Правовые последствия устных сделок купли

- документы, подтверждающие законность приобретения транспортных средств за пределами Республики Беларусь;

- копия приказа (распоряжения) о передаче транспортного средства;

- копии учредительных документов юридического лица в случае внесения транспортных средств в уставный фонд организации;

- свидетельство о праве собственности на долю в имуществе, составляющем общую собственность супругов;

- иные документы в случаях, предусмотренных законодательством.

По содержанию приведенного перечня видно, что лицо, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи, ни одним из перечисленных документов не обладает. И хотя приведенный перечень не является исчерпывающим, что расширяет рамки возможностей лица, ходатайствующего о регистрации транспортного средства, такое лицо в любом случае предоставленной возможностью воспользоваться не может, поскольку оно также не обладает никаким иным доказательством, подтверждающим приобретение транспортного средства. Устное свидетельство продавца для целей регистрации покупателем приобретенного транспортного средства в качестве доказательства неприменимо.

В связи с чем действия лица, которое приобрело транспортное средство по сделке купли-продажи, совершенной в устной форме, с одной стороны, не могут быть расценены как противоправные, поскольку закон их не запрещает, а с другой стороны, такое лицо - покупатель - не имеет права использовать приобретенное транспортное средство в дорожном движении, так как не может застраховать свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства. Что же касается прежнего владельца - продавца - то он, сняв с учета транспортное средство для продажи, не сможет подтвердить в регистрирующем органе ГАИ, что оно действительно продано, а новый владелец - поставить приобретенное транспортное средство на учет по собственному месту жительства, то есть произвести регистрацию транспортного средства как своей собственности. Таким образом, покупатель фактически лишен одного из составляющих его права собственности, а именно права использования приобретенного имущества по назначению.

Кто из владельцев возмещает вред

Теперь рассмотрим вопрос распределения бремени ответственности за причинение вреда в процессе эксплуатации транспортного средства, проданного по устной сделке купли-продажи.

В соответствии со ст. 948 ГК обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (ст. 611 ГК), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

Как уже неоднократно указывалось, устная сделка купли-продажи транспортного средства, поскольку таковая законом не запрещена, влечет возникновение права собственности, то есть создает законное основание владения. Однако именно такая особенность сделки купли-продажи транспортного средства, как совершение ее в устной форме, вызывает определенные сложности в установлении лица, должного нести ответственность за вред, причиненный транспортным средством как источником повышенной опасности.

Буквальное прочтение нормативных предписаний ст. 948 ГК требует возложения обязанности по возмещению вреда на собственника транспортного средства либо иного его законного владельца. При этом в соответствии с техническим паспортом транспортного средства таковым является его продавец, а документальные (письменные) доказательства обратного отсутствуют. Возложение же обязанности по возмещению вреда, причиненного при эксплуатации транспортного средства, на продавца, который фактически перестал быть его собственником, противоречит самому смыслу принципа возмещения вреда. Поэтому в случае причинения вреда лицом, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи (покупателем), вопрос возложения на него обязанности по возмещению причиненного вреда решается не ранее, чем будет однозначно установлено право собственности покупателя на приобретенное транспортное средство.

В этой связи хотелось бы привести в качестве положительного примера практику суда Заводского района г. Минска, при которой сложился следующий порядок рассмотрения таких гражданских дел по возмещению вреда. Так, если в ходе рассмотрения дела ответчики - причинитель вреда и лицо, числящееся собственником транспортного средства согласно учету МРЭО (РЭП) ГАИ, - сообщают суду, что между ними была достигнута договоренность о купле-продаже транспортного средства, оно было передано покупателю, а продавец получил оговоренную денежную сумму, а также сведения о том, что дальнейшее поведение покупателя свидетельствовало о его отношении к приобретенному транспортному средству как к своей собственности, а поведение продавца - об обратном, суд разъясняет ответчикам их право в порядке, предусмотренном ст. 161 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК), по взаимному соглашению сторон ходатайствовать о приостановлении производства по рассматриваемому делу о возмещении вреда с целью подачи и получения результата рассмотрения иска о признании за покупателем права собственности на приобретенное транспортное средство.

Напомним, что к документам, подтверждающим приобретение транспортных средств, согласно п. 20.1 Правил учета транспортных средств относятся как решение суда о признании права собственности, так и договор купли-продажи транспортного средства. Для заинтересованных лиц последнее проще в оформлении, в связи с чем на первый взгляд может показаться более предпочтительным выходом из сложившейся ситуации.

В этой связи следует обозначить разницу в правовых последствиях для участников судебного спора о возмещении вреда между решением суда о признании за покупателем права собственности на транспортное средство, вынесенным в период приостановления производства по делу о возмещении вреда, и договором купли-продажи транспортного средства, заключенным в тот же период. Эта разница заключается в следующем.

Если стороны изберут второй путь, то тем самым они закрепят дату перехода права собственности на транспортное средство, которая, во-первых, не будет совпадать с датой его фактической купли-продажи, что само по себе явится противоречием, ставящим под сомнение законность совершения такой сделки и требующим соответствующей оценки суда, а во-вторых, будет подтверждать наличие права собственности именно продавца, а не покупателя в отношении транспортного средства на день дорожно-транспортного происшествия, которое, как известно, имело место до возникновения спора, что, в свою очередь, с учетом нормативных предписаний ст. 948 ГК послужит доказательством обязанности по возмещению вреда не покупателем, а продавцом. Тем самым ответчики создадут основания для вынесения решения о взыскании суммы вреда, причиненного в ДТП покупателем, с продавца.

Если же по иску о признании права собственности на транспортное средство, приобретенное по устной сделке купли-продажи, будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований покупателя, то тем самым будет установлен факт купли-продажи. В соответствии с ч. 2 ст. 182 ГПК факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, обязательны для суда и не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица или их правопреемники. Таким образом, факт и дата перехода права собственности в отношении транспортного средства, проданного по устной сделке купли-продажи, будут установлены судом и не потребуют доказывания в ином судебном процессе. Более того, решение суда об установлении факта совершения сделки купли-продажи либо решение о признании права собственности на приобретенное по такой сделке транспортное средство за покупателем является одним из документов, позволяющих регистрацию транспортного средства в соответствии с Правилами учета транспортных средств.


Собственности нет, а право собственности осталось


И, наконец, коснемся вопроса прекращения права собственности покупателя, который приобрел транспортное средство по устной сделке купли-продажи.

Статьей 210 ГК установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения его имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Статья 236 ГК гласит, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, утрате права собственности на имущество и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Не исключено, что покупатель транспортного средства по устной сделке купли-продажи окажется последним его собственником и будет, вопреки всем нормативным запретам и предписаниям, эксплуатировать транспортное средство путем использования в дорожном движении до полного исчерпания его технических возможностей. При этом транспортное средство, более не пригодное к эксплуатации, возможно, утилизированное, по-прежнему формально будет числиться по праву собственности за его продавцом.

Если же лицо, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи, пожелает его продать (либо осуществить его отчуждение в любой иной разрешенной законом форме), то последующий покупатель столкнется с теми же правовыми сложностями в реализации своего права собственности на приобретенное транспортное средство, что и предыдущий. Более того, есть основания полагать, что все последующие, если таковые будут иметь место, сделки по отчуждению транспортного средства, приобретенного ранее в силу устного договора, скорее всего, будут носить также лишь устную форму.

Думайте сами, решайте сами

Таким образом, анализ прав и обязанностей продавца и покупателя, возникающих в связи с заключением между ними договора купли-продажи транспортного средства в устной форме и регламентированных соответствующими нормами права, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, приобретение транспортного средства по устной сделке купли-продажи минимизирует объем прав покупателя транспортного средства как собственника, а именно:

- покупатель имеет право владеть транспортным средством, однако не имеет возможности документально ни подтвердить, ни оформить свое право владения;

- покупатель формально имеет право пользования приобретенным транспортным средством, однако фактически использование оного в дорожном движении ему запрещено;

- покупатель имеет право распоряжаться своим имуществом, однако, учитывая специфику имущества как подлежащего обязательному учету, не имеет возможности соблюсти требования такого учета.

Во-вторых, продавец транспортного средства по устной сделке купли-продажи формально остается собственником проданного имущества и в связи с этим лишен возможности в установленном порядке документально закрепить прекращение своего права собственности и налагаемых таким правом обязанностей собственника.

В-третьих, поскольку закон связывает обязательства по возмещению вреда, причиненного при эксплуатации в дорожном движении транспортного средства как источника повышенной опасности, с правом собственности либо правом иного законного владения, то избежание титульным собственником, каковым остается продавец транспортного средства по сделке купли-продажи, заключенной в устной форме, обязанности по возмещению вреда, причиненного покупателем, возможно лишь после документального подтверждения факта сделки купли-продажи.

Как видим, правовые последствия сделки купли-продажи транспортного средства, совершенной в устной форме, столь очевидно негативны для сторон такой сделки, что доказывает нецелесообразность совершения ее в указанной форме. Нормализация названных правовых последствий возможна лишь при последующем документальном оформлении сделки купли-продажи транспортного средства, заключенной ранее в устной форме. К сказанному следует добавить, что с учетом распространенности устных сделок купли-продажи транспортных средств сложившаяся ситуация в правовом плане может быть охарактеризована как проблемная и требующая своего разрешения путем принятия соответствующих мер, направленных на воспрепятствование передаче транспортных средств по сделкам, заключенным в устной форме.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты