Правовые основы федерализма в Российской Федерации

o СССР на период 1922г являлся федеративным государством, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию

o Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составе Российской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 г остановил данную тенденцию.

o После 1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своего развития. Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. В последнее время наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем их объединения (соответственно, сокращение их количества), а также к централизации компетенции у федерального центра

o В целом становление современного федерального государства прошло сложный и противоречивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и по сей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию в 2008 г.

o Основу российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие принципы как государственная целостность, единство системы государственной власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.


Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г//Российская газета от 25 декабря №5

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005


Комментарии к законодательству


1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.


Научная и учебная литература


1. Конституционное право России: учебник А.Н. Головитскова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо, 2006 г. с.

2. Головистикова А.Н. Проблемы теории государства. Учебник. – М., 2005.

3. Костомаров Н. Исторические монографии и исследования. Книга первая. СПб., 1903. С. 169

4. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец": Формула права. 2004.

5. Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.: Норма, 2006;

6. Рассолова М.М. Теория государства и права: Учебник. - М., 2001.

7. Радзинский Э. История царской России - М., 2002.

8. Топорнин Б.Н. Федерализм: «Теория, институты, отношения», 2001.

9. История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник \ под ред. Проф. О.И. Чистякова.- М.: Издательство БЕК, 1999 г.

10. Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. 2004.

11. Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909.


Периодическая литература


1. Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 2.

2. Зотов В. Федерализм в контексте споров о русской национальной идеи.// Социс. 1996. № 1.

3. Симонян Г.Р. «Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства», //"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3

4. Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. N 1.

5. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998; // Государство и право. 1992. N 3 и др.

6. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.


Иные источники


1. Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 15.

Приложение 1

«Нормативно-правовое закрепление изменения субъектного состава РФ»

· Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"

· Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (с изменениями и дополнениями)

· Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа"

· Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа"

· Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (с изменениями и дополнениями)

· Федеральный конституционный закон от 12 апреля 2006 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального конституционного закона "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"


 


[1]  "Российская  газета" от 6 ноября 2008 г. N 230

[2] Федерализм: «Теория, институты, отношения», Топорнин Б.Н.2001,ст10.

[3] Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации.– Учебник.  М., 2006. С. 262.

[4] О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. №  6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) // Собрание законодательств  Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.

[5] Топорнин Б.Н. Указ. Соч.  С. 65.

[6] Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. N 1. С. 36

[7] См. Приложение 1

[8] Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М., 2006. С. 340 - 344.

[9] Головистикова А.Н.  Проблемы теории государства и права. Учебник. – М., 2005. С. 279.

[10] Рассолова М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. -  М., 2001. С.84.

[11] См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.

[12] Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 2. С. 35

[13] См.: Глигич-Золотарева М.В. Указ. соч. С. 37

[14] Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. N 1. С. 50

[15] «Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства», Г.Р. Симонян //"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3

[16] Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 15.

[17] «Общие конституционные принципы устройства современного российского федеративного государства», Г.Р. Симонян //"Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3

[18] Договорные формы и принципы федеративных отношений в России // Материалы научно-практической конференции. М., 1997. С. 36.

[19] Соколова Н.С. Конституционные принципы современного российского федерализма // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 2000. N 1. С. 52.

[20] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. С. 47-48.

[21] Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 15.

[22] Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 г.

[23] См. подробнее: Пастухова Н.Б. Проблемы государственного суверенитета. М.: Норма, 2006; Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. 2004.

[24] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

[25] Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец": Формула права. 2004. С. 338.

[26] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

[27] Знаменщиков Р.В. Принципы федерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовое исследование): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 25

[28] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

[29] Например, см.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998; Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. N 3 и др.

[30] Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1909. С. 308.

[31] Собрание  законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты