Правовой статус гражданина - предпринимателя

Кроме того, в литературе поднимаются вопросы о необходимости инвестиционной поддержки малого предпринимательства. Ссылаясь на опыт зарубежных стран, констатируется, что «развитие малого и среднего предпринимательства в целом остро нуждается в инвестициях», и государство должно уделять больше внимания развитию предпринимательства как важнейшей отрасли экономики [14].

Выделяют также системные (характерные) проблемы, присущие предпринимательскому законодательству Украины.

Во-первых, необоснованно большая численность нормативно – правовых актов обусловливает наличие коллизий, а отсюда, некачественность государственного регулирования. Предпринимательское законодательство, как и любое другое, должно быть удобным для тех, кто его использует.

Во-вторых, частые изменения в законодательстве способствуют нестабильности в правовом регулировании предпринимательской деятельности.

В-третьих, отмечается неправильное соотношение законов и подзаконных нормативно – правовых актов. Это приводит к нивелированию регуляторного влияния законов и распыления их действенности в подзаконных нормативных актах.

Одним из важнейших направлений усовершенствования законодательства о предпринимательстве ученые – юристы считают проведение его систематизации. «Систематизация законодательства в сфере предпринимательства должна рассматриваться как один из способов повышения эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности, как новый этап в развитии законодательной базы предпринимательства в Украине, который должен основываться на методологических принципах научности, планомерности, системности, функциональности, комплексности». [15].

Прежде всего, для осуществления научного обоснования способов решения проблем систематизации законодательства о предпринимательстве необходимо: 1) привлекать внимание ученых – правоведов, а также государственных служащих, занятых в сфере регулирования отношений предпринимательства, к проблеме систематизации законодательства по вопросам предпринимательства; 2) разрабатывать методологические и теоретические способы такой систематизации; 3) определиться с основными направлениями и этапами систематизации и разработать Концепцию систематизации законодательства Украины.

При этом систематизация понимается не как автоматическое объединение, собрание правовых норм различных отраслей законодательства, касающихся предпринимательства, а как пересмотр этих норм с целью приведения в соответствие с новыми условиями общественной жизни и экономического развития, устранение коллизий между этими правовыми нормами, отмены устаревших правил, и дальнейшая на этой основе кодификация обозначенных правовых норм.

Процесс систематизации законодательства о предпринимательстве должен происходить на основе глубокого познания как непосредственно социально – экономической сущности отношений предпринимательства, закономерностей развития предпринимательства – важнейшей составляющей части экономики и самостоятельного предмета регулирования, так и на основе единого понимания стратегии государственной политики развития предпринимательства в Украине, реформировании государственного механизма, который сформировался еще в предыдущих социально – экономических и политико-правовых условиях и выступает единым субъектом регулирования отечественной системы права.

Для этого необходима длительная и напряженная работа, поскольку необходимо кардинально менять гражданское законодательство и другие правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Основными проблемами, которые требуют решения, являются:

Во-первых, необходимо усовершенствовать взаимоотношения между субъектами предпринимательства и контролирующими органами (налоговой службой, таможенными органами, органами контрольно – ревизионной службы), а также взаимоотношения между субъектами предпринимательства и исполнительными органами местного самоуправления. Эти вопросы следует решать на законодательном уровне, и прежде всего, упорядочение контрольно – ревизионных функций контролирующих органов, начиная с обозначения перечня этих функций: установление регламентных сроков, периодичности и последовательности контрольных проверок, разработки единого механизма ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушения, обеспечение предприятий нормативными документами, которые регламентируют деятельность соответствующих контролирующих органов.

Во-вторых, при конкретном, но четко в рамках законодательства, контроле за предпринимательской деятельностью следует кардинально уменьшить административные давление со стороны государственного аппарата за субъектами предпринимательства. Для этого необходимо осуществить ряд правовых мер, направленных на координацию деятельности государственных органов по вопросам либерализации режима предпринимательства в стране.

В – третьих, необходима смена налогового законодательства с целью уменьшения налогового давления на субъектов предпринимательства, количества и видов налогов, а также упрощения порядка их уплаты. Для этого необходимо как можно быстрее принять Налоговый кодекс Украины.

Следует отметить, что процесс усовершенствования законодательства о предпринимательстве требует устранения ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности. Это упрощение порядка образования, регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности; сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию и патентованию, требуют получение сертификатов и других разрешений на осуществление предпринимательской деятельности; лимитирование проверок и контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности; упрощение процедуры таможенного оформления грузов при осуществлении экспортно-импортных операций; обеспечения последовательности и стабильности нормативно – правового регулирования предпринимательской деятельности.

Названные меры являются необходимыми на сегодняшний день, поскольку развитие рыночных отношений в экономике Украины требует ликвидировать так называемый правовой «беспредел», попытки коррупции со стороны должностных лиц органов власти, которые наделены контрольными функциями по отношению к субъектам предпринимательской деятельности и принятие огромного количества ведомственных нормативных актов.

Таким образом, становление здорового предпринимательства, особенно сферы малого бизнеса, происходит с активной помощью государства. Вместе с тем, государство не должно грубо вмешиваться в предпринимательскую деятельность, чрезмерно регламентировать предпринимательство. Правовое регулирование и регламентирование предпринимательства – актуальная проблема не только сегодня, но и, возможно, отдаленного будущего. Оно требует совместных усилий науки и практики в интересах создания оптимального экономико-правового механизма хозяйствования.

Кроме того, систематизация законодательства о предпринимательстве является весомым шагом на пути к образованию новой отрасли права – предпринимательского права, предметом регулирования которого являются отношения, связанные со сферой предпринимательской деятельности. Формирование такой отрасли права, как предпринимательское – это актуальный шаг на пути к построению рыночной экономики.

Глава 2. Условия осуществления предпринимательской деятельности

2.1 Процедура государственной регистрации физических лиц – предпринимателей


Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. Наряду с государственной регистрацией элементом легитимации предпринимательства следует признать лицензирование отдельных видов деятельности, так как без него участие субъектов предпринимательства в большинстве сфер экономики зачастую оказывается невозможным.

Установленные государством и закрепленные в законодательстве необходимые требования прохождения определенных процедур, а именно, государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства, являются условиями осуществления предпринимательства.

В соответствии с действующим законодательством необходимым условием осуществления всех видов предпринимательской деятельности является государственная регистрация субъектов предпринимательства, а отдельных видов деятельности – лицензирование. Государственную регистрацию регулируют ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины и Закон Украины « О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. [16]. Лицензирование регулирует Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. [17], а также многочисленные ведомственные нормативно – правовые акты, определяющие особенности лицензирования соответствующих видов деятельности.

Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии с Законом Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. [18] торговая деятельность за наличные средства, с использованием других форм расчетов и кредитних карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютних ценностей, а также деятельность по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, требует получения торгового патента.

Основное предназначение государственной регистрации видится в первичной легитимации участников хозяйственного оборота в целом, состоящей из трех основных элементов: 1) государственного учета субъектов предпринимательской деятельности; 2) сбора публично – достоверных данных об их правовом, имущественном и организационном положении; 3) осуществлению контроля за законностью возникновения, изменения и прекращения правового статуса предпринимателя.

Государственная регистрация устанавливается не только в интересах государства, но и для создания так называемой прозрачности рынка, то есть возможности не только для государства, но и для других участников рыночных отношений знать о своих будущих партнерах и контрагентах, производителях продукции.

В литературе неоднократно отмечались существенные недостатки, сложившиеся в практике государственной регистрации и лицензирования в Украине, многочисленные нарушения при осуществлении государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности.

Причинами несовершенного обеспечения легитимации субьектов предпринимательства являются, в частности, слабость организационных средств, в том числе рассредоточении процедуры легитимации в различных государственных органах, что затрудняет этот процесс, а также правовой нигилизм государственных чиновников.

Ученые – юристы отмечают, что вопросами, непосредственно связанными с полномочиями органов государственной регистрации, являются вопросы проверки объема правоспособности и дееспособности физического лица, которое имеет намерение зарегистрироваться как субъект предпринимательства.

В связи с этим поднимаются вопросы необходимости урегулирования механизма проверки правоспособности и дееспособности физического лица в процессе государственной регистрации и возложении на органы государственной регистрации полномочий относительно этого. «Известно, что на практике невозможно проверить все основания, по которым закон запрещает физическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность или ограничивает их право на эту деятельность. Например, человек может скрыть факт занимания им некоторых должностей или наличие судимости за умышленные преступления. Это же касается и проверки факта ограничения по решению суда (злоупотребление алкоголем, наркотиками)» [19].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты