Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Конвоирование депортируемого иностранца осуществляется органами внутренних дел Республики Беларусь до пункта пропуска и прекращается после пересечения иностранцем Государственной границы Республики Беларусь.

Все расходы, связанные с процедурой депортации, включая расследование и рассмотрение дела в суде, производятся за счет депортируемого или юридических и физических лиц Республики Беларусь, ходатайствовавших о его въезде.

В отдельных случаях, если покрытие расходов за счет депортируемого невозможно, процедура депортации осуществляется за счет республиканского бюджета или за счет бюджета государства, ходатайствующего о выдаче иностранца.

Нарушение законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок пребывания иностранцев на территории Республики Беларусь, влечет ответственность в случаях:

·               содействия в незаконном въезде иностранца в Республику Беларусь или незаконной доставке иностранца в Республику Беларусь;

·               укрывательства иностранца во время его незаконного пребывания в Республике Беларусь;

·               ввоза иностранца с целью занятия деятельностью, запрещенной на территории Республики Беларусь или не совместимой с целью въезда иностранца;

·               содействия или участия в незаконном транзите иностранца через территорию Республики Беларусь;

·               сокрытия должностным лицом достоверно известных фактов незаконного въезда иностранца в Республику Беларусь и пребывания на ее территории;

·               въезда иностранца в Республику Беларусь с нарушением законодательства Республики Беларусь;

·               незаконного найма на работу иностранца или оказания содействия в таком найме;

·               иных нарушений соответствующего законодательства Республики Беларусь.

Право убежища

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.12) Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

В соответствии с комментируемой статьей убежище может быть предоставлено иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Беларусь и вынужденным покинуть страну проживания вследствие преследования их за политические, религиозные убеждения или за национальную принадлежность.

При этом политические, религиозные убеждения преследуемых не должны находиться в противоречии с ценностями, которые защищаются Конституцией и законами Республики Беларусь.

Вопросы предоставления убежища рассматриваются компетентными органами в соответствии с Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», международными договорами Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов предоставления убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года. №229.

Согласно указанному Положению вопросы предоставления убежища рассматриваются при наличии заявления заинтересованного лица. Документы по вопросам предоставления убежища подаются на имя Президента Республики Беларусь через органы внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства заявителя.

При рассмотрении заявлений и оформлении материалов о предоставлении убежища запрашиваются необходимые документы, выясняются обстоятельства прибытия и причины пребывания заявителей на территории Республики Беларусь, сведения, характеризующие лиц, источники их существования, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Министерство внутренних дел готовит необходимые материалы совместно с Министерством иностранных дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством труда, которые в пределах их компетенции представляют необходимые сведения и дают свое заключение по каждому заявителю.

Лица, которым предоставлено убежище, и члены семей, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, имеют те же права и свободы, что и граждане Республики Беларусь, за исключением права участвовать в выборах органов власти Республики Беларусь, участвовать во всенародных и местных референдумах, а также назначаться на отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью, если для этого необходима принадлежность к гражданству Республики Беларусь.


Понятие беженцев, их правовой статус в  Республике Беларусь

Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений.

Иными словами, беженцы – это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свои правительства в плане получения правовой защиты.

Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения. В структуре Организации Объединенных Наций создано специальное подразделение, занимающееся проблемами беженцев, - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. О важности и значимости этой проблемы для мирового сообщества свидетельствует и то, что по инициативе ООН ежегодно 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.

Республика Беларусь активно сотрудничает с другими государствами, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев. Органом государственного управления, обеспечивающим реализацию политики в отношении беженцев, является Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и его территориальные органы.

История беженцев берет свое начало с древних времен.  К примеру, еще в 695 г. до н.э. 50000 человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В VIII-IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян бежали во Францию. Процесс крушения под ударами варваров Великой Римской империи (410 г.) сопровождался беспрецедентным до этого передвижением масс людей – «великое переселение народов».

Уверенность в том, что именно международное сообщество, а не отдельные правительства или благотворительные организации, обязано обеспечивать защиту беженцев и находить решения их проблем, существует со времен Лиги Наций, созданной в 1919 г. В последующие годы Лига Наций учредила ряд организаций и разработала серию соглашений в целях урегулирования проблем с беженцами. Лига дала определение понятия «беженец» применительно к конкретным группам населения, которые, как считается, могут подвергнуться риску в случае возвращения на родину.

Образованная в 1945 г. Организация Объединенных Наций, пришедшая на смену Лиге Наций, с самого начала признала, что задача оказания помощи беженцам представляет собой международную проблему, и что в соответствии со своим Уставом сообщество государств должно взять на себя коллективную ответственность за тех людей, которые спасаются от преследования. В 1946 г. на своей первой сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, которая заложила основу деятельности Организации Объединенных Наций по защите беженцев.

Правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. «О беженцах», иными нормативными актами. В процессе реализации данного Закона Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь взаимодействует с Государственным комитетом пограничных войск, Министерством иностранных дел, Комитетом государственной безопасности, местными исполнительными и распорядительными органами, на которые также возлагаются соответствующие функции в обозначенной сфере.

Пограничные войска Республики Беларусь задерживают при пересечении Государственной границы Республики Беларусь в пунктах пропуска либо вне пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь иностранцев, не имеющих разрешения на въезд в Республику Беларусь, но заявивших о желании быть признанными беженцами в Республике Беларусь и в течение трех суток уведомляют об этом территориальные органы по миграции.

Органы государственной безопасности Республики Беларусь:

·               по запросу органов государственного управления по вопросам беженцев в пределах своей компетенции представляют информацию о наличии у иностранцев, заявивших о желании быть признанными беженцами, или ходатайствующих о признании их беженцами обстоятельств, исключающих предоставление им такого статуса;

·               инициируют решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь:

·               принимают участие в переговорах, подготовке документов и внесении предложений по заключению международных договоров между Республикой Беларусь и другими государствами в области вынужденной миграции;

·               содействуют в пределах своих полномочий выполнению требований Закона, в том числе обеспечению депортации иностранцев, получивших отказ в признании их беженцами, лишенных статуса беженца, утративших статус беженца, за пределы территории Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы:

·               определяют места для временного поселения иностранцев, ходатайства которых о признании их беженцами зарегистрированы территориальными органами по миграции и которые не имеют возможности самостоятельно поселиться;

·               оказывают помощь в интеграции иностранцев, признанных беженцами, с учетом наличия свободных рабочих мест и вакансий на рынке труда;

·               предоставляют места для временного проживания иностранцев, признанных беженцами, не имеющих возможности самостоятельно поселиться.

Органы Государственной службы занятости Республики Беларусь организуют профессиональное обучение и трудоустройство иностранцев, признанных беженцами, по месту регистрации в территориальном органе по миграции и в органе внутренних дел.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты