Правовой статус личности в Республике Беларусь

Можно выделить и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества. В настоящее время в нашей стране широко распространена проблема правового нигилизма – безразличия к праву, неверия в его эффективность. Повышение уровня правовой культуры предполагает преодоление правового нигилизма и правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – одно из условий развития правовой культуры. Каждый гражданин должен владеть

минимумом правовых знаний, который необходим для работы, поведения в обществе, быту, семье. Это прежде всего знание основных положений Конституции страны, гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного права. Правовая осведомленность невозможна без решения проблемы доступности всех видов правовой информации.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества, как уже отмечалось, зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Под правовым воспитанием понимается систематическая целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.

Таким образом, правосознание, как и правовая культура, выступают одним из главнейших средств правового регулирования общественных отношений. Именно путем правового воспитания, повышения уровня общественного правосознания и правовой культуры можно добиться высокого уровня понимания граждан общественных процессов, их веры в право, а следовательно и в органы государственной власти, что впоследствии благоприятно скажется на авторитете власти и уровне доверия к ней со стороны рядового населения.

3. Обозначьте тенденции развития гражданского общества Республики Беларусь


Термин «гражданское общество» стал употребляться уже более двух столетий назад. Однако, в советской правовой науке соответствующее понятие специально не использовалось. На постсоветском пространстве, в том числе и в Республике Беларусь, к нему стали обращаться после официального признания в конце 80-х годов концепции правового государства и в связи с ней. При этом основной упор делается на уяснении различий между гражданским обществом и правовым государством.

В современной учебной литературе в значительной степени преобладает «гегелевская» трактовка гражданского общества, присущая буржуазным экономическим отношениям. Г.Гегель полагал, что частная собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе – существенная цель».

Широко распространено мнение, что общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом, что только переход к периоду

формирования буржуазного общества заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона самостоятельно. Это – предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

В ходе демократизации политических отношений превращения держав в правовые государства гражданское общество не только приобретало все большую самостоятельность, но и превращалась из подчиненного элемента в связке с государством в элемент определяющий, обуславливающий сущность и содержание деятельности современного государства.

В настоящее время, то есть на современном этапе развития, гражданское общество достигло такой степени самостоятельности в своем функционировании, что создает структурные элементы самоуправления в самых различных сферах – экономике, социально-культурной деятельности, науке, охране общественного порядка и т.д.. Это позволяет предположить, что элементы самоуправления в гражданском обществе будут все более вытеснять средства и формы государственного воздействия на общественные отношения. И, видимо, гражданское общество не вечно будет иметь государственную (политическую) форму.

Для определения тенденций развития гражданского общества в нашей стране необходимо определить гражданское общество с учетом современных представлений о нем и основных требований, которым оно должно соответствовать на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации. К таким требованиям или принципам, лежащим в основе гражданского общества, по признанию многих правоведов, относятся:

1.                 обеспечение и защита естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека и гражданина;

2.                 многообразие форм собственности, экономическая свобода субъектов хозяйствования, рыночные отношения;

3.                 невмешательство государства в частную жизнь граждан;

4.                 взаимная ответственность государства и граждан;

5.                 эффективная социальная политика, направленная на достижение высокого жизненного уровня, благосостояния населения;

6.                 идеологический и политический плюрализм;

7.                 равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность населения;

8.                 свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

9.                 социальное партнерство, национальное и религиозное согласие;

10.            широкое развитие непосредственной демократии, формирование и функционирование разнообразных форм самоуправления в различных сферах общественных отношений.

Прежде чем перейти к определению тенденций развития гражданского общества, считаю необходимым, путем обобщения высказанных в литературе

суждений, определить, что же собой представляет современное гражданское общество. Итак, современное гражданское общество – совокупность внегосударственных общественных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных, религиозных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и их объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека и гражданина и обеспечивающих свободу всех форм творческой деятельности личности.

В последние годы в ряде «постсоциалистических» и «постсоветских» государств наметились тенденции к закреплению основ гражданского общества в качестве комплексного конституционно-правового института.

Реальностью конца ХХ века является и суверенная Республика Беларусь. С правовой точки зрения с принятием Основного закона государства в марте 1994 года процесс формирования гражданского общества и, как следствие, правового государства должен был получить мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Ведь человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Признано и конституционно закреплено разделение ветвей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии деятельности органов местного управления и самоуправления. Согласно Конституции Республики Беларусь собственность может быть государственной и частной. Государство гарантирует всем равные возможности для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, граждане Республики Беларусь получили право на свободу объединений и т.п.

Сама сила исторического развития заложила первые камни в фундамент гражданского общества в нашем государстве. К ним следует отнести реально существующие общественно-политические объединения, предпринимательские структуры, творческие организации, негосударственные средства массовой информации, комитеты общественного самоуправления, институт старост в некоторых западных регионах республики и т.д.

Важнейшим структурным образованием гражданского общества являются политические партии. К сожалению, белорусские политические партии мелки, не имеют четкой социальной ориентации, они до сих пор официально не представлены ни в органах президентской вертикали, ни в Правительстве, ни в Национальном собрании.

На сегодняшний день главная причина медленного формирования институтов гражданского общества в республике кроется в нестабильности общественно-политических структур, отсутствии четкой самоидентификации граждан, замедленном выходе к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствии широкого слоя собственников, росте люмпенизированной части населения, низкой эффективности механизма правовой защиты личности. Однако, главным препятствием на этом пути является отсутствие у населения необходимого уровня политической и правовой культуры, позволяющего ему активно участвовать

в формировании и деятельности гражданского общества. Если в западных странах человек и общество всегда являлись субъектами государственно-властных отношений, то в восточноевропейских государствах они оставались объектом этих отношений. В этих условиях все свое благополучие люди связывали непосредственно с государством, которое всегда оставалось патерналистским. Белорусский народ за свою двухсотлетнюю историю нахождения в составе Российской империи и СССР также усвоил эти этнокультурные традиции, фактически отрицающие гражданское общество. Так, на республиканском референдуме, проведенном 24 ноября 1996г., за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти выбирались самими жителями, а не назначались сверху, проголосовало только 29,9% избирателей, а предложение, чтобы финансирование всех ветвей власти осуществлялось гласно и только из госбюджета, поддержало 32,1% избирателей. Это значит, что абсолютное большинство населения республики добровольно отказалось от контроля власти, который является основой гражданского общества. И это в условиях, когда свыше 90% занятого населения имеет высшее и среднее образование. Следовательно, большая часть населения в силу особого исторического развития не воспринимает идеи гражданского общества в том их значении, которое сложилось на Западе.*

Отсюда проистекает невосприимчивость этой идеи и у властных структур. Например, всем известно, что свобода предпринимательства – один из главных факторов устойчивого развития общества. Однако в настоящий момент экономическая и правовая политика государства не благоприятствует развитию предпринимательства и, как следствие, формированию среднего класса. В стране сохраняется недостаточно грамотная и стабильная правовая база, регулирующая процессы предпринимательской деятельности, инвестиционной политики. Наиболее серьезную помеху для иностранных инвесторов представляют постоянные и непредсказуемые изменения законов о налогообложении предприятий, что повышает степень неопределенности и риска.

Опыт развитых государств показывает, что фундаментом системы предпринимательства является договорное право, поскольку благодаря свободе вступления в договорные отношения субъектам хозяйствования открываются большие возможности для налаживания деловых связей, выявления различных потребностей общества. Отсюда весьма актуально уменьшение количества императивных норм, содержащихся в законодательстве о предпринимательстве, и соответственно увеличение количества норм, носящих диспозитивный характер. Последние будут стимулировать широкое вовлечение предпринимателей в договорные отношения, предоставят большую свободу установлению условий для этих отношений договаривающимся сторонам.

Не оказывает заметного позитивного влияния на работу субъектов хозяйствования также постоянное вмешательство многочисленных контролирующих органов в их деятельность, мелочная регламентация, создание ненужных ограничений одним и неоправданных привилегий другим.

Развитие гражданского общества в Беларуси в дальнейшем будет зависеть от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения

бюрократического аппарата, формирования реально действующей многопартийной системы, создания стимулов для развития предпринимательских структур, разработки оптимальных социальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством права трех основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; зафиксировать более полно обязанности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

Требуют своего разрешения вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, поднятия культурного уровня населения республики в рамках единой европейской цивилизации.

Гражданское общество и правовое государство диалектически связаны между собой, они логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Гражданское общество развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Это означает, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантии исключения социальных катаклизмов и ненасильственного поступательного развития общества.

Вывод


А) Правовой статус личности складывается из правосубъектности и конституционных прав, свобод и обязанностей. Отсюда следует, что правовой статус личности не является одинаковым во всех государствах, т.к. он зависит от содержания конституционных норм конкретной страны. Следовательно, объем правового статуса личности в конкретном государстве зависит прежде всего от воли законодательных органов этого государства. Это касается как граждан этого государства, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся на территории данной страны, либо вступили в какие-либо отношения с субъектами, которые находятся под юрисдикцией соответствующего государства. То есть государство своей волей определяет правовой статус личности на своей территории, определяя круг прав, с свобод и обязанностей личности и гражданина.

Б) Правосознание, как и правовая культура, выступают одним из главнейших средств правового регулирования общественных отношений. Именно путем правового воспитания, повышения уровня общественного правосознания и правовой культуры можно добиться высокого уровня понимания граждан общественных процессов, их веры в право, а следовательно и в органы

государственной власти, что впоследствии благоприятно скажется на авторитете власти и уровне доверия к ней       со стороны рядового населения.

В) В нынешней Республике Беларусь развитие гражданского общества очень замедлено. Это связано прежде всего с позицией государственной власти и низкой правовой культурой населения, которое не может преодолеть в себе менталитет «советского человека». Практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества можно отметить существенные недостатки, препятствующие развитию гражданского общества: в экономике – планово-командный метод, ограничение свободы предпринимательства, постоянные изменения в налогообложении, несостоятельность инвестиционной политики; в социальной сфере – затянувшаяся реформа образования, «давальческие» условия существования СМИ, общественных и культурных коллективов, деятелей науки и искусства, неоправданные вложения огромных денежных средств в неокупаемые проекты (например, громадный ледовый дворец в Бобруйске); в политике – несостоятельность политических партий, отсутствие гласности в деятельности некоторых государственных органов, слабый уровень специального образования у должностных лиц, отсутствие инициативы и реальных экономических идей у руководителей государственных субъектов хозяйствования и органов местного самоуправления и т.п.

Развитие гражданского общества видится в демократизации прежде всего нормативно-правовой базы и повышения правовой культуры населения. Развитие гражданского общества в Беларуси в дальнейшем будет зависеть от разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения бюрократического аппарата, формирования реально действующей многопартийной системы, создания стимулов для развития предпринимательских структур, разработки оптимальных социальных программ и т.д.

Таким образом, нормальная и эффективная работа современного государственного механизма, все организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества как своеобразного посредника, важного звена между личностью и государством. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений.

Литература

1.   Конституция Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями 1996г.;

2.   Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981.

3.   Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004.

4.   Коваленко А.И. Теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. Пособие. М., 1994.

5.   Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999.

6.   Сильченко Н.В. Рыночные отношения и стабильность в развитии общества/ Становление гражданского общества в Беларуси в контексте устойчивости развития: Матер. междунар. науч.-практич. конф. Минск, 24-26 мая 1999г. Мн., 1999.

7.   Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право. 1993. №8.

Размещено на


* - общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. С.228

*  - Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999. С. 89

* - общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. С.386

* - Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999. С. 92

* - общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004. С.585


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты