Правовой режим земель охраняемых территорий

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ относит: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; 2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; 3) разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель; 4) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; 5) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.[7]



2                   Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения)


2.1 Земли государственных природных заповедников, заказников, памятников природы, парков


К землям особо охраняемых природных территорий относятся: – земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов; – территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; – земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли государственных природных заповедников, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных дендрологических парков и ботанических садов образуют природно-заповедный фонд.

На землях природно-заповедного фонда запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением их природных комплексов. Не допускается изъятие взятых под охрану земель или иное прекращение прав на эти земли для нужд, противоречащих их целевому назначению.

Порядок организации, использования и охраны земель природно-заповедного фонда определен Земельным кодексом РФ и ФЗ от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», постановлениями Правительства РФ, положениями о конкретных особо охраняемых природных территориях.

Высшей формой особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заповедники. Они организуются на землях, имеющих природоохранное, научное, эколого-просветительное значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Их сохранение и изучение осуществляют федеральные природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительные учреждения – государственные, природные заповедники. В настоящее время организовано 100 государственных природных заповедников.

Государственные природные заповедники учреждаются Правительством Российской Федерации. Их основными задачами являются: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды. Земли государственным природным заповедникам предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные участки в их границах не подлежат приватизации. На территории государственного природного заповедника не допускается любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму.

Земельный кодекс РФ запретил на землях государственных природных заповедников: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием заповедника.

На территории Российской Федерации учреждены государственные природные заказники различных профилей: – комплексные (ландшафтные) заказники, предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); – биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; – палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов; – гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения ценных водных объектов и экологических систем: болот, озер, рек, морей; – геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ, регионального значения – органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием земель (в том числе путем выкупа), так и без их изъятия у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.

На землях государственных природных заказников установлен «заказ» – постоянный или временный запрет деятельности, противоречащей целям создания заказника или причиняющий вред его природным комплексам и компонентам. Особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника определяются Положением, утвержденным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Собственники и иные пользователи земель, расположенных в границах земельных участков государственного природного заказника, обязаны соблюдать установленный режим охраны.

Памятниками природы объявляются выделенные памятники в установленном порядке участки земель, на которых имеются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты. К памятникам природы относят: участки живописных, исторически ценных местностей; эталоны нетронутой природы; старинные аллеи и парки; древние копи; каналы; объекты природы, послужившие основой для создания произведений литературы и искусства, связанные с жизнью замечательных людей; и др.

Решение об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы федерального значения принимает Правительство РФ, регионального значения – органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного значения – органы местного самоуправления. В связи с объявлением памятником природы земельный участок, занятый им, может быть изъят у собственников, землепользователей, землевладельцев. Памятники природы на местности обозначаются знаками. Цель их – определить границы охраняемой территории и дать информацию о памятнике природы.

Земли национальных парков представляют собой территории с природными комплексами и объектами, имеющими особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Их земли находятся в федеральной собственности и предоставляются национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национального парка по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры.

В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников земель, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национального парка и не нарушает режим использования его земель.

Организация территории национального парка обусловлена сочетанием возложенных задач: природоохранных и рекреационных. В пределах их земель выделены функциональные зоны с различным режимом: заповедная, где запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения, ознакомления с достопримечательностями национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха.

На территории национального парка запрещается деятельность, которая может нанести ущерб его природным комплексам, растительному и животному миру, культурно-историческим объектам и противоречит целям и задачам парка.

Администрации национального парка предоставлено право оказывать влияние на развитие и использование его территории, с нею согласовываются планы деятельности хозяйствующих субъектов на его территории, проекты развития населенных пунктов. Администрация национального парка имеет исключительное право на приобретение земельных участков иных пользователей. Земельные участки в пределах границ национальных парков не подлежат приватизации.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов РФ. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Допускается размещение природных парков на землях иных пользователей и собственников. На территории природного парка запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Парки и сады располагаются на землях, предоставленных одноименным государственным учреждениям для создания и размещения коллекций растений. Дендрологическими парками и ботаническими садами ведется научная работа в области ботаники, растениеводства, селекции, декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, а также осуществляется учебная и просветительная деятельность.

Земли, предоставленные дендрологическим паркам и ботаническим садам, передаются им в бессрочное (постоянное) пользование и предназначаются только для выполнения их прямых задач. Территория дендрологических парков и ботанических садов делится на функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается в установленном дирекцией парков и садов порядке, здесь размещаются для обозрения коллекции растений; научно-экспериментальную, закрытую для посетителей, доступ в которую имеют только научные сотрудники, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; административную.

На землях дендрологических парков и ботанических садов запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.


2.2 Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


Особо охраняемыми природными территориями признаны земли, выделенные для ведения традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. На образованных территориях осуществляется защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, сохранение и развитие их самобытной культуры, сохранение традиционного природопользования и биологического разнообразия. Порядок их выделения и использования установлен Федеральным законом от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». [8]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты