шигонского района.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 23.11.1983 N 1882-р, земельный участок площадью 6,7 га отведен Сызранскому грузовому автокомбинату Минавтотранспорта РСФСР (без права вырубки леса) на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства туристической базы отдыха.
Постановлением правительства Самарской области от 29.12.2005 N 178 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области" определено, что земельный участок под б/о "Чайка" открытого акционерного общества "Сызранского грузового автокомбината" расположен в границах лесного квартала 113 Львовского лесничества Рачеевского лесхоза и относится к землям особо охраняемых территорий.
Суды указали, что вышеуказанные нормативные правовые акты подтверждают, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории памятника природы - Муранский бор.
Кроме того, суды указали, что факт нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка в границах территории памятника природы - Муранский бор подтверждается паспортом памятника природы, распоряжением главы администрации Самарской области от 06.05.1993 N 426-р "Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области" и постановлением правительства Самарской области от 29.12.2005 N 178 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов в Самарской области".
Суд первой инстанции указал в решении, что исключительное право собственников зданий, строений и сооружений на приватизацию земельных участков, предусмотренное положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, реализуется с учетом статей 27, 36 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пункта 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и признал оспоренный отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка законным.
Коллегия выводы суда первой инстанции и апелляционного суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и материалам дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что категория испрашиваемого земельного участка изменена на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 23.11.1983 N 1882-р на земли рекреационного назначения, не может служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы, поскольку само по себе изъятие земельного участка из земель Волжского государственного лесоохотничьего хозяйства Главохоты РСФСР и отведение его Сызранскому грузовому автокомбинату Минавтотранспорта РСФСР (без права вырубки леса) не влечет за собой изменение категории испрашиваемого земельного участка.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов двух инстанций, и переоценке в суде кассационной инстанции, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что судебные акты являются законными и обоснованными, правовые основания для их отмены не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А55-2422/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13