Правовой режим земель поселений

Правовой режим земель поселений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ.. 6

1.1. Понятие и признаки земель поселений. 6

1.2. Черты поселений. 12

1.3. Типы поселений. 14

ГЛАВА 2. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗОН.. 21

2.1. Правовой режим жилых, производственных общественных, деловых зон  21

2.2. Правовой режим зон инженерных и транспортных инфраструктур, рек, рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий. 34

2.3. Правовой режим земель специального назначения, военных объектов, зон сельскохозяйственного назначения. 40

2.4. Правовой режим пригородных и зеленых зон городов. 50

ГЛАВА 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.. 55

3.1. Правила землепользования и застройки. 55

3.2. Проекты планировки. 63

3.3. Проекты межевания. 73

3.4. Проекты застройки. 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 87


ВВЕДЕНИЕ


Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.

Вместе с тем, отечественное законодательство, регулирующее правовой режим земель поселений, крайне неоднозначно. Множество нормативных актов, подчас противоречащих друг другу, только ухудшают сложившееся положение.

Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории земель поселений, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие земель поселений широко используется в юридической науке и правоприменительной практике.

Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства о землях поселений, неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты земель поселений разрабатывали такие ученые, как Н.Л. Лисина, В.П. Балезин, Ю.Г. Жариков и других специалистов.

В дипломной работе используются работы таких ученых в сфере земельного и других отраслей права, как О.И. Крассов, С.А. Боголюбов, И.А. Иконицкая и ряда других авторов, комментарии градостроительного законодательства, учебники по земельному праву.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ земель поселений проведенный по следующим направления:

-                     всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования режима земель поселений;

-                     рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих режим земель поселений.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

-                     выявить тенденции развития норм, регулирующих правовой режим земель поселений;

-                     определить понятие и признаки земель поселений согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

-                     рассмотрение градостроительного законодательства, связанного определением правового режима земель поселений.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный метод. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты правового режима земель поселений в рамках цели и задач исследования.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале. Нормативную основу составили: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования земель поселений.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа правового режима земель поселений как института земельного права в свете последних изменений законодательства в данной области.



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ


1.1. Понятие и признаки земель поселений


В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли поселений выполняют функцию территориально-пространственного базиса. ЗК РФ[2] выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями поселений являются земли, целевым назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является черта городского или сельского поселения.

Правовой режим земель поселений регулируется земельным законодательством, которое устанавливает общие принципы регулирования земельных отношений по поводу данной категории земель, и градостроительным законодательством, задача которого – отразить особенности отношений, складывающихся по поводу использования земель поселений.

Понятие земель поселений непосредственно связано с определением территорий поселений. Пункт 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ[3] (далее по тексту – ГрадК РФ) говорит о том, что градостроительное законодательство регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (далее - градостроительные отношения).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Согласно ст. 83 ЗК РФ пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий. В пространственную и земельно-ресурсную основу поселений включаются три сферы. К первой относится территория в пределах черты поселений, т.е. поверхность земли, используемая в качестве пространственного территориального базиса. Ко второй сфере ГрадК РФ относит подземное пространство, т.е. недра земли в пределах границ поселений. Третья сфера – это воздушное пространство над территорией поселения, т.е. воздушный столб. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.[5] в ст.1 дает определение воздушного пространства РФ как воздушного пространства над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Понятие «территория городского и сельского поселения» закрепляется в законодательстве для того, чтобы очертить пространственную сферу, на которую распространяется деятельность органов местного самоуправления по регулированию градостроительства. Это та сфера, в пределах которой действуют правила застройки, проекты планировки, проекты застройки и другая градостроительная документация, которая определяет правовой режим земель данной категории.[6]

Необходимость законодательного закрепления пространственной сферы городских и сельских поселений обусловлена спецификой градостроительства. Сферой градостроительства является не только поверхность земли. Непосредственной сферой градостроительства является определенная территория, на которой могут возводиться здания, строения и различные сооружения. Однако практически градостроительство осуществляется в определенном пространстве в воздушном или подземном. Все эти важные моменты учитываются в праве.[7]

Подземное и воздушное пространства в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений находятся в ведении органов местного самоуправления, за исключением:

– частей подземного и воздушного пространств, которые в соответствии с условиями зонирования территорий или разрешениями на строительство являются объектами, принадлежащими иным лицам;

– части подземного пространства, предоставленного в установленном порядке в пользование иным лицам для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и иных целей в соответствии с законодательством РФ о недрах;

– части воздушного пространства, используемой для полетов воздушных судов и иной деятельности в области использования воздушного пространства в соответствии с воздушным законодательством РФ.

Суть указанных исключений в следующем. Во-первых, в результате зонирования территорий и выдачи разрешений на строительство из сферы ведения органов местного самоуправления исключаются части подземного и воздушного пространства, которые принадлежат иным лицам. Во-вторых, в ведении органов местного самоуправления не находятся участки недр, которые предоставлены для использования в установленном порядке для определенных целей. В-третьих, из сферы ведения органов местного самоуправления исключена часть воздушного пространства, которая используется для полетов воздушных судов и иной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты