Правовой статус и полномочия администрации муниципального образования
Правовой статус и полномочия администрации муниципального образования
Содержание
Введение
§ 1. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления
§ 2. Основные полномочия администрации муниципального образования
§ 3. Глава муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Этот уровень власти, формируемый населением, наделен правом решать вопросы жизнедеятельности населения исходя из его интересов, исторических и иных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшение условий жизни населения.
Во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях совершенствования местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 26 июля 2004 года № УП-412 «Об утверждении перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004 - 2007 годы» был проведен целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование местного самоуправления в Республике Башкортостан.
Созданы организационно-правовые и финансово-экономические предпосылки для становления муниципальных образований. Проведена необходимая законодательная работа: принято более 40 нормативно-правовых актов, на муниципальном уровне утверждено свыше 5600 документов.
До начала реализации вышеуказанного Федерального закона в Республике Башкортостан насчитывалось 1094 муниципальных образования, в том числе городов - 20, районов - 42, поселков городского типа - 39, сельских администраций - 993.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан" в республике насчитывается 1019 муниципальных образований, в том числе муниципальных районов - 54, городских округов - 9, городских поселений - 14, сельских поселений - 942.
Полномочия по решению вопросов местного значения осуществляются избираемыми населением представительными органами, которые сформированы во всех муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено формирование двухуровневой системы местного самоуправления в муниципальных районах: первый - на уровне поселений, второй - на уровне муниципального района, городского округа.
Реформа местного самоуправления принципиально изменила систему финансирования местного самоуправления. Каждый уровень бюджетов наделен собственными, законодательно закрепленными доходными и расходными полномочиями. Расходные обязательства бюджетов формируются в соответствии с определенными законом полномочиями. Четко распределены вопросы, которые закрепляются за городским округом, муниципальным районом, поселением.
В соответствии с изменениями, внесенными в вышеназванный Федеральный закон, перечень полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, увеличился почти вдвое[1].
Рассмотрим в рамках последних изменений статус и полномочия администрации муниципального образования.
§ 1. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. предусматривает обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления местной администрации - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Следует отметить, что в данном случае авторы Закона исходили из существующих реалий, так как, хотя закон о местном самоуправлении 1995 г. не предусматривал обязательного наличия исполнительных органов, на практике они создавались в большинстве муниципальных образований. При этом исполнительные органы в различных муниципальных образованиях носили различные наименования: мэрия, управа, префектура и тому подобные. Однако чаще всего они именовались администрациями. Это название перешло и в федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г.
Местная администрация в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»[2] - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отдельная проблема муниципального права - это соотношение ФЗ-131 и ФЗ-154. Ведь схема, разработанная для продления переходного периода (с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г.), совсем не идеальна. Субъектам Федерации предложили принять свои законы, основанные на нормах ФЗ-131, но ФЗ-154 при этом-то отменен не был. Наконец, в контексте соотношения нормативных актов нельзя не коснуться проблемы соотношения ФЗ-131 и положений Конституции Российской Федерации. Возьмем, к примеру, ст. 12 Конституции - норму о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Они (эти проблемы) напрямую касаются приведенной нормы Конституции Российской Федерации. Можно указать и на другие случаи - например, вопрос об участии представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в конкурсе по назначению (отбору кандидатур) глав местных администраций. Существуют проблемы, связанные со ст. 72 Конституции Российской Федерации - с пунктом "н" части 1. Он говорит, что только общие принципы организации местного самоуправления должна устанавливать Федерация. Но, как уже отмечалось, ни один федеральный закон, посвященный местному самоуправлению, не содержит исключительно общих принципов, всегда выходит за их рамки.
Статья 131 Конституции Российской Федерации гласит: структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. А что говорит ФЗ-131? Наличие представительного органа местного самоуправления обязательно, наличие местной администрации обязательно, наличие главы муниципального образования обязательно. И что остается муниципальным образованиям, какие иные органы могут включаться в структуру органов местного самоуправления? Практика показывает, что это общественные палаты, консультативные, общественные советы, наблюдательные органы. То есть, в сущности, вовсе это и не органы местного самоуправления, а консультативные структуры при органах местного самоуправления (или главах муниципальных образований). В итоге регулирование, предложенное ФЗ-131, приводит к тому, что право на самостоятельное определение структуры реализовать местному самоуправлению невозможно. Более того, Конституция говорит, что это право принадлежит населению. А на практике кто его реализует? Практически повсеместно представительные органы местного самоуправления[3].
Органы местного самоуправления (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления) не входят в систему органов государственной власти Республики Башкортостан.[4]
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация обладает правами юридического лица.
Под структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования - отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Также в структуре администрации обязательно отражаются порядок назначения и полномочия руководителей таких подразделений. Понятно, что развитая структура администрации имеется в крупных муниципальных образованиях, где существует необходимая финансовая база для решения вопросов местного значения. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства, например здравоохранением, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями подразумевают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью, решение экологических проблем. В то же время деление подразделений на отраслевые и функциональные достаточно условно, в отдельных сферах управления также осуществляются такие функции, как планирование, учет ресурсов и т.п. Территориальные органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения в городах, имеющих районное деление, или в поселениях, входящих в состав муниципального образования, и могут в свою очередь иметь отраслевые и функциональные отделы.
Наименование структурных подразделений местной администрации может быть различным (отдел, управление, департамент, комитет, комиссия и т.д.). Все они по общему правилу функционируют на основе принципа единоначалия. Исключением являются комиссии, в состав которых могут входить помимо работников местной администрации руководители муниципальных предприятий и учреждений, представители общественности и которые обычно принимают решения на коллегиальной основе.
Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.
Руководители структурных подразделений администрации издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми сотрудниками структурного подразделения[5].
В современной муниципальной практике типичными звеньями организационной структуры местной администрации являются:
- глава администрации;
- его заместители по сферам муниципальной деятельности, среди которых могут быть один или два первых заместителя;
- структурные подразделения различных типов, которые могут находиться в подчинении главы администрации, одного из его заместителей или в соподчинении (например, отдел в составе управления);
- коллегиальные совещательные органы: коллегия администрации, экономический и другие советы;
- аппарат администрации.
§ 2. Основные полномочия администрации муниципального образования
Администрация муниципального образования:
1) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования, установленные законодательством и уставом муниципального образования;
2) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования федеральными и региональными законами;
3) разрабатывает проект бюджета муниципального образования, а также проекты программ социально-экономического развития муниципального образования;
4) обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования, программ социально-экономического развития муниципального образования и готовит отчет об исполнении бюджета, а также отчеты о выполнении указанных программ;