Деятельность арбитражной судебной системы регулируется ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»[12], который определяет основные задачи системы арбитражных судов РФ, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических и физических лиц в сфере предпринимательства и экономической деятельности. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов обязательны и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и другие судьи назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Иные судьи назначаются на должность в порядке, установленном ФКЗ «О судебной системе РФ" и ФЗ "О статусе судей в РФ", с соблюдением установленных требований.
Высший Арбитражный Суд РФ, в соответствии с собственными полномочиями рассматривает в первой инстанции:
- дела об оспаривании нормативных правовых актов и о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти в сфере предпринимательской и экономической деятельности;
- экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ;
- обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов и договоров;
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
На территории РФ действует 10 округов, к которым причислены все субъекты РФ. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В РФ действуют двадцать арбитражных апелляционных судов. В Северо-Кавказском судебном округе действуют пятнадцатый и шестнадцатый. В составе пятнадцатого арбитражные суды Республики Адыгея, Краснодарского края, Ростовской области.
Арбитражные суды субъектов РФ действуют и осуществляют полномочия по рассмотрению в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ и пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступившие в законную силу судебных актов.
5. Прокуратура РФ
Прокуратура РФ определена в статье 129 Конституции РФ, как единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. В Конституции РФ закреплено, что прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, причем прокурор субъекта РФ назначается по согласованию с соответствующими субъектами РФ.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ «О Прокуратуре РФ»[13], в соответствии с которым обеспечивается верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с указанным законом прокуратура РФ осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за администрациями учреждений, исполняющих наказание;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участвует в рассмотрении дел судами в соответствии с процессуальным законодательство РФ.
Требования к осуществлению полномочий:
- независимость от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- гласно, если это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной тайне;
- прокурорские работники не могут быть членами выборных органов.
- прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели;
- прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а неисполнение требований влекут за собой установленную ответственность.
Представители прокуратуры РФ вправе участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления.
В 2009 году в ФЗ «О прокуратуре РФ» введена новая статья 9.1 «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»[14]. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районов, военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.
Системой прокуратуры РФ руководит Генеральный прокурор РФ, который издает обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками ведомственные акты, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры соответствующим ФЗ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур.
В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении дел судами, выступает в качестве государственного обвинителя, также может вступить в дело в любой стадии процесса.
В систему органов прокуратуры РФ входят органы военной прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ; в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры. Полномочия военных прокуроров осуществляются на основе независимости от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Военные прокуроры также обладают полномочиями участвовать в заседаниях военных коллегиальных органов; назначать вневедомственные ревизии и проверки; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих в местах их содержания и немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
В систему органов прокуратуры РФ входит Следственный комитет при Прокуратуре РФ[15], который, являясь органом прокуратуры, обеспечивает исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Систему Следственного комитета при прокуратуре РФ составляют: Главное следственное управление, управления по субъектам РФ, военным округам, районам и городам. Следственный комитет возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета, который также назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Заключение
Формирование судебных органов РФ, как нового государства началось с момента принятии Конституции РФ 12 декабря 1993 года.
За прошедший период принят соответствующие Конституционные федеральные законы и федеральные законы, регламентирующие деятельность судов. Начала работать система судов присяжных, ювенальных судов.
Стоит отметить, что за этот период в основные федеральные конституционные законы и федеральные законы, регулирующие деятельность соответствующих федеральных судов внесены множество изменений и поправок.
Например, в федеральные конституционные законы:
«О судебной системе РФ» - 3,
«О Конституционном Суде РФ» - 6,
«Об арбитражных судах РФ» - 6;
и федеральные законы:
«О статусе судей в РФ» - 18,
«О мировых судьях в РФ» - 9,
«О прокуратуре РФ» - 23,
«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» - 2. (использованы сведения из справочно–правовой системы «Консультант Плюс»).
Однако вызывает недоумение, что до сих пор действуют статьи Закона РСФСР «О судоустройстве» от 8 июля 1981 года, хотя и с оговоркой – в части, не противоречащей Законодательству РФ.
В целом, систему судебной власти РФ в механизме государственной власти можно признать сформированной, отвечающей современным требованиям права, целесообразности и необходимости, готовой к улучшению и укреплению.
Список использованных источников
1. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] : Учебник – 2-е изд,, перераб. и доп. – М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с.
2. Петухов, Н.А. Правоохранительные органы : [Текст] : Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 576 с.
3. Федеральное законодательство. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
4. Федеральное законодательство. О Судебной системе Российской Федерации [Текст] : федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ : [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
5. Федеральное законодательство. О Конституционном суде Российской Федерации [Текст] : федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ : [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
6. Федеральное законодательство. Об арбитражных судах в Российской Федерации [Текст] : федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ : [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
7. Федеральное законодательство. О статусе судей Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 26 июня 1992 года N 3132-1: [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
8. Федеральное законодательство. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ : [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
9. Федеральное законодательство. О Прокуратуре Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 : [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
10. Федеральное законодательство. О мировых судьях в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ : [Электронный ресурс]. - Официальный сайт компании "Консультант Плюс". consultant.ru
[1] Конституция Российской Федерации (1993г.). официальный текст.
[2] Петухов Н.А. Правоохранительные органы. учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 576 с.
[3] Марченко М.Н. Теория государства и права. учебник – 2-е изд,, перераб. и доп. – М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с.
[4] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О Судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ.
[5] Федеральный закон РФ 26 июня 1992 года «О статусе судей Российской Федерации» N 3132-1.
[6] Федеральный Закон Российской Федерации от 15.12.2001 «О несении изменений в Федеральный закон РФ 26 июня 1992 года «О статусе судей Российской Федерации» N 3132-1.» N 169-ФЗ
[7] Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде Российской Федерации» N 1-ФКЗ.
[8] ст. 27 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ
[9] ст. 31, ст. 452 "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ
[10] Областной закон Ростовской области от 26 апреля 1999 года «О мировых судьях Ростовской области» N 31-ЗС
[11] Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
[12] Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации» N 1-ФКЗ
[13] Федеральный закон РФ от 17 января 1992 года «О Прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1
[14] Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 года «О внесении изменений в Федеральный закон РФ от 17 января 1992 года «О Прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1» N 171-ФЗ)
[15] Статья 20.1. «Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ изменением в Федеральный закон РФ от 17 января 1992 года «О Прокуратуре Российской Федерации» N 2202-1