Правовые проблемы Арктики
План
Введение
Глава 1. Арктические зоны
§1. История возникновения арктических зон
§2. «Секторальный принцип» владений в Арктике
§3. Характеристика зоны РФ в Арктике
Глава 2. Правовой режим мореплавания в прибрежных водах арктических государств и его законодательство
§1. Законодательство приарктических государств в отношении правового режима в Арктике
§2. Правовой режим мореплавания в прибрежных водах приарктических государств
§3. Правовой режим мореплавания в российских арктических водах
Глава 3. Проблемы Арктики
§1. Проблема интернационализации Арктики
§2. Правовые проблемы демилитаризации и режима морских пространств Арктики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Многообразные вопросы освоения и использования пространств и природных ресурсов Мирового океана, в том числе арктических, порождают весьма сложные геополитические, политические, международно-правовые, экологические, военные и другие проблемы[1]. В свою очередь, своеобразие арктических проблем объясняется прежде всего тем, что по своим географическим и климатическим особенностям Арктика существенно отличается от других частей земного шара и Мирового океана.
Северный морской путь (СМП) - главная национальная морская коммуникация России в Арктике, имеющая жизненно важное значение для ее настоящего и будущего освоения. СМП как единая транспортная система связывает европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных рек Сибири и пролегает в районах, примыкающих к Арктическому побережыо Российской Федерации. Полярные моря российской Арктики связаны многочисленными интегральными связями с прилегающими районами российского Севера и играют в его экономике значительную роль. Всего в российской Арктике на протяжении Севморпути находится около 50 портов, порт-пунктов и терминалов.
Статус и правовой режим СМП нельзя рассматривать изолированно, вне связи с особой заинтересованностью и особыми историческими правами Российской Федерации на эту полярную морскую трассу. Однако следует обратить внимание и на то, что кроме национальных законодательных актов, международных соглашений Канады, ее политико-правовая позиция в отношении Арктики подкрепляется регулярными заявлениями политиков, военных, географов, юристов, фактическими действиями по усилению государственного контроля в арктическом секторе Канады.
Целью моего исследования является, во-первых, проследить историю создания арктической зоны, во-вторых, рассмотреть законодательство, касающееся арктических зон и их правового статуса, наконец, рассмотреть основные проблемы Арктики на сегодняшний день.
В соответствии с указанными целями в моей курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) Выявить исторические особенности развития Арктической зоны.
2) Последовательно охарактеризовать основную характеристику зоны РФ в Арктике.
3) Тщательно рассмотреть законодательство приарктичеких государств и их правовой режим.
4) Охарактеризовать основные проблемы Арктики на сегодняшний день.
Степень научной разработанности данной темы достаточно велика. Ею занимались такие ученые, как К.А. Бекяшев, Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, Г.В. Игнатенко, О.И.Тиунов, Б.Н. Топорнин, С.А.Глотов, М.Л.Энтин, Э.С.Кривчикова, Ю.Я. Баскин, Д.И.Фельдман, Г.И.Морозов, Д.Б.Левин, Г.И.Тункин, Г.В.Черниченко, И.И.Лукашук, Л.Н.Анисимов, С.Б.Крылов и др. Среди зарубежных авторов необходимо выделить Т.К.Хартли, Д.Анцилотти, Я.Броунли.
Глава 1. Арктические зоны
§1. История возникновения арктических зон
В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.
Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.
Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 г. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 г.
Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.
§2. «Секторальный принцип» владений в Арктике
В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.
Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств. В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.
Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 г. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 г.
Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Другие арктические государства не пошли по этому пути. Соответствующие вопросы регулируются их законами о континентальном шельфе, экономической зоне и др.
Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам. Что же касается режима морских пространств Арктики, то он является общим, правда, с некоторой спецификой.
Во-первых, природа Арктики особенно чувствительна к отрицательным воздействиям. Поэтому приарктические государства издали законы об охране природной среды региона. В России действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. N 1398-XI "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР".
На Арктику распространяется общее положение Конвенции по морскому праву 1982 г., закрепившее право прибрежного государства принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах (ст. 234). Это право действует в пределах исключительной экономической зоны.
Вторая особенность режима арктического моря касается прибрежного судоходства. Норвегия и Канада установили своими законами особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (ст. 14). Северный морской путь рассматривается как исторически сложившаяся национальная единая коммуникация Российской Федерации. Протяженность этой коммуникации примерно 35000 морских миль. Она проходит также через участки открытого моря. Пользование осуществляется в соответствии с законами и договорами России, а также Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством РФ.
§3. Характеристика зоны РФ в Арктике
Территорию Российской Федерации образуют: а) сухопутная территория Российской Федерации (17075,4 тыс. кв. км); б) водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод; в) земные недра в пределах сухопутной и водной территории; г) воздушное пространство до его границы с космосом; д) арктическая территория.
Многочисленные дискуссии вокруг российских недр также нередко сводятся к требованиям создания нового федерального закона о недрах, ужесточения в праве государственного надзора за их предоставлением и эксплуатацией. Здесь налицо извечная проблема понимания населением правотворчества и правоприменения: если в законе предусмотрены надлежащие правоотношения, обязанности и права сторон, то проблема в их реализации; если их в законе не предусмотрено, но они нужны, востребованы практикой, то нужно дополнять, менять закон. Без инвентаризации права и правоприменения разговоры об обеспечении национальных интересов становятся беспочвенными, призванными "увести" массовое сознание от действительных проблем наличия и форм осуществления государственной воли, уполномоченной правом и выраженной в праве[2].
На основе Международной конвенции по морскому праву и действующих в соответствии с ней Федеральных законов "О недрах", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в ООН Россией представлены технические и правовые обоснования своей части континентального шельфа площадью более одного млн. кв. км, примыкающего к Северному полюсу, где могут быть обнаружены доступные для извлечения богатейшие полезные ископаемые. В условиях видимой исчерпанности минеральных земных запасов и намечающегося передела углеводородного сырья защита национальных интересов в арктической зоне приобретает немаловажное значение .
Мы должны основываться на конституционном положении об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, на нравственных представлениях россиян о характере происхождения природных благ. Конституционный Суд РФ в 2000 г. подтвердил принадлежность природных ресурсов всему многонациональному народу России. Поэтому справедливо включать природные богатства в неотъемлемую и важную составляющую социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Провозглашенная ответственность общества, государства, человечества за природные компоненты жизни не только настоящего, но и будущих поколений, за обеспечение социальной справедливости предполагает "золотую середину" в использовании публично-правовых и частноправовых средств воздействия на загрязнителей природной среды, на экологических правонарушителей.