Правовые аспекты учреждения акционерного общества
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Читинский институт (филиал)
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
Правовые аспекты учреждения акционерного общества
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТЫ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ АО
1.1 Договор о создании АО
1.2 Устав АО
1.3 Иные документы необходимые для учреждения АО
ГЛАВА 2. УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АО
2.1 Система органов управления АО
2.2 Высшие органы управления АО
2.3 Исполнительные органы АО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ Договор о создании АО
ПРИЛОЖЕНИЕ Устав АО (типовая форма)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема волеобразования акционерных обществ имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, хотя остается в значительной мере в стороне от научного исследования. Для ее рассмотрения необходимо исследовать поведение людей входящих в коллектив акционерного общества и его деятельность, обладающую юридической значимостью, а следовательно, слагающуюся из юридических действий.
Права акционерного общества, бесспорно, установлены ради людей и предназначены служить их интересам.
Основной задачей института акционерного общества является создание субъекта прав и обязанностей, существующего и действующего независимо от смены его людского состава. В этом важное свойство акционерного общества. Чем дальше продвинется процесс обособления акционерного общества и его имущества от входящих в него людей, тем совершеннее акционерное общество, тем устойчивее его служение поставленной перед ним цели — извлечение прибыли.
Важность этого можно увидеть, взглянув на российскую действительность, ведь возможность привлечения большого количества капитала через АО дает возможность этой организации быстро встать на ноги и повышать производительность, тем самым оказывая благоприятное влияние на российскую экономику в целом.
Деятельность акционерного общества есть деятельность его коллектива в самом широком понимании. Этот коллектив должен быть соответствующим образом организован для определенной деятельности на основе устава. Вместе с тем он должен быть соответственно возглавлен руководящим органом управления и иметь необходимые документы.
В качестве положительного фактора следует отметить лишь предпринимаемые попытки по внесению изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", однако, эти попытки так и остались лишь попытками.
Необходимо присутствие механизма, стимулирующего приведение в соответствии с целями и задачами предприятия его организационно-правовые формы. Для создания такого стимулирующего механизма, в качестве предпосылки, требуется наличие существенных различий между организационно правовыми формами, в которых может существовать предприятие.
Закон об АО (далее Закон), принятый Государственной Думой на основании прямого указания ст. 96 Гражданского кодекса РФ и введенный в действие с 01.01.1996 г., является актом гражданского законодательства, развивающим и детализирующим нормы Гражданского кодекса РФ об акционерных обществах и устанавливающим новые правовые нормы.
К числу достоинств Закона об АО следует отнести прежде всего то, что он содержит большое количество процедурных норм, подробно регулирующих отношения, которые возникают в процессе повседневной деятельности органов общества и лиц, занимающих должности в этих органах. Поэтому Закон об АО представляет собой своего рода справочник по созданию акционерного общества, формированию уставного капитала, выпуску и размещению ценных бумаг, проведению общего собрания акционеров, заседаний совета директоров (наблюдательного совета), организации работы исполнительных органов общества, ведению учета и представлению отчетности, а также реорганизации и ликвидации акционерного общества.
Данный нормативный правовой акт содержит незначительное количество отсылочных норм, что облегчает его использование на практике. Учредителям и другим акционерам предоставлены достаточно широкие возможности для регулирования многих отношений в уставе и внутренних документах общества.
В то же время нельзя не обратить внимание на недостатки Закона об АО, многие из которых являются весьма существенными. Так, общая направленность и отдельные нормы этого правового акта в ряде случаев не обеспечивают, а порой ущемляют права и интересы акционеров, гарантированные Гражданским кодексом РФ. К недостаткам Закона об АО следует отнести также неоправданную сложность подачи правового материала, невысокий уровень законодательной техники. Данный недостаток усугубляется отсутствием понятийного аппарата, что препятствует использованию Закона об АО лицами, которым он, казалось бы, адресован.
Закон содержит немало положений, не являющихся бесспорными. Поэтому по ряду вопросов, которые не могли быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам, не нашедшим пока единообразного разрешения на практике, авторы высказывают собственную точку зрения.
Цель работы: рассмотреть документы и органы управления необходимые при учреждении хозяйственных обществ.
Задачи:
1. Исследовать литературу по теме: правовые аспекты учреждения акционерного общества;
2. Рассмотреть проблемы, которые возникают при учреждении хозяйственных обществ, такие как несовершенство акционерного законодательства, в части регулирования создания органов управления, установления их правового статуса, в части создания учредительных документов необходимых для учреждения общества. Недостаточной правовой защиты общества и его акционеров от незаконных «захватов» и др.
Предмет – учреждение хозяйственных обществ.
Объект – правовые аспекты, при учреждении хозяйственных обществ.
Требуется упорная работа по гармонизации интересов собственников с интересами общества. Этому, прежде всего будет способствовать, во-первых, совершенствование механизмов корректировки поведения доминирующих собственников, и, во вторых, совершенствование механизмов перераспределения собственности в пользу «эффективных» собственников.
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТЫ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ АО
1.1 Договор о создании АО
Ключевым вопросом в создании АО, на практике, является определение момента создания АО, а также определение момента возникновения правоспособности.
В абз.2 ст.8 Закона (Закон об АО в ред. от 01 декабря 2007 г.) закреплено, что общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"[1].
В соответствии с действующим законодательством, общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования) (абз.1 ст.8 Закона). Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). То есть субъектный состав учредителей может составлять как учредительное собрание, состоящее из нескольких лиц, так и одно лицо. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Законодатель четко ограничивает субъектов, которые могут выступать учредителями АО. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. При этом государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. При этом не имеет значения состав участников такого общества (например, наличие иностранного капитала).
Несмотря на четкое разграничение, на практике возникали споры, когда субъекты РФ издавали нормы направленные на наделение государственных органов полномочиями выступать учредителями обществ.
Приведем пример из практики.
«Прокурор обратился в областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству одного из пунктов положения о департаменте государственного имущества и промышленной политики, утвержденного постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором предусмотрено, что департамент в качестве уполномоченного органа от имени субъекта Российской Федерации выступает учредителем и вносит имущественные вклады в уставный капитал (фонд) предприятий любых форм собственности.
Решением областного суда заявление прокурора удовлетворено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила это решение без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не определено законом. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"[2] государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких данных вывод суда о противоречии оспариваемого положения федеральному законодательству является правильным.
Ссылку на то, что суд, признавая противоречащим федеральному законодательству оспариваемый пункт положения, по существу лишил область как субъект Российской Федерации права выступать учредителем государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, на что федеральное законодательство не содержит запретов, нельзя признать состоятельной, поскольку редакция оспариваемой нормы носит общий характер и распространяется на предприятия любых форм собственности»[3].
Таким образом, норма постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о том, что департамент государственного имущества и промышленной политики от имени субъекта Российской Федерации выступает учредителем и вносит имущественные вклады в уставный капитал (фонд) любых форм собственности, признана незаконной.
Возможность участия государственных органов в учреждение АО разъясняется в Письме Госкомимущества РФ от 9 января 1997 г. N АР-19/74 "Об участии комитетов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации в учреждении хозяйственных обществ"[4].
Подчеркнем, что исключение, когда государственные и муниципальные органы могут участвовать в учреждении АО составляют только случаи учреждения комитетами по управлению государственным имуществом акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации.
Также в вышеназванном письме поясняется, что т.к. ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. А ст. 125 ГК РФ устанавливает, что от имени соответствующих образований осуществляют имущественные права органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12