Существуют документы по защите информации, описывающие циркулирующую в информационной системе и передаваемую по связевым каналам информацию, но документы по защите информации непрерывно дополняются и совершенствуются, хотя и уже после того, как злоумышленники совершают все более технологичные прорывы модели защиты информации, какой бы сложной она не была.
Сегодня для реализации эффективного мероприятия по защите информации требуется не только разработка средства защиты информации в сети и разработка механизмов модели защиты информации, а реализация системного подхода или комплекса защиты информации - это комплекс взаимосвязанных мер, описываемый определением "защита информации". Данный комплекс защиты информации, как правило, использует специальные технические и программные средства для организации мероприятий защиты экономической информации.
Кроме того, модели защиты информации предусматривают ГОСТ "Защита информации", который содержит нормативно-правовые акты и морально-этические меры защиты информации, и противодействие атакам извне. ГОСТ "Защита информации" нормирует определение защиты информации рядом комплексных мер защиты информации, которые проистекают из комплексных действий злоумышленников, пытающихся любыми силами завладеть секретными сведениями. И сегодня можно смело утверждать, что постепенно ГОСТ (защита информации) и определение защиты информации рождают современную технологию защиты информации в сетях компьютерных информационных системах и сетях передачи данных, как диплом "защита информации".
Сегодня существуют следующие виды информационной безопасности, а точнее виды угроз защиты информации на предприятии: пассивная и активная.
Пассивный риск информационной безопасности направлен на внеправовое использование информационных ресурсов и не нацелен на нарушение функционирования информационной системы. К пассивному риску информационной безопасности можно отнести, например, доступ к БД или прослушивание каналов передачи данных.
Активный риск информационной безопасности нацелен на нарушение функционирования действующей информационной системы путем целенаправленной атаки на ее компоненты. К активным видам угрозы компьютерной безопасности относится, например, физический вывод из строя компьютера или нарушение его работоспособности на уровне программного обеспечения. [5]
Защита информации и информационная безопасность строится на следующих принципах:
Построение системы информационной безопасности в России, также как и информационной безопасности организации требует к себе системного подхода, который предполагает оптимальную пропорцию между организационных, программных, правовых и физических свойств информационной безопасности РФ, подтвержденной практикой создания средств защиты информации по методам защиты информации, применимых на любом этапе цикла обработки информации системы.
Непрерывность развития системы управления информационной безопасностью. Для любой концепции информационной безопасности, тем более, если используются методы защиты информации в локальных сетях и компьютерных системах, принцип непрерывного развития является основополагающим, ведь информационная безопасность информации постоянно подвергается все новым и новым с каждым разом еще более изощренным атакам, поэтому обеспечение информационной безопасности организации не может быть разовым актом, и созданная однажды технология защиты информации, будет постоянно совершенствоваться вслед за ростом уровня взломщиков.
Принцип обеспечения надежности системы защиты информации и информационная безопасность - это невозможность снижения уровня надежности системы во время сбоев, отказов, ошибок и взломов.
Обязательно необходимо обеспечить контроль и управление информационной безопасностью, для отслеживания и регулирования механизмов защиты.
Обеспечение средств борьбы с вредоносным ПО. Например, всевозможные программы для защиты информации и система защиты информации от вирусов.
Экономическая целесообразность использования системы защиты информации и государственной тайны. Целесообразность построения системы защиты экономической информации заключается в превышении суммы ущерба при взломе системы защиты информации на предприятии над стоимостью разработки средства защиты компьютерной информации, защиты банковской информации и комплексной защиты информации.
Теперь обратимся к методам и средствам защиты информации, воплощенных в системе организации информационной безопасности, а также о правовом регулировании данного вопроса.
К методам и средствам защиты информации относят организационно-технические и правовые мероприятия информационной защиты и меры защиты информации (правовая защита информации, техническая защита информации, защита экономической информации и т.д.).
Организационные методы защиты информации и защита информации в России обладают следующими свойствами:
Методы и средства защиты информации обеспечивают частичное или полное перекрытие каналов утечки согласно стандартам информационной безопасности (хищение и копирование объектов защиты информации);
Система защиты информации - это объединенный целостный орган защиты информации, обеспечивающий многогранную информационную защиту;
Методы и средства защиты информации и основы информационной безопасности включают в себя:
Безопасность информационных технологий, основанная на ограничении физического доступа к объектам защиты информации с помощью режимных мер и методов информационной безопасности;
Информационная безопасность организации и управление информационной безопасностью опирается на разграничение доступа к объектам защиты информации - это установка правил разграничения доступа органами защиты информации, шифрование информации для ее хранения и передачи (криптографические методы защиты информации, программные средства защиты информации и защита информации в сетях);
Информационная защита должна обязательно обеспечить регулярное резервное копирование наиболее важных массивов данных и надлежащее их хранение (физическая защита информации);
Органы защиты информации должны обеспечивать профилактику заражение компьютерными вирусами объекта защиты информации.
Очевидно, что эти методы и средства обязательно регламентируются нормами права для создания в государстве, в частности в Российской Федерации, системного и единообразного подхода к их реализации и исполнению.
1.2 Характеристика угроз информационной безопасности
При изучении всего комплекса нормативных правовых актов по теме моей курсовой работы мы пришли к выводу, что наиболее полно как сами угрозы, так и их возможные источники перечислены в доктрине информационной безопасности, потому мне показалось целесообразным привести краткий обзор этой части доктрины в этой главы.
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Среди вышеперечисленных угроз к сфере внешней информационной безопасности можно отнести следующие.
Из первой группы (угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина): вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), в т. ч. и извне.
Из второй группы (угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ): монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории. [6]
Из третьей группы (угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов): противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Из четвертой группы (угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России): уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации и т.д. [7]
Помимо этого, в доктрине указаны источники угроз информационной безопасности России, среди которых необходимо выделить те из них, которые касаются внешней безопасности.
В соответствии с этим документом источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние, хотя, по мнению автора, между ними существует тесная взаимосвязь. В отдельных случаях внутренние источники могут квалифицироваться как внешние, и наоборот.
К внешним источникам доктрина относит:
деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов России в информационной сфере;
стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;