Правовой статус беженцев в России
Оглавление
Введение
1.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца
1.2 Правовое регулирование статуса беженца в Российской Федерации
1.3 Содержание правового статуса беженца в российском законодательстве
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Введение
Актуальность. Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства. Категория беженцев в международной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек[1]. Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всего за 1996 - 2004 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев[2]) Данная ситуация, а также интерес, связанный с возможной связью будущей профессиональной деятельность и определили актуальность выбранной мною темы исследования.
Цель – рассмотреть содержание и правовую регламентацию статуса беженца в российском законодательстве.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью:
1. Рассмотреть международно-правовое регулирование статуса беженца и определение беженец в соответствии с международными нормативно-правовыми актами.
2. Рассмотреть какими актами осуществляется правовое регулирование статуса беженца в Российской Федерации
3. Раскрыть понятие правового статуса личности и проанализировать содержание правового статуса беженца в российском законодательстве.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере определения правового статуса беженца.
Предмет исследования - международно-правовые нормативные акты и законодательство Российской Федерации, регулирующие и устанавливающие правовой статус беженца.
Степень изученности темы: Вопросами исследования проблем правового статуса беженцев в Российской Федерации и их правового регулирования занимались такие правоведы как Абзалова Л.Ф. Андриченко Л. В., Васильева Л. Н.Взгляды изложены в основном в статях различных юридических журналов
Структура работы: исследование состоит из введения, заключения и трех параграфов. Также приведен список используемой литературы.
1.1 Понятие и международно-правовое регулирование статуса беженца
Высшую юридическую силу в Российской Федерации имеет Конституция РФ, которой должны соответствовать и законы, и международные договоры Российской Федерации, а также все иные действующие и применяемые нормативные правовые акты. Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституцией в российскую правовую систему в качестве составной части были включены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15), а также определено, что в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Соответственно, сначала необходимо рассмотреть вопросы регламентации правового статуса беженца в международных нормативно-правовых актах, к которым присоединилась Российская Федерация.
Основной объем международно-правового регулирования статуса беженцев содержится в международных договорах. Право международных договоров Российской Федерации основывается на нормах Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.[3](далее - Конвенция о праве международных договоров) и Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон о международных договорах).
Для Российской Федерации систему международно-правовых норм, в части касающейся конституционно-правового регулирования положения беженцев, можно представить в следующем виде[4]:
- многосторонние международные договоры, посвященные правам и свободам человека и гражданина;
- международные договоры, определяющие принципы правового регулирования положения иностранных граждан; конвенции, касающиеся регулирования положения иностранных граждан, разработанные и заключенные в рамках МОТ;
- многосторонние договоры и соглашения, заключенные в рамках межгосударственных объединений (для Российской Федерации это договоры, подписанные в рамках участия в Совете Европы, Содружестве Независимых Государств), касающиеся прав и свобод человека и гражданина, регулирующие правовое положение граждан государств СНГ в государствах-участниках;
- договоры, определяющие союзные отношения Российской Федерации и Республики Беларусь (Договор о создании Союзного государства 1999 г., Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования 1998 г. , Договор о равных правах граждан 1998 г.);
- двусторонние договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам (по гражданским и уголовным делам);
- консульские конвенции Российской Федерации.
Кроме того, все вышеназванные акты можно разделить на акты общей направленности (устанавливающие правовой статус человека и гражданина, без дифференциации лиц на различные категории) и акты специальной направленности (устанавливающие правовой статус беженцев в международном праве)
Среди нормативных актов общей направленности в международно-правовом регулировании прав и свобод человека можно выделить группу основополагающих актов. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г, и сложившаяся вокруг них система международных договоров, регулирующих отдельные вопросы правового положения личности, развивающих и конкретизирующих требования этих основополагающих актов к соблюдению и уважению прав человека.
Устав ООН. Основой для современного международного права является требование ООН о всеобщем уважении к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. С принятием Устава ООН, занявшего позицию защиты прав человека и народа, была ограничена правовыми рамками свобода действий государства в международных отношениях и внутри страны[5].
Устав ООН закрепил исходные начала о статусе личности. В статье 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится, что ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех[6].
Международный кодекс прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах образуют группу основополагающих международных документов (также называемых международным кодексом (биллем) о правах человека), развивающих и конкретизирующих сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формирующих стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство[7].
Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 провозглашает: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного происхождения (ст. 2). В статье 6 Декларации также устанавливается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации (ст. 7)[8].
К нормативным актам специальной направленности следует отнести Конвенцию ООН 1951 года "О статусе беженцев[9]" и Протокол к ней 1967 года[10], касающийся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.
Исходя из рассмотренных нормативных актов, сформулируем определение беженца по международному праву. В ст.1 Конвенции дано общее определение термина "беженец": это лицо, которое "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений[11]".
Положениями Конвенции могли воспользоваться только лица, которые стали беженцами в результате событий, имевших место до 1 января 1951 г. Однако в дальнейшем оказалось, что потоки беженцев являются не только результатом второй мировой войны и ее последствий.
В связи с этим возникла необходимость принятия дополнительного документа, который устранил бы указанное ограничение. Таким документом стал Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев. Протокол распространил действие Конвенции на "новых беженцев", т.е. лиц, которые, подпадая под определение, содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, происшедших после 1 января 1951 г[12].