Правовой статус безработного гражданина. Пособия по безработице
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
по специальности «Юриспруденция»
Москва 2010
В период с 06 сентября по 3 октября я проходила преддипломную практику в юридическом отделе предприятия ЗАО «Связной Логистика» в должности помощника.
Целью прохождения моей практики являлось реализация знания нормативно правовых актов на практике и выработка навыков составления различных гражданско-правовых договоров, трудовых договоров и иных локальных документов.
Для достижения поставленной цели при прохождении практики ставились следующие задачи:
- изучение структуры, порядка управления юридического лица с учетом специфики видов его деятельности
- изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность юридического лица;
- выработка навыков в составлении гражданско-правовых договоров, протоколов разногласий, ведении переговоров;
- изучение законодательства, регулирующего трудовые отношения в организации;
- выработка навыков в составлении трудовых договоров, должностных инструкций
В первые дни своей практики я познакомилась, с руководителем юридического отела предприятия, с ведущими юристами компании, Уставом, а так же ознакомилась со структурой и основными направлениями работы предприятия.
ЗАО «Связной Логистика» зарегистрировано в марте 1995 года. Направления деятельности ЗАО « Связной Логистики» - розничные продажи технически – сложных устройств. ЗАО «Связной Логистика» создано в форме закрытого акционерного общества. Целью деятельности юриста является обеспечение правовой работы ЗАО «Связной Логистика».
В обязанности юриста этого предприятия входит составление договоров, заключение трудовых договоров с сотрудниками, проверка документов, составленных другими подразделениями на соответствие действующему законодательству, претензионная работа, представительство общества в судах и другое.
В ЗАО «Связной
Логистика» имеется хорошая нормативно-правовая база, представленная как в
печатном виде, так и в электронном виде. Важную роль при обеспечении нормативно-правовой
базы играют электронные
правовые базы, такие как «Консультант плюс» и «Гарант», которые еженедельно
обновляются, что дает возможность оперативно найти необходимые
нормативно-правовые акты, образцы документов, статьи в профильных журналах и иную
информацию.
В процессе практики
мной совершенствовалась работа с
системами «Консультант плюс» и «Гарант». В работе системы мне помогли найти
ответы, на вопросы, возникающие в процессе практики, такие как поиск
законодательства, регулирующего определенные гражданско-правовые отношения.
В ходе практики я столкнулась в частности, с вопросами лицензирования, особенностями получения лицензии на предоставление услуг.
Также при выполнении работы по сбору пакета документов лицензиата мне пришлось обращаться за консультациями к представителям компетентных структур, а также подобрать нормативно-правовую базу по данному вопрос, изучить ее и посмотреть правоприменительную практику.
В ходе практики мне пришлось столкнуться с взаимосвязью различных отраслей права, таких как налоговое, гражданское, арбитражный процесс, трудовое законодательство и другие, что позволило мне понять, что законодательство, как дисциплины в ВУЗе на практике в чистом виде не используется, а тесно взаимодействуют между собой.
Практика позволила усвоить ранее полученный теоретический материал, научила ориентироваться в законодательстве, применять правильные нормы законодательства и отличать одни от других.
Я понялa, что для решения спорных ситуация, сначала необходимо изучить максимально возможное законодательство, с той целью, чтобы не упустить какие-либо тонкости и нюансы при разрешении ситуаций. Важную роль в законодательстве имеет правоприменительная практика, решения судов и т.д.
Следует отметить, что в ходе практики я более утвердилась во мнении, что система российского законодательства требует внесения изменений и дополнений, и является несовершенной в сегодняшнем виде, так как в законодательстве есть очень много пробелов, ряд из которых можно восполнить с помощью аналогии права, а есть и такие пробелы, которые аналогией не восполнимы.
За время практики я научилacь составлять юридические документы (претензии, договора, письма, исковые заявления), решать самостоятельно спорные вопросы и поставленные передо мной задачи.
Особенное внимание я уделила составлению договоров. Так как составления договоров является важным этапом в деятельности любого юридического или физического лица. Для качественного составления договоров необходимо иметь значительный юридический опыт, в том числе и владеть навыками юридического письма, то есть особым языком юридической практики, а также ориентироваться в самых разных правовых терминах, которые широко используются при составлении самых разных договоров.
В ходе осуществления практической деятельности я еще раз убедилась, что теоретические знания необходимы, успех практической деятельности напрямую зависит от полученных им знаний за время учебного процесса.
В ходе практики мной в досудебном порядке был разрешен спор по оплате оказанных услуг.
ЗАО «Связной Логистика» в августе 2009 года заключил договор возмездного оказания услуг с компанией «Доктор Сервис Рус». Согласно данному договору, общество обязуется изготовить партию чехлов на телефоны GSM с рекламной символикой компании «Доктор Сервис Рус». В свою очередь «Доктор Сервис Рус» обязуется оплатить оказанные рекламные работы в полном объеме, в сумме 500 000 рублей. ООО «Связной Логистика» исполнило свои обязательства в полном объеме в соответствии с условиями договора. «Доктор Сервис Рус» в свою очередь обязательства не исполнил, и оказанные услуги оплатил не в полном объеме, им на расчетный счет компании была перечислена только сумма аванса в размере 300000 рублей, оставшиеся 200000 рублей на счет компании так и не поступили.
Мной по указанной ситуации были изучены документы, а именно договор оказания услуг, дополнительное соглашение и ряд нормативно-правовых актов (Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и т.д.). После чего был подготовлен проект претензии «Доктор Сервис Рус» с указанием в ней суммы задолженности и суммы пени в размере 13000 рублей. Указанная претензия была направлена в компанию «Доктор Сервис Рус». Через неделю от «Доктор Сервис Рус» поступил ответ на претензию, в котором они сообщают о том, что 16 сентября 2010 года на расчетный счет ЗАО « Связной Логистика» перечислены деньги в сумме 200000 рублей, а начисление пени не обоснованно.
Мной была подготовлена повторная претензия - возражение на необоснованность начисления пени. В письме мной сделана ссылка на Постановление Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного суда "О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами" от 27 октября 1998г., согласно которому положения ст. 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, только в тех случаях, когда они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Таким образом, мной было обосновано начисление пени на сумму долга в размере 0.5% суммы платежа за каждый день просрочки.
30 сентября 2010года из банка поступило уведомление о полной оплате компании « Доктор Сервис Рус» суммы пени, начисленной и рассчитанной мной.
В заключении могу отметить, что прохождение студентом практики на различных предприятиях и в организациях является важным элементом процесса подготовки специалиста юридической специальности. В течение практики будущий юрист имеет возможности применить полученные ранее теоретические знания в процессе обучения в практической деятельности.
Цель практики состоит в получении опыта работы в качестве юриста на действующем предприятии, организации, повышении профессиональной подготовки, закреплении полученных ранее в ходе обучения теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях.
Понятие безработного гражданина
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.
Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" наличие у гражданина трудоспособности резюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.
Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.
Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.
В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости - регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия "первичная регистрация безработных граждан" напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", который имеет большую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с цель поиска подходящей работы. В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы. К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.