Правовой статус участников гражданского процесса

-                   Об обжаловании действий медработников, иных специалистов, работников соцобеспечения и образования, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи.

-                   О выселении граждан без предоставления жилого помещения.

-                   Об освобождении имущества от ареста.

-                   По которым суд признал участие прокурора необходимым.

-                   Участие, в которых прокурора требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

-                   Рассматриваемых по первой инстанции Верховным судом.

-                   Обязательно также участие прокурора при рассмотрении Верховным Судом РФ гражданских дел по первой инстанции. Необходимость участия в рассмотрении судом иных гражданских дел прокурор должен определять, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства; общественной значимости конкретного спора, его сложности; состояния законности.

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.

Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.

Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.

Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон. Заключение по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, представляют собой выражение мнения прокурора. Например, откладывать или не откладывать рассмотрение дела. Другие лица не имеют давать заключения. Заключение по существу дела в целом, прокурор дает после завершения судебных состязаний, оно является заключительным по делу, т.к. после заключения прокурора судьи удаляются в совещательную комнату. В этом заключении прокурор должен дать анализ собранных доказательств и дает свою позицию, как, по его мнению, должно быть разрешено данное гражданское дело. Прокурор обосновывает фактически и юридически свое заключение. По своему содержанию заключение может быть двух видов:

-                   при полном выяснении обстоятельств по делу прокурор дает заключение об удовлетворении исковых требований или об отказе в иске;

-                   при неполном выяснении обстоятельств по делу прокурор не может давать заключение об удовлетворении иска или его отклонении, в этом случае в соответствии со ст.188, прокурор должен давать заключение, и в заключении приводит доводы о том, почему завершить дело на данном этапе невозможно и какие обстоятельства должны быть исследованы.

-                   Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору (ст. 35 ГПК РФ). Прокурор участвует в судебных прениях первым (п. 3 ст. 190 ГПК РФ).

Прокурор не должен стеснять суд своей властью, но, будучи стражем общественного интереса, выраженного в законе, давая анализ существа конкретного дела, всего выясненного в ходе судебного разбирательства и сказанного в судебных прениях, он должен в своем слове суду "усмотреть в этом частном споре интересы, относящиеся к общественному благу, и авторитетно высказаться в его пользу, помогая суду в своем решении так урегулировать спорные частные интересы, чтобы общественное благо, интересы всего общества, выраженные в законе, не пострадали". Таким образом, прежде всего и более всего прокурор в гражданском процессе выступает представителем публичного интереса, интереса законности. Он может усматриваться и в защите прав государственных органов или государства в целом, и в защите свобод отдельных граждан или группы, когда дело приобретает особое общественное значение.

2.4 Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц


В соответствии со статьями 46 и 47 ГПК РФ участниками гражданского процесса могут стать государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц.

Государственные органы могут стать участниками гражданского процесса для выполнения возложенных на них законодательством задач. Например, Правительство РФ может обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействующим закона субъекта Российской Федерации, противоречащего законодательству федерального уровня. В этом случае федеральный орган государственной власти не только выполняет возложенные на него функции, но и защищает права неопределенного круга лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый в судебном порядке нормативный правовой акт.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации аналогичным образом может обратиться в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, вступающего в противоречие с региональным законодательством. В подобной ситуации орган региональной государственной власти выполняет не только возложенные на него функции, но и защищает права лиц, на которых распространяется нормативный правовой акт органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления также может быть субъектом гражданских процессуальных отношений, возникающих в связи с обжалованием нормативных правовых актов. Такое обжалование также будет означать не только выполнение органом местного самоуправления возложенных на него функций, но и защиту им неопределенного круга лиц, на которых распространяется обжалуемый им в судебном порядке нормативный правовой акт.

Общественные организации на основании федеральных законов для выполнения уставных задач, определенных в соответствии с федеральными законами, также могут вступать в защиту других лиц, в том числе путем обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов. В этом случае общественная организация не только реализует уставные задачи, определенные в федеральных законах, но и защищает в гражданском процессе других лиц, на которых распространяет свое действие обжалуемый общественной организацией нормативный правовой акт.

В отдельных случаях граждане могут выступить в защиту неопределенного круга лиц, например несовершеннолетних. В частности, путем обжалования нормативных правовых актов, умаляющих права несовершеннолетних, гарантированные в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Выступая в защиту других лиц, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, граждане не имеют собственного материального интереса при ведении дела, они не являются субъектом материальных отношений, из которых возникает обращение в суд общей юрисдикции. Однако при этом они выполняют возложенные на них федеральным законодательством функции.

В защиту неопределенного круга лиц государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить на основании федерального закона по собственной инициативе. В этом случае они обладают всеми правами истца, заявителя за исключением права на заключение мирового соглашения и отказа от заявления по делам о признании недействующими нормативных правовых актов.

В защиту других лиц они могут выступить, исходя из принципа диспозитивности, при наличии их волеизъявления. В этом случае перечисленные органы, организации и граждане обладают только общими правами участника гражданского процесса, специальные права могут быть им переданы лицом, которое инициировало их участие в гражданском процессе.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления а также общественные организации могут быть привлечены в гражданский процесс судом для выполнения возложенных на них федеральным законом задач, а также уставных целей, определенных на основании федеральных законов.

Таким образом, защита других лиц органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, а также отдельными гражданами характеризуется следующими обстоятельствами:

-                   Отсутствием собственного материального интереса при ведении гражданского процесса;

-                   Выполнением требований федеральных законов, уставных положений, определенных в соответствии с федеральным законом;

-                   Проявлением инициативы на вступление в гражданский процесс в рамках, установленных федеральным законом, а также вступлением в гражданский процесс по инициативе его участников и (или) суда.

В п.1 ст. 46 ГПК РФ сказано о том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в указанных случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Следовательно, в качестве оснований для участия перечисленных органов, организаций и граждан в гражданском процессе указаны случаи, определенные законом, либо инициатива лица, в интересах которого возбуждается гражданское дело в суде.

По собственной инициативе государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, отдельные граждане могут выступить не просто в защиту неопределенного круга лиц, но и защиту недееспособных граждан и несовершеннолетних граждан. В этом случае основанием их участия в гражданском процессе будет прямое указание в федеральном законе, поскольку гражданское процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, основанием возбуждения гражданского дела в суде указанными органами и лицами являются случаи, определенные федеральным законом, в частности регламентирующим деятельность общественной организации и позволяющим указать в качестве направлений её деятельности защиту неопределенного круга лиц. Следовательно, прямое указание в федеральном законе может стать основанием для возбуждения гражданского дела в интересах других лиц указанными органами, организациями. В этом случае они по собственной инициативе могут возбуждать гражданские дела в защиту неопределенного круга лиц. Как уже сказано, в этом случае они начинают гражданский процесс в силу прямого указания в федеральном законе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты