Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность в соответствии с требованиями права. В иных случаях социально значимая роль такого знания по крайней мере не бесспорна. Об этом свидетельствуют проведенные в нашей стране многочисленные социологические исследования, согласно которым правонарушители нередко знают юридические нормы не хуже, а подчас и лучше остальных граждан. Поэтому обязательный элемент правовой культуры гражданина - уважительное отношение к действующим правовым нормам, следование их требованиям.
Правовые нормы обычно оцениваются положительно большинством населения. Положительное отношение к праву основано на признании его социальной ценности. Граждане солидарны с требованиями закона, который служит интересам всех и каждого. Уверенность лица в необходимости, обоснованности и справедливости законов, уважение к ним становятся составной частью его личных убеждений. У него вырабатывается готовность все новые законы воспринимать как необходимые, обоснованные и справедливые. Постепенно формируется привычка не задумываться каждый раз над тем, почему следует исполнять закон. Человек воспринимает требования правовых норм как должное. Привычка соблюдать правовые нормы становится для него внутренней потребностью. Но не всякий, кто считает ту или иную норму неправильной, становится нарушителем права. Причины, которые побуждают человека соблюдать требования законов и в этом случае, весьма различны. Например, законопослушное поведение может быть связано со страхом наказания..
Каждый человек, каждая личность должна иметь достаточно высокий уровень правосознания, знать действующие законы страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение), соблюдать, исполнять или использовать эти законы. Одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта, иметь убеждения в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними, правильно понимать свои права и обязанности, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами, проявлять правовую активность. Должны целенаправленно инициативно осуществлять деятельность по пресечению правонарушений, противодействовать беззаконию, поддерживать правопорядок и законопослушание в обществе.
В итоге можно сказать что Россия очень большое и сложное государство, в котором возникает очень много проблем. И с каждым разом их становиться все больше. Поэтому государство постоянно нуждается в создании новых правовых норм регулирующих те или иные общественные отношения. Все правовые нормы распространяются на неопределенный круг лиц и они должны быть обязательными для всех. Главная роль правовых норм в жизни общества заключается в правотворчестве власти которая создает правопорядок, диктует правила которыми должно пользоваться общество. Но нельзя сказать что без правовых норм небыло бы самого государства и порядка. Многие общества создают свой правопорядок путем подчинения религиозным нормам.
2.2 Место религиозных норм в Российской Федерации
Российская федерация является многонациональным государством. Соответственно в ней существуют множество различных религий и религиозных объединений. Сами по себе религиозные нормы регулируют духовную и социальную жизнь в соответствии с вероисповеданным предписанием той или иной конфессии. В России действуют множество религиозных норм. И они играют не последнюю роль в жизни всего общества.
Религиозные нормы появились очень давно, с тех пор, как человек стал осознавать себя человеком и задумываться о том, что его окружает. Окружали же человека неведомые силы, силы природы, тягаться с которыми человеку было явно не под силу. Но их знания еще были слишком несовершенны, чтобы рационально объяснить причину такого рода неудач. Вместо этого они давали им объяснение иррациональное, искаженное, фантастическое. Вот почему эти неведомые силы человек считал могущественными и приписывал им неземную, божественную сущность. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение.
В дальнейшем на смену религиозным нормам пришли нормы правовые. Но несмотря на это религия не утратила свою значимость. В современном государстве религия и право дополняют друг друга. Религиозные нормы играют духовную роль в современном обществе. Придерживаясь этих норм человек осознает для чего и как он живет. Какое место он занимает в обществе и какие функции он должен выполнять. Выполняя все религиозные нормы человек так же будет стремиться выполнять и нормы правовые. Например человек не будет совершать преступление не потому что он придерживается государственных законов, а потому что боится наказания в жизни вечной. Религиозные нормы имеют нравственный характер.
2.3 Взаимоотношение правовых и религиозных норм в РФ
Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран (“арабский судебник”) и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели”.
В нашей стране до Октябрьского вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью, был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер. В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права в некоторых районах Средней Азии и Кавказа. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица.
Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер. Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие. Однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния или других государственных органах, правомочных выдавать такие документы. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни. Общее между правовыми и религиозными нормами: Религиозные нормы - становление хорошего правильного поведения человека. Религиозные нормы как и правовые зафиксированы в документах - религиозных книгах. Эти нормы могут выступать в качестве источников права.
Например мусульманская правовая система, каноническое право в Германии. Религиозные и правовые нормы универсальны, они распространяются на все общественные отношения. Правовые и религиозные нормы направлены на урегулирование отношений между людьми. Религиозные нормы, как и право - это система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов.
Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами - связи, как и сами нормы должны быть направлены на выполнение определенных функций, на достижение единых целей. В основе любой системы норм или правил поведения лежат объективные и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные и другие условия, способствующие созданию и функционированию системы норм. Религиозные нормы устанавливаются обществом. Право - это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует через свои, уполномоченные органы, или путём передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно - правовых актов негосударственными органами или организациями. Проследить, как создаются религиозные нормы очень сложно. Как правило, их выразителем является человек, который или основывает эту религию, например Иисус, Мухаммед, или является знаковой фигурой в той или иной религии. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается воля властвующих.
Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается. Религиозные нормы также общеобязательны для верующих. Но бывают исключения, о которых говорится особо, к примеру, больной может не поститься. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью, и лишь только в ряде теократических государств может применяться государственное принуждение.
3. Отношение к другим нравственным религиозным нормам
Православная Церковь учит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу. Пример того, как надо с любовью относиться к человеку иной веры, нам дают многие святые отцы. Например, святитель Фотий Константинопольский имел дружеские отношения с халифом аль-Мутамидом, а святитель Павлин Ноланский поддерживал такие же отношения с язычником Авсонием. Такими примерами святых отцов Православная Церковь руководствуется в отношении к последователям других религий. Но при этом следует понимать, что уважение, милосердие и личное расположение, которое православный христианин оказывает человеку иной веры, не означает согласия с теми убеждениями, которые этот человек разделяет.
Иногда высказывается мнение о том, что у последователей различных религий совпадают нравственные принципы. В ряде случаев это действительно так, что неудивительно, поскольку нравственное чувство, заложенное Богом в природу человека, выражается в сходных моральных нормах. Можно вспомнить, например, общее почти для всех религий осуждение разврата и распутства, стремление к супружеской верности, запрет несправедливого отнятия человеческой жизни, отвержение лжи и так далее. Вместе с тем, признавая совпадение многих внешних нравственных принципов, нельзя признать идею полного тождества христианской нравственности с нравственностью иных религий. К тому же внутреннее обоснование нравственных норм в иных религиях нередко дается принципиально иное, чем в христианстве. Согласно православному пониманию, высший нравственный идеал, дающий человеку вечное спасение, достижим лишь во Христе, благодаря Его благодати, а не только личным заслугам человека. Более того, высшая, евангельская нравственность не существует автономно, но вырастает из христианской веры, из опыта жизни во Христе и реального богообщения. При этом православные христиане верят, что каждый человек, имея в себе образ Божий, наделен нравственным чувством, способным отличать добро от зла. Все нравственные учения, известные человечеству, основаны на интерпретациях нравственного чувства. Однако в процессе отхода людей от богоданной нравственности возникли этические представления, расходящиеся с теми, которые христиане почитают как истинные. Например, некоторые религии допускают двойные стандарты нравственности для "своих" и "чужих", некоторые допускают несправедливое отнятие человеческой жизни, насильственное принуждение к вере и так далее. Но все же в наше время взгляд и отношение общества к другим религиозным нормам не является хорошим. Происходит притеснение и ущемление прав других религиозных организаций. В больше степени это происходит из за разных взглядов на понимание сущности Бога. И каждый думает что прав именно он.
Заключение
В заключении можно сказать, что правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества и государства. Они имеют определенные сходства между собой и определенные различия. Религия обозначает положение человека во вселенной, которое определяет смысл его существования, а право рассматривает только отношения людей между собой. Можно привести много примеров, показывающих насколько меньше влияет правосознание на человека, чем религия. Человек, обладающий должным уровнем правосознания, вполне может приступить какие-либо законы в своих интересах, будучи уверенным в том, что избежит наказания. Религиозный человек по-другому смотрит на это: нарушая законы, заповеди, моральные принципы он вредит своей душе, лишает себя благодати. То есть: Религия даёт строго дифференцируемую систему ценностей, меняет мироощущение человека. Право не влияет на внутреннюю жизнь человека, а лишь регулирует его внешние сношения. Так же и религиозные и правовые нормы являются правилами поведения людей и имеют обязательное значение для них.
И так же можно отметить, что правовые нормы являются обязательными нормами в государстве. Религиозные обязательными не являются, но обеспечивают нравственность общества. Нравственность же влияет на поведение человека в обществе, что приводит к более лучшему исполнению правовых норм людьми.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ.1993г.
2. Ф.З. «О свободе совести и религиозных объединениях», принят. Гос. Думой 19 сентября 1997.
3. «Восприятие религиозных норм обыденным сознанием». Статья Л.Г. Луняковой. Адрес страницы www. Pravo.ru/ffec/html/.
4. “Право и религия». Статья. www. lekcii. ru/pravo/teorapig/9html/.
5. “Право и социальные нормы». Статья. www.ido.rudn.ru/ffec/juris/html/.
6. Богарова С.Н. “Роль общественных объединений в защите прав человека». Вестник Московского университета, Москва, 1997г.
7. Дмитриев Ю.А. «Теория государства и права: конспект лекций», 2007, Москва, изд. Эксмо.
8. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права», изд. Проспект, Москва, 2009.
9. Попова А.В. «Проблемы теории государства и права», изд. Питер Пресс, Санкт-Петербург, 2009.
10. Якушев А.В. «Религиоведение», Москва, изд. Приор, 2007.
11. Яблокова Н.П. «Теория государства и права: лекции», изд. Норма, Москва, 2009.