По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет случаи, при которых необходимо и возможно проведение расследования.
Целью проведения процессуальных действий является получение дополнительных сведений и материалов, которые необходимы для разрешения дела.
Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ 21.12.09 №336-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст. 1; 2009. №52. Ст.6406.
Научная литература
1. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики.- М.: Статут, 2004.-640с.
2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности.- М.: Норма, 2009.-396с.
3. Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. - М.: Норма, 2007.-390с.
4. Ковалева Н.Н. Информационное право России.- М.: Дашков, 2007.-236с.
5. Липатова Э.Г., Чаннова С.Е. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.: Росбух, 2008.-549с.
6. Салищева Н.Г. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 2009.-472с.
7.Смирнов А.В. Административное судопроизводство. - М.: Норма, 2009.-272с.
3. Задача
Учащийся 10-го класса средней школы 16-летний Бабкин совершил мелкое хулиганство. Рассмотрев дело, судья счел смягчающим обстоятельством то, что Бабкин является несовершеннолетним, и вынес постановление о наложении минимального для санкции данной статьи административного штрафа. При этом в постановлении указывалось, что административный штраф должен был быть взыскан с родителей Бабкина.
Дайте правовую оценку ситуации.
Укажите элементы состава административного правонарушения.
Какой орган (должностное лицо) уполномочено составлять протокол?
В каком порядке рассматривается дело?
Какой вид наказания можно применить?
При данной ситуации, мировой судья не в праве был рассматривать административное правонарушение, предусмотренное ст.20.1 - Мелкое хулиганство, в связи с неподсудностью данного правонарушения. Так, в соответствии с ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, органы внутренних дел (милиция) рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, ст.20.1 - Мелкое хулиганство, но с учетом того, что субъектом является 16-летний Бабкин и положением ст.23.2 - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, относится рассмотрение, составление протокола данного административного правонарушения, совершенное несовершеннолетними (учащимся 10-го класса средней школы 16-летним Бабкиным). В данном случае необходимо в соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным представителям Бабкина обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, и требовать направить жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, так как ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующей инстанции, должностному лицу.
Элементами состава административного правонарушения ст.20.1 - Мелкое хулиганство являются:
-объект преступления - административное правонарушение, посягающие на нарушение общественного порядка, выражающие явное неуважение к обществу. Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре учащегося средней школы 16-летнего Бабкина, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности;
- объективная сторона - мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества;
- субъективная сторона - характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможен случай его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей;
- субъект- лицо (Бабкин), достигший 16-летнего возраста.
Порядок рассмотрения административного правонарушения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав:
Материалы, поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:
- подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);
- круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;
-необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;
- целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).
Предварительное изучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.
По результатам предварительного изучения материалов (дел) принимаются следующие решения:
а) дело назначается к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания;
б) полученные материалы возвращаются органам или учреждениям, направившим материалы в комиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки;
в) проводится проверка, обследование по поступившим материалам или поручается их проведение соответствующим специалистам;
г) рассматривается ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;
д) рассматривается возможность обращения в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего;
Подготовленные к рассмотрению материалы (дела) предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), адвокату (защитнику).
О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным, и извещается прокурор.
Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и являются правомочными при наличии не менее половины состава комиссии. Ведет заседание комиссии ее председатель или заместитель председателя.
На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, материалы (дело) о котором рассматриваются, его родителей (законных представителей).
При рассмотрении дела, комиссия всесторонне, полно и объективно исследует материалы дела, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного дела, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.
Дела о правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает в закрытом заседании. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.
Адвокат (защитник) несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях реализации своих полномочий принимают постановления, определения и вносят представления.
Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц, представлений органов управления образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевших, свидетелей, адвоката (защитника), заключение прокурора и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
а) о применении мер воздействия, предусмотренных статьями 12, 13 настоящего Закона;
б) о прекращении дела (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);
в) об отложении рассмотрения дела и проведении дополнительной проверки;
г) о передаче дела в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.
Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в форме постановления или определения.
Постановление или определение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Постановление или определение комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.
Постановления и определения должны содержать сведения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для постановлений и определений по делам об административных правонарушениях, а также предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
Постановление или определение подписывается председательствующим и оглашается на заседании комиссии.
Копия постановления или определения (выписка) вручается под роспись заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течение трех дней со дня принятия.
Постановления комиссии, принятые по материалам и ходатайствам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в трехдневный срок с момента вынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения, иные организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
Должностные лица указанных органов, учреждений и организаций обязаны в течение 10 дней с момента получения постановления сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых во исполнение постановления мерах.
Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятые по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, рассмотренным комиссией, исполняются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, альтернативная, предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Но с учетом положения ч.2 ст.3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части не возможности применения административного ареста к лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, в данном случае 16-летний Бабкин и п.4 ч.1 ст.4.2 об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, совершившим административное правонарушение, несовершеннолетним Бабкиным, целесообразно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, назначить административный штраф в размере пятисот рублей, который взыскать с родителей Бабкина.
Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ 21.12.09 №336-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст. 1; 2009. №52. Ст.6406.
Научная литература
1. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики.- М.: Статут, 2004.-640с.
2. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности.- М.: Норма, 2009.-396с.
3. Кузнецов С.А. Обеспечительные меры в гражданском и административном судопроизводстве. - М.: Норма, 2007.-390с.
4. Ковалева Н.Н. Информационное право России.- М.: Дашков, 2007.-236с.
5. Липатова Э.Г., Чаннова С.Е. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М.: Росбух, 2008.-549с.
6. Салищева Н.Г. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 2009.-472с.
7.Смирнов А.В. Административное судопроизводство. - М.: Норма, 2009.-272с.
8.Смирнов А.В. Административное судопроизводство. - М.: Норма, 2009.-272с.
[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (в последней ред. ФЗ 21.12.09 №336-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст. 1; 2009. №52. Ст.6406.
Страницы: 1, 2