Но мое предложение более лояльно к использованию средств внесенных в оплату уставного капитала.
Еще одной серьезной проблемой, на мой взгляд, является неоплата минимального уставного капитала учредителями общества. Так старая редакция Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ обязывала учредителей внести не 50% уставного капитала к моменту регистрации акционерного общества, а оставшуюся часть подлежала внесению в течение 1 года с момента регистрации общества.
И основываясь на изученной мной практике создания акционерных обществ в Самарской области, следует отметить отсутствие должного контроля за своевременным и полным формированием уставного капитала. Так мною наблюдалась тенденция не внесения в течение года оставшейся части уставного капитала. Многие несознательные граждане пожелавшие учредить акционерное общество после его регистрации проработав целый год так и не оплатили размещенные акции.
Соответственно ИМНС РФ и ФКЦБ РФ по истечении года обязаны были осуществлять контроль за исполнением своих предписаний.
Но эмиссия была зарегистрирована в установленном порядке, акции не оплачены и соответственно вставал вопрос об уменьшении уставного капитала или о ликвидации акционерного общества. Все это порождало немало правовых вопросов и соответственно право кредиторов этого акционерного общества нарушалось в полной мере.
Пункт 1статьи 34 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ, (в редакции федеральных законов от 13.06.1996 г. №65-ФЗ, 24.05.1999 г. №101-ФЗ, 07.08.2001 г. №120-ФЗ) ввел новые нормы, согласно которым 50% акций общества, распределенных при учреждении, должны быть оплачены в течение 3 месяцев с момента регистрации акционерного общества, а оставшаяся часть, как и прежде в течение года. Но согласно пункта 3 статьи 2 вышеуказанного закона общество не имеет право совершать сделки не связанные с учреждением общества до оплаты первых 50%.
Так почему же законодатели не захотели ограничить право общества совершать сделки до оплаты полных 100% первоначального уставного капитала. На мой взгляд, такое ограничение могло бы защитить права кредиторов общества и навсегда покончить с несерьезными, а иногда и мошенническими способами ведения предпринимательской деятельности.
Одним словом законодатели должны творчески воспринять значительную часть юридической техники и правового опыта, накопленного за тысячелетия в демократических странах мира. Будущее российского общества должно базироваться на гражданском, а не только административном праве, как это было в России в царские и советские времена.
Важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.
Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где даже правовому режиму акционерного общества будет определено особое место, и тогда этот режим действовать по крайней мере десятилетие.
В настоящее время, на мой взгляд, уже появилась целостная общегосударственная программа законотворчества. Очевидно, что Президенту, Правительству, палатам Федерального Собрания, субъектам Российской Федерации и объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу, но она может быть решена в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов.
Надеюсь в ближайшее время общегосударственный план законопроектных работ будет разработан и субъекты законотворчества перестанут решать свои проблемы методом проб и ошибок.
И только так государство может воздействовать на акционерное законодательство и акционерные общества в целом с целью установления отношений, предписанных законом.
Приложение №1
Органы управления акционерного общества
|
Приложение №2
Закрытое акционерное общество
Открытое акционерное общество
Нормативная база
Гражданский кодекс РФ (ст. 96-104)
Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»
Гражданский кодекс РФ (ст. 96-104)
Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»
Состав общества
Акционеры - не более 50 человек
Плюсы
Для общества:
- фиксированный состав участников создает определенность и устойчивость их взаимоотношений.
Для акционера:
- контроль над персональным составом акционеров, количеством принадлежащих каждому из них акций.
Минусы
Для общества:
- ограниченность маневра составом акционеров;
Для акционера - отсутствуют.
Акционеры - численность не ограниченна
Плюсы
Для общества:
- возможно увеличение уставного капитала за счет привлечения средств инвесторов;
- возможно значительное изменение состава акционеров.
Для акционера - отсутствуют.
Минусы
Для общества:
- возможны нежелательная концентрация акций в руках тех или иных акционеров и сосредоточение управления обществом в руках новых владельцев;
- возможно значительное изменение состава акционеров.
Для акционера:
- незащищенность от внедрения сторонних групп;
- возможность оказаться с меньшей долей в уставном капитале;
- отсутствие системы коллективного контроля над персональным составом акционеров, числом принадлежащих им акций;
- возможно значительное изменение состава акционеров.
Органы управления
Общее собрание акционеров - высший орган управления;
1. Совет директоров (наблюдательный совет)
2. Исполнительный орган (коллегиальный и/или единоличный)
Плюсы
Для общества и акционеров - более действенный контроль за исполнительным органом с использованием совета директоров.
Минусы
Для общества и акционеров - отсутствуют.
Общее собрание акционеров - высший орган управления;
1. Совет директоров (наблюдательный совет)
2. Исполнительный орган (коллегиальный и/или единоличный)
Плюсы
Для общества и акционеров - более действенный контроль за исполнительным органом с использованием совета директоров.
Минусы
Для общества и акционеров - отсутствуют
Процедура увеличения уставного капитала
1. Принятие решения об увеличении уставного капитала общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) путем проведения дополнительной эмиссии
2. Регистрация проспекта эмиссии
3. Оплата акций
4. Регистрация итогов эмиссии
5. Регистрация изменений уставного капитала.
Плюсы
Для акционеров:
- возможно увеличение своей доли в уставном капитале общества
Для общества отсутствуют.
Минусы
Для общества и акционеров - усложненная процедура, вызванная регистрацией проспекта эмиссии акций и регистрации итогов эмиссии.
1. Принятие решения об увеличении уставного капитала общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) путем проведения дополнительной эмиссии
2. Регистрация проспекта эмиссии
3. Оплата акций
4. Регистрация итогов эмиссии
5. Регистрация изменений уставного капитала.
Плюсы
Для акционеров:
- возможно увеличение своей доли в уставном капитале общества
Для общества - отсутствуют.
Минусы
Для общества и акционеров - усложненная процедура, вызванная регистрацией проспекта эмиссии акций и регистрации итогов эмиссии.
Способы увеличения уставного капитала
1. Путем увеличения номинальной стоимости акций.
2. Путем размещения дополнительных акций (в пределах количества объявленных акций, установленных уставом общества).
Плюсы
Для общества и акционеров - повышение рейтинга общества, его ликвидности.
Минусы
Для общества и акционеров - отсутствуют.
1. Путем увеличения номинальной стоимости акций.
2. Путем размещения дополнительных акций (в пределах количества объявленных акций, установленных уставом общества).
Плюсы
Для общества и акционеров - повышение рейтинга общества, его ликвидности.
Минусы
Для общества и акционеров - отсутствуют.
Способы уменьшения уставного капитала
1. Уменьшение номинальной стоимости акций
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15