Правовые отношения в сфере права собственности

Передачей признается вручение вещи приобретателю (т.е. фактическое вступление в ее владение) или сдача перевозчику для отправки приобретателю, либо сдача в организацию связи для пересылки приобретателю (если вещь была отчуждена без обязательства доставки). К передаче вещи приравнивается также передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.


2. Право частной собственности граждан и юридических лиц

2.1 Субъекты права собственности


В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Поскольку все собственники имеют на свое имущество одни и те же правомочия (владение, пользование, распоряжение) и права всех собственников защищаются равным образом, т.е. закон не ставит ни одну из форм собственности в привилегированное положение (как это было ранее с государственной собственностью), в ГК основное внимание уделяется не формам, а субъектам права собственности.

Субъектами права собственности являются граждане, юридические лица (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений), Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Статус собственников различается кругом объектов и устанавливаемыми только законом особенностями приобретения и прекращения права собственности, а также порядка осуществления правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом.

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, кроме тех его видов, которые по закону не могут принадлежать гражданам или юридическим лицам, в том числе имущество, изъятое из оборота по ст. 129 ГК (например, национальные природные парки, художественные ценности общероссийского значения или боевая техника). Количество и стоимость имущества граждан и юридических лиц не ограничиваются. Ограничения могут быть установлены только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК). В условиях, когда частные структуры контролируют имущество, оцениваемое миллиардами долларов (например, в нефтегазовой сфере), подобные нормы не лишены оснований.

Важными объектами права частной собственности в настоящее время являются такие объекты недвижимости, как предприятия, земельные участки и жилые помещения. На их приобретение (или строительство) ориентирует, в частности, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. ЖК РФ.

Из юридических лиц правом собственности на имущество обладают коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Юридические лица являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Порядок формирования и режим отдельных видов имущества, принадлежащего на праве собственности конкретным юридическим лицам, устанавливаются, помимо п. 3 и 4 ст. 213 ГК, другими статьями ГК о различных коммерческих и некоммерческих организациях. Например, в силу п. 1 ст. 66 ГК имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное или приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.


2.2 Приватизация как способ перехода публичной собственности в частную собственность


Важным основанием производного приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами является переход к ним государственного и муниципального имущества в рамках приватизации. Приватизация, будучи основанием приобретения права собственности для граждан и юридических лиц, одновременно служит предпосылкой прекращения на соответствующее имущество права государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 217 и абз. 2, 3 подп. 7 п. 2 ст. 235 ГК государственное или муниципальное имущество может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации[5].

В соответствии с данным Законом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 указанного Закона.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

а) преобразование унитарного предприятия в ОАО;

б) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

в) продажа акций ОАО на специализированном аукционе;

г) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе[6];

д) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций ОАО;

е) продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

ж) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549);

з) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

и) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО;

к) продажа ОАО по результатам доверительного управления.


3. Право публичной собственности (государственной и муниципальной)

3.1 Понятие и субъекты права публичной собственности


Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение объектов публичной (т.е. государственной и муниципальной) собственности между конкретными ее субъектами осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1. В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество вооруженных сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. Многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, автомобильного транспорта и т.п.).

Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 09.12.1999 № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» при передаче предприятий как имущественных комплексов в собственность субъектов РФ размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ, уменьшается на сумму стоимости передаваемых предприятий, которая определяется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.

Помимо ГК и других федеральных законов публичная собственность на землю регламентируется также ЗК, Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и Законом об обороте земель сельхозназначения.

К муниципальной собственности относятся, прежде всего, объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т.п.).

В настоящее время идет процесс последовательной передачи объектов федеральной собственности в ведение субъектов Федерации, а государственной собственности — в муниципальную[7]. Процессы приватизации и национализации имущества играют диаметрально противоположную роль для субъектов публичной собственности в сравнении с частной собственностью, т.е. собственностью граждан и юридических лиц. В отличие от последних, для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация — одним из оснований ее возникновения.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России (речь идет, например, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» приказом Минфина России от 26.08.2004 № 71н утвержден Порядок передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 данного Порядка Минфину России передаются конфискованные ценности, ценности, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации был заявлен режим отказа в пользу государства, клады ценностей и иные ценности, обращенные в собственность государства.


3.2 Разграничение объектов права публичной собственности


Помимо разграничения публичной собственности на двухуровневую — государственную и муниципальную, существенное значение имеет порядок управления той или другой собственностью и их двухэлементная объектная структура. Структурно объекты права собственности распадаются на две части (элемента):

1) имущество, закрепляемое за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294, 296 ГК);

2) средства соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта РФ или местного бюджета) и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции и лица, указанные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3 ст. 125 ГК).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты