Правовой статус депутата Государственной Думы федерального собрания РФ
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Кафедра конституционное и административное право
ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Мандат на основе правового статуса депутата Государственной Думы
2Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
2.2 Полномочия депутата Государственной Думы
2.3 Депутатский мандат (Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы
2.4 Формы деятельности депутата Государственной Думы
2.4.1 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
2.4.2 Работа депутата Государственной Думы с избирателями
2.5 Гарантии депутата Государственной Думы
2.5.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы
2.5.2 Депутатский индемнитет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Правовой статус депутата Государственной Думы – это один из видов специальных статусов, которыми наделяются лишь определенные категории граждан ввиду особенности их положения и рода деятельности. Специальные статусы имеют свою специфику: дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные текущим законодательством, что выделяет депутатов Государственной Думы среди других государственных служащих и граждан Российской Федерации.
Выбор темы данной работы обусловлен личным интересом к «фигуре» депутата Государственной Думы. В настоящее время в Средствах массовой информации и других источниках часто обсуждается правомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличие гарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью, которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.
В связи с вышеуказанным, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· Определение понятие правового статуса депутата Государственной Думы, характеристика основных элементов его структурообразующих;
· Проведение подробного анализа элементов правового статуса депутата Государственной Думы и обобщение исследований ученых-правоведов, сделанных в области элементов, составляющих правовой статус.
Работая над данной курсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации[1], Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[2], Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[3] и другие;
Второй вид источников, используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники для студентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаяся правового статуса депутата Государственной Думы, однако, в сжатом виде, с целью её дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, статей, сборников, словарей, монографий и др.
И, наконец, третий вид источников, наиболее используемый в курсовой работе – это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантов юридических факультетов, таких как: А.Т. Карасев, А.В. Малько, Е.В. Колесников, Н.А. Боброва, Д.А. Заикин, М.В. Варлен, А.Ю. Бузин, И.В. Гранкин, В.В. Лапаева, Г.Н. Комкова, А.В. Стремоухов, А.В. Теперик, И.В.Литвиненко и других.
Такое количество работ, посвященных теме правового статуса депутата Государственной Думы говорит об актуальности и интересе к данной теме, что в принципе имеет достаточно объективную причину, так как депутат Государственной Думы – выборное лицо, которое защищает и представляет интересы народа, поэтому в своих же интересах мы должны знать и понимать, кто такие депутаты Государственной Думы, какими правами и обязанностями, гарантиями они обладают и как осуществляют защиту и обеспечение наших прав, свобод и интересов.
Положения, выносимые на защиту данной курсовой работы:
· Формулирование понятия правового статуса депутата Государственной Думы, установление его существенных признаков, элементов его структурообразующих;
· Раскрытие содержания установленных элементов правового статуса депутата Государственной Думы, подробный анализ каждого из них:
-права и обязанности депутата Государственной Думы;
-формы деятельности депутата Государственной Думы (участие в работе фракции и работа с избирателями);
-мандат депутата Государственной Думы (возникновение, прекращение и срок действия);
-основные гарантии депутатской деятельности, определяемые характером депутатского мандата (депутатский иммунитет и индемнитет).
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
Понятие «правовой статус» достаточно широко применяется в науке права и законодательстве в настоящее время.
Слово ««статус» переводится с латинского «status» как положение или состояние кого-либо (чего-либо)»[4], характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупности определений, правовой статус – оформленное нормативными актами положение кого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета), его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия»[5].
«Правовой статус депутата Государственной Думы есть правовое положение, урегулированное Конституцией и законами Российской Федерации»[6], к которым относятся такие законы, как Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации»[7], Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются отправными правовыми установлениями для анализа статуса депутата Государственной Думы, его правового положения.
Как уже было сказано ранее, правовой статус подразумевает под собой не только закрепление такового в нормах права в отношении, в нашем случае, депутата Государственной Думы, но и наличие «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной единицей должностного лица»[8].
В настоящее время существует много различных мнений, какие именно элементы входят в состав правового статуса того или иного субъекта, какова их иерархия.
Однако все ученые – правоведы сходятся в том, что важнейшей составной элемент правового статуса должностного лица – депутата Государственной Думы является его компетенция: его права и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению, А.Ю. Якимова компетенция представлена «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового статуса и сама представляет систему, состоящую из элементов» таких как:
· Права депутата Государственной думы:
1) участие депутата Государственной Думы в заседаниях, в работе комитетов комиссий, парламентских, согласительных и специальных комиссий, создаваемых Государственной Думой, а также в парламентских слушаниях;
2) внесение законопроектов в Государственную Думу;
3) внесение парламентского и депутатского запроса (запроса Государственной Думы и депутата Государственной Думы);
4) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
5) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
· Обязанности депутата Государственной Думы:
1) Соблюдать этические нормы, правила утвержденные Государственной Думой.
2) Представлять декларацию о доходах и об имуществе.
В числе прочих составляющих многие выделяют круг подведомственных депутату Государственной Думы вопросов: поставленные перед ним цели и задачи, возложенные на него функции, ответственность. Любая функция всегда подчинена цели, работает на нее.
Депутат Государственной Думы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей и задач является представительство интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.
Также депутат Государственной Думы является участником соответствующей фракции, в составе которой он был избран, и его задачей является посещение и участие в её заседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке единой программы по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.
Форма деятельности депутата Государственной Думы определяется в соответствии с характером депутатского мандата
Б.А. Страшун, Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев в качестве элемента правового статуса должностного лица – депутата Государственной Думы выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок прекращения или отрешения от исполнения должностных полномочий.
Деятельность депутата Государственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Еще одним очень важным элементом правового статуса Депутата Государственной Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.
Среди таких гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»[9].