Правовые основы местного самоуправления

Вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в разных сферах урегулированы в различных актах федеральных министерств и ведомств.

Важное место в конституционной основе местного самоуправления занимают постановления Конституционного Суда РФ.

Решения Конституционного Суда РФ представляют собой особую разновидность актов судебной власти, выносимых Конституционным Судом, его палатами при рассмотрении и разрешении конституционных споров. В них получают официальное закрепление выводы Конституционного Суда по всем возникшим в ходе процесса материально-правовым и процессуально-правовым вопросам. В связи с этим можно привести пример из судебной практики Конституционного суда РФ. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. N 17-П

"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова"

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое в жалобе законоположение.

Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Кингисеппский район" (Ленинградская область) от 18 февраля 2003 года N 49 были признаны состоявшимися и действительными выборы главы данного муниципального образования. Согласно постановлению в голосовании приняли участие 29 тыс. 449 избирателей, что составило 50,3 процента от числа избирателей, включенных в списки избирателей; избранным главой муниципального образования признан А.И. Невский, получивший 13 тыс. 758 голосов избирателей, или 50,8 процента голосов от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов; при этом в соответствии с пунктом 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" при определении результатов выборов не учитывались голоса избирателей, проголосовавших "против всех кандидатов", а именно 1 тыс. 896 голосов, или 7 процентов от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.

Участвовавшие в выборах граждане С.В. Пашигоров и В.И. Гнездилов (в качестве кандидата и избирателя соответственно), чьи иски о признании результатов выборов недействительными были оставлены без удовлетворения судом общей юрисдикции, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривают конституционность абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области от 24 августа 2000 года "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области", согласно которому при выборах должностных лиц местного самоуправления кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов, признается избранным; если ни один из кандидатов не получил более половины от общего числа голосов, отданных за кандидатов, в соответствии с данным Законом проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов избирателей.

2.       Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).

3.       В силу взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 3 (часть 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

4. Особенности законодательной регламентации порядка определения результатов выборов в органы местного самоуправления предопределяются установленным Конституцией Российской Федерации разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов и обусловливаются необходимостью соблюдения конституционных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать абзац первый пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" не противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.


Глава 3. Законодательные акты субъектов Российской Федерации

На уровне субъектов Федерации общие вопросы регулирования местного самоуправления обычно находят отражение в их конституциях и уставах. Так, в Конституции Республики Северная Осетия — Алания местному самоуправлению посвящена гл. 10 «Местное самоуправление», в Уставе (Основном Законе) Саратовской области — гл. 12 «Местное самоуправление в области». В конституциях (уставах) вопросы, касающиеся организации местного самоуправления, как правило, регулируются в самом общем виде. Например, ст. 105 Устава Саратовской области гарантирует право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с законодательством РФ и области. Статьи 106-110 Устава закрепляют территориальные, организационные и финансовые основы местного самоуправления на территории области, устанавливают предметы ведения и полномочия органов; местного самоуправления.

В основном рассматриваемый вопрос регулируется в законах субъектов РФ. На региональном уровне в первую очередь необходимо принять базовый закон о местном самоуправлении. Неоднозначность прочтения конституционной нормы приводит к появлению разных подходов к осуществлению правового регулирования местного самоуправления на региональном уровне. Это, в частности, отражается в формулировке названия закона о местном самоуправлении. В субъектах РФ встречаются законы:

1) о местном самоуправлении (по этому пути идут большинство субъектов РФ, например Красноярский, Приморский, Камчатский края, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Республика Тыва и др.);

2) об организации местного самоуправления (Республики Марий Эл, Чувашия, Приморский край, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Читинская, Ульяновская области, город Москва, Еврейская АО);

3) об основах местного самоуправления (Алтайский край, Калининградская область);

4)      об общих принципах организации местного самоуправления (Республика Бурятия, Амурская, Липецкая, Ярославская области).

Законы субъектов Федерации, изданные в большинстве своем через несколько лет после вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995г., либо просто повторяют нормы данного Федерального закона, либо предлагают неоптимальные схемы организации местного самоуправления, не способствующие реализации конституционных целей, либо вследствие известных процессов «правового сепаратизма» нормы региональных законов идут вразрез с нормами Федерального закона от 28 августа 1995г., а то и Конституции РФ. Многие проблемы, возникавшие в процессе формирования системы местного самоуправления в России с 1995г., в значительной степени являлись следствием этого.[2.5.124]

Вся законодательная база местного самоуправления, сформированная в субъектах РФ, должна быть приведена в соответствие с новым Федеральным законом.


Заключение


В работе была подробно рассмотрена правовая основа местного самоуправления, был дан обзор основных правовых нормативных актов местного самоуправления Российской Федерации, раскрыты основные положения Конституции РФ, федеральных законов, актов субъектов РФ и нормативно-правовых актов, принимаемых в системе местного самоуправления.

В курсовой работе раскрывается общая характеристика понятия правовой основы муниципальных образований, освещается структура системы нормативно-правовых актов, дан перечень основных правовых нормативных актов в системе местного самоуправления., а также рассмотрен международно-правовой документ- Европейская хартия о местном самоуправлении, основной закон страны Конституция РФ, как важнейшего документа федерального значения, регламентирующего деятельность местного самоуправления, на котором должны базироваться все остальные нормативно-правовые акты. Основные положения федеральных законов и подзаконных нормативных актов о деятельности муниципальных образований освещены. Базовым специальным законом, регулирующим отношения в системе местного самоуправления является закон 2003 года. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В работе также освещены современные проблемы сохранения единого правового пространства страны, проблемы формирования материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований, проблемы, касающихся пределов вмешательства органов местного самоуправления в экономическую деятельность на территории муниципального образования.

На пути становления местного самоуправления как элемента народовластия и одной из основ конституционного строя России стоят как объективные, так и субъективные проблемы. Их скорейшее решение будет способствовать продвижению населения страны к свободе и благосостоянию. В числе всех прочих видов независимости, независимость местного сообщества, столь трудно утверждаемая, более всех подвержена вмешательству центральных и местных властей. Сами по себе институты местного самоуправления не способны противостоять государству. Пока независимость населения городских и сельских поселений по решению вопросов местного значения не войдет в обычай всего общества, ее без труда можно уничтожить, а стать обычной для общества она может только после того, как долгое время просуществует в последовательно реализуемых законах.



Библиография


1.1     Европейская хартия местного самоуправления, 1998 г. СПС Гарант Максимум

1.2     Конституция РФ. М., ИНФРА-М, 2004.

1.3     ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»№ 131 от 6 октября 2003 г. //СЗ РФ.2003№40 Ст.3822

1.4     ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» № 8 от 8 января 1998г.(с изменениями и дополнениями от 13апреля 1999г.,19 апреля,25 июля 2002г.) // СЗ РФ 1998.№2.Ст.224

2. Литература

2.5 Конституция РФ. Комментарий./ Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина-. –М,:Дело – 2006.

2.6     Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право- М,:Норма -2006,

2.7     Мильшин Ю.Н., Чанов С.Е. Муниципальное право России: Учебное пособие.- М,: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К»,2006-

2.8     Литягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления-.М,: Проспект, 2004

2.9     Фадеев В.И. Муниципальное право России- Учебник.М,:Юристъ,2005

3.Юридическая практика

3.10   Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. N 17-П"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова" // СПС Гарант Максимум


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты