Правовой статус арбитражного управляющего в процедуре банкротства

Согласно п. 1 Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2003 г. №308, организация и прием теоретического экзамена осуществляется комиссиями, формируемыми на условиях равного представительства Министерства юстиции РФ и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего.

В состав комиссий, утверждаемый Министерством юстиции РФ, включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции либо не менее чем 3-летний опыт работы в сфере антикризисного управления, а также государственные служащие [14].

Теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих проводится устно.

Согласно п. 5 Правил от 20 мая 2003 г. к сдаче теоретического экзамена допускается лицо, прошедшее полный курс обучения по единой программе подготовки арбитражных управляющих либо изучившее эту программу самостоятельно (экстерном) и имеющее высшее образование – экономическое, юридическое или по специальности «антикризисное управление», либо исполнявшее обязанности арбитражного управляющего не менее одного года в совокупности, за исключением времени исполнения таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.

Лицам, успешно сдавшим теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражного управляющего, выдается свидетельство.

Успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные [9].

в)                Прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Организация и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего согласно абз. 8 п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве является обязанностью саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Организация и проведение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в соответствии с Правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. №414, в редакции постановления Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. №598.

Срок проведения стажировки устанавливается саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в пределах от 6 до 12 месяцев [12].

г)                 Наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. б ст. 20 Закона о банкротстве).

Согласно п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве договор страхования ответственности арбитражного управляющего является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего.

Как следует из формулировки абз. 6 п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, страховым случаем по договору страхования ответственности арбитражного управляющего является причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. При заключении договора страхования ответственности арбитражным управляющим следует обратить внимание на следующие требования Закона о банкротстве к содержанию данного договора:

1)                договор страхования ответственности должен быть заключен на срок не менее одного года, с обязательным последующим возобновлением договора на тот же срок (п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве).

2)                Страховая сумма по договору страхования не может быть менее чем 3 млн. руб. в год. В том случае, если арбитражный управляющий будет утвержден в качестве арбитражного управляющего должника, балансовая стоимость активов которого составляет более 100 млн. руб., арбитражный управляющий обязан в течение 10 дней с даты его утверждения дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве этого конкретного должника. Размер страховой суммы в заключаемом договоре страхования будет зависеть от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства:

-                   если балансовая стоимость активов составляет от 100 до 300 млн. руб., то страховая сумма по договору дополнительного страхования составит 3% балансовой стоимости активов должника, превышающей 100 млн. руб.;

-                   если балансовая стоимость активов составляет от 300 млн. до 1 млрд. руб., то страховая сумма по договору дополнительного страхования составит 6 млн. руб. и 2% балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн. руб.;

-                   если балансовая стоимость активов составляет более чем 1 млрд. руб., то страховая сумма по договору дополнительного страхования составит 20 млн. руб. и 1% балансовой стоимости активов должника, превышающей 300 млн. руб. [20].

К негативным требованиям относятся:

а)                 Наличие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

Преступлениями в сфере экономики являются виновно совершенные общественно опасные деяния в сфере общественно-экономических отношений, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Ответственность за совершение таких преступлений предусмотрена нормами главы 22 УК РФ.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Таким образом, препятствием к осуществлению деятельности в качестве арбитражного управляющего будет наличие судимости за любое преступление в сфере экономики, независимо от категории преступления (то есть независимо от его тяжести), а также наличие судимости за преступление в любой иной сфере, но только в случае, если это преступление относится к категориям средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.

Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Если лицо имело судимость, но данная судимость была в установленном законом порядке снята или погашена, то лицо будет считаться не имеющим судимости и, следовательно, может быть назначено в качестве арбитражного управляющего [20].

б)                дисквалификация или лишение в порядке установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях дисквалификация является одним из видов административного наказания, устанавливаемого и применяемого за совершение административных правонарушений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность в виде дисквалификации установлена КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями: 14.12. («Фиктивное или преднамеренное банкротство»), 14.13. («Неправомерные действия при банкротстве»), 14.21. («Ненадлежащее управление юридическим лицом»), 14.22. («Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий»), 14.25. («Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц»).

Согласно ч. 1 ст. 3.11. КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ [2].

Дисквалификация является административным наказанием, которое может быть назначено на срок от шести месяцев до трех лет только судьей. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Таким образом, препятствием для назначения лица в качестве арбитражного управляющего может быть применение к нему такого вида административного наказания, как дисквалификация не только за совершение административных правонарушений при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, но и за совершение административного правонарушения при осуществлении административно-хозяйственных функций в органе юридического лица, функций члена совета директоров, а также при осуществлении любого вида предпринимательской деятельности без образования юридического лица [18].

1.1.2. Дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего

Законодательством о банкротстве помимо основных установлены и так называемые «дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего, которые предъявляются в некоторых случаях наряду с «основными» требованиями.

«Дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего можно разделить на «обязательные дополнительные» требования и «необязательные дополнительные» требования.

«Обязательные дополнительные» требования – это требования, которые предъявляются к кандидатурам арбитражных управляющих, подлежащим утверждению для проведения процедур банкротства в отношении отдельных категорий должников, законодательством.

Согласно п. 2 ст. 187 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, участвующий в деле о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг, должен иметь соответствующий аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг (таким органом является Федеральная комиссия РФ по рынку ценных бумаг).

Согласно ст. 193 Закона о банкротстве Правительство РФ, кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных статьями 20 и 23 Закона о банкротстве, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» утвержден Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации [7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты