Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора.
При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
1) о застрахованном лице;
2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора (ст. 942 ГК)
Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Его структура отражает особенности экономики России современного этапа.
В соответствии с задачами, возложенными на Министерство финансов РФ «Положением о Министерстве финансов РФ», Минфин РФ:
а) участвует в работе по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране, способствующие увеличению национального дохода и поступлений в бюджет;
б) участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных финансовых централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;
в) организует в соответствии с законодательством РФ и составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет Российской Федерации, а также составляет проект федерального бюджета и представляет их в Правительство РФ;
г) обеспечивает в установленном порядке исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов; осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
д) осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и социально-культурной сфер, отчетности и устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет расходов, производимых из бюджета;
е) совместно с Министерством экономики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти анализирует ход проведения экономической реформы, состояние экономики и финансов отраслей народного хозяйства и регионов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования;
ж) разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, принимает участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;
з) проводит по поручению Правительства РФ переговоры с уполномоченными органами других государств, связанные с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписывает указанные соглашения от имени Правительства РФ;
и) принимает участие в определении ценовой политики, в работе по анализу уровня цен в стране и совершенствованию ценообразования;
к) принимает участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
л) участвует совместно с Министерством экономики РФ Центральным банком РФ в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля;
м) осуществляет выпуск в установленном порядке государственных внутренних займов РФ, совместно с Центральным банком РФ производит обслуживание государственного внутреннего долга России;
н) разрабатывает предложения по формированию финансового рынка; осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, в соответствии с законодательством РФ выдает лицензии на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг, ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг и Единый реестр инвестиционных фондов; выдает лицензии на производство бланков ценных бумаг, осуществляет контроль за соблюдением правил их производства, хранения и учета;
о) дает разрешения федеральным органам исполнительной власти, а также федеральным общественным организациям на проведение всероссийских лотерей;
п) участвует в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их организационной структуры; подготавливает предложения о размерах фонда оплаты труда работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
р) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики, участвует в переговорах о предоставлении этими организациями РФ кредитов;
с) анализирует валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, подготавливает предложения по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, по увеличению валютных ресурсов страны и экономному расходованию иностранной валюты, участвует совместно с Министерством экономики РФ в разработке валютно-кредитной политики, направлений использования централизованных валютных ресурсов; разрабатывает прогноз платежного баланса; принимает участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;
т) разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти обслуживание государственного внешнего долга и задолженности иностранных государств РФ, ведет в установленном порядке Государственную книгу внешнего долга РФ;
у) участвует совместно с Министерством экономики РФ в разработке инвестиционной политики;
ф) рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
х) рассматривает проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проекты планов сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; устанавливает по представлению Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням и согласованию с Министерством экономики РФ расчетные, отпускные камни; осуществляет совместно с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Комитетом РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням контроль за реализацией на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
ц) устанавливает совместно с Комитетом РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням размеры пробирной платы за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов и размеры платы за экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
ч) обеспечивает изготовление Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, а также орденов, медалей и других знаков отличия, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и бланков строгой отчетности по утвержденным в установленном порядке образцам;
ш) организует в соответствии с законодательством РФ в Министерстве и подведомственных ему предприятиях, учреждениях и организациях работу по обеспечению режима секретности и контролю за разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по защите государственных секретов от разглашения и утечки информации при использовании технических средств;
щ) заключает от имени Правительства РФ соглашение с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов;
э) обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства предложения по совершенствованию этого законодательства;
ю) организует в соответствии с законодательством РФ: проведение аттестации по аудиту предприятий, их объединений, организаций и учреждений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также ведение государственного реестра выданных квалификационных аттестатов аудиторов; лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита, а также ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии.
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
· государственные финансы в целом – участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
· государственный бюджет – организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
· внебюджетные государственные федеральные фонды – подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
· страхование – участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
· денежное обращение – разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
· государственный кредит – выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
· финансовый рынок – разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
· валютно-финансовые отношения – подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
· финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
· организация учета и отчетности – анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, в том числе:
· вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (получать от государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также предприятий, учреждений, организаций, банков, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, необходимые материалы, документы, бухгалтерские балансы, отчеты, справки и т.д., проводить документальные ревизии и проверки, давать обязательные к применению указания по устранению выявленных нарушений);
· по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а при необходимости приостанавливать финансирование предприятий, учреждений и организаций, взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; запрещать, либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами при нарушении законодательства);
· по регулированию соотношения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в процессе их исполнения и поступлений налогов в федеральный бюджет (заключать от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели; выдавать при необходимости ссуды из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам субъектов Федерации с погашением этих ссуд в пределах бюджетного года, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет с уведомлением Федеральной инспекции по налогам и сборам.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6; ч. 3 БК РФ).
Проанализируем роль Министерства Финансов в бюджетном процессе.
Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.
Третьей стадием бюджетного процесса является исполнение бюджета.
В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти, в том числе и на Министерство Финансов возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях - за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.
ООО «Импорт» ввезло на таможенную территорию РФ автомобиль Тойота. Таможенная стоимость автомобиля равна 180 тыс. рублей. Мощность двигателя – 160 лошадиных сил.
1) Определить сумму акциза и налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате на таможне при ввозе автомобиля.
2) Определить элементы и сумму транспортного налога, подлежащих уплате по приобретенному автомобилю.
1) Согласно пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске их для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме. Согласно ст. 164 НК РФ налогообложение НДС в данном случае производится по ставке 18%. Следовательно, сумма НДС будет равна:
180000 руб. х 0,18 = 32400 руб.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ данный автомобиль, поскольку мощность его двигателя больше 150 лошадиных сил является подакцизным товаром. В ст. 193 НК РФ сказано, что налоговая ставка по автомобилям с мощностью двигателя свыше 150 л.с. равна 153 руб. за 1 л.с. Следовательно, сумма акциза равна:
153 руб. х 150 л.с. = 24480 руб.
2) Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в данном случае как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя для автомобилей свыше 150 л.с. до 200 л.с. в размере 10 руб. за одну лошадиную силу. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Значит, транспортный налог в этом случае будет не более следующей суммы:
10 руб. х 160 л.с. = 1600 руб.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2.
2. Емельянов А.С. Финансовое право России. М., Былина, 2002.
3. Карасева М.В. Финансово-правовая ответственность/ М.В. Карасева, Ю.А. Крохина. Финансовое право: краткий учебный курс. М., Норма, 2001.
4. Финансовое право: Учебник / Под ред. Горбуновой. С. М., 2003.
5. Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 3005.
Страницы: 1, 2