Правовой статус некоммерческих организаций
Наука всегда оказывается не права.
Она не в состоянии решить ни
одного вопроса, не поставив при
этом десятки новых.
Джордж Бернард Шоу.
ВВЕДЕНИЕ
Построение новой российской государственности и формирование в России основ социально-ориентированной рыночной экономики на основе общепризнанных демократических принципов полагает существенные изменения в общественном устройстве страны и разделение общества на устойчивые социально-экономические и политические группы людей, составляющие широкий спектр общественно-политического и экономического сознания граждан. Развитие такого спектра в структуре общества играет позитивную роль в углублении демократических преобразований. Однако радикализм и консерватизм отдельных групп, общественных организаций и движений, политических партий отрицательно влияет на динамизм преобразований в экономической, социальной, правовой и политических сферах.
Со стороны Президента России, Правительства России, Федерального Собрания России, общественных и политических движений идет поиск форм общественного согласия в направлениях:
государственного устройства;
экономической ориентации страны;
политической системы общества;
правового устройства и правовых гарантий;
системы социальной защиты и социальных гарантий;
мирохозяйственной и мирополитической ориентации государства.
В каждом из направлений становления в России гражданского и
демократического общества, обеспечения взаимопонимания и взаимосогласия людей, социальных и политических групп особое место отводится некоммерческим организациям. Именно некоммерческие организации и занимают центральное место в моей квалификационной работе.
Откуда же появился этот термин и что он означает?
Понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского термина «non commercial»), как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором», деятельность которого в настоящее время в России регламентируется на трех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном.
«Третьим» этот сектор стал в связи с тем, что государство – это «первый сектор». Государство, по нашему же с вами выбору - как бы это ни звучало странно в нашей стране, но это так - управляет нашей жизнью. Оно заботится обо всех в целом, в массе, в толпе, не обращая внимания на "заморочки" отдельного гражданина.
Бизнес - это «второй сектор». Бизнес заваливает нас теперь товарами и услугами. Пытается, как на добром старом Западе, дойти до каждого. Все бы хорошо, но бизнес требует за товар денег. Иначе бизнесу нельзя - разорится. Бизнес - это сектор, заботящийся о нас за наши кровные рубли.
И, следовательно, «третий сектор» - некоммерческие организации.
Это объединения людей, собравшихся вместе, чтобы помочь себе и другим не с целью извлечения прибыли. Это те, кто не смирился с ситуацией, не ждет милостей от природы. Те, кто, объединившись, пытаются что-то изменить в своей жизни сами.
В отличие от государства организации «третьего сектора» не объединены в единое целое, не имеют жесткой иерархии, не содержатся полностью на бюджетные деньги.
В отличие от бизнеса создатели организаций не распределяют прибыли между собой, даже если прибыль у них есть, не "навариваются" на проблеме, а пускают все средства на ее решение. Третий сектор, как и бизнес, тоже стремится дойти до каждого, только с точностью да наоборот. Чем беднее человек, чем труднее ему живется, тем больше внимания к нему со стороны некоммерческих организаций.
Крупный шаг в развитии законодательной базы создания и деятельности некоммерческих организаций был сделан с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 1994 года части первой Гражданского Кодекса РФ. Она содержит не только понятие некоммерческой организации как юридического лица, но и перечень ряда форм некоммерческих организаций[1], а также устанавливает правовые основы деятельности некоммерческих организаций, созданных в формах, предусмотренных в ГК РФ[2]. По отношению к некоммерческим организациям имеют силу положения ГК РФ, относящиеся ко всем юридическим лицам в целом[3].
Принятый в декабре 1995 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[4] развивает нормы Гражданского кодекса РФ о некоммерческих организациях и устанавливает новые правовые нормы. Основной задачей принятия
ФЗ «О некоммерческих организациях» является правовое регулирование некоммерческого сектора экономики в целях его дальнейшего развития. Однако, учитывая многообразие субъектов некоммерческой деятельности и сферы их деятельности, указанный закон изначально не ставит задачи детально урегулировать все вопросы деятельности некоммерческих организаций.
Параллельно с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», так называемым рамочным и во многом определяющим законом данной сферы является Федеральный закон «Об общественных объединениях»[5]. Данный закон существенно расширяет сферу правового регулирования (и, соответственно, правовых гарантий) деятельности общественных объединений. В более широком плане речь, идет об обществе и государстве, о процессе становления гражданского общества. На лицо не всегда сразу заметные, но фундаментальные по своему характеру перемены в самом типе общественной организации, изменения ее глубины и базисных основ.
Процесс развития полноценного гражданского общества, включающий переоценку всей системы отношений общества (и его членов) с государством, когда первое получает значительную автономию, самоценность и может отстоять свои права перед государственной властью, несомненно нуждается в законодательной регламентации вообще и в опережающем, направляющем (создающем правовые модели и возможности их реализации) регулировании в частности. Широкий перечень такого рода положений содержится в рассматриваемом законе.
Во многом беспрецедентное в нашей стране законодательное регулирование столь широкой и комплексной сферы общественной жизни в новой социально-экономической ситуации не может обойтись без системы подзаконных актов, интерпретирующих и развивающих принципы федерального законодательства, воплощающих их в положениях и моделях, создающих основу практической правоприменительной деятельности. После принятия ряда важных законов данный процесс по существу уже запущен.
[1] См.: Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Юрид. Лит., 1994, п.п.1, 3 ст.50 (далее ГК )
[2] См.: Там же, ст. 116-123.
[3] См.: Там же, ст. 48-65.
[4] Собрание законодательства РФ.1996.№ 3. Ст. 145.
[5] Собрание законодательства РФ.1995. ст. 1930 (с последующими изменениями и дополнениями).