Правовые проблемы института альтернативной гражданской службы

Срок альтернативной службы по сравнению с военной службой увеличен в 1.75 раза [6] и составляет 21 месяц. Принцип прохождения службы - как правило, экстерриториальный, т.е. за пределами территории субъектов РФ, в которых проживают призывники. Предусмотрен достаточно широкий перечень оснований для отказа в замене военной службы на АГС.

Решение о замене воинской службы по призыву альтернативной гражданской принимает районная призывная комиссия по заявлению призывника. Состав призывной комиссии предусмотрен «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.[7] Заявление гражданин обязан подать за 6 мес. до наступления времени призыва[8].

В заявлении необходимо обосновать, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы, учебы, а также другие документы, подтверждающие достоверность доводов призывника. Необходимо также указать лиц, которые согласны подтвердить указываемое в заявлении.

Перечни видов работ и должностей, а также предприятий и организации, где предусмотрено прохождение АГС, а также порядок прохождения службы определяются Правительством РФ. Конкретные должности в конкретных организациях, где предлагается предусмотреть прохождение АГС [9], а также предложения по количеству граждан, которые могут быть приняты для прохождения АГС, предоставляют в установленном порядке федеральные органы исполнительной власти.

С начала 2007 года появилась тенденция к некоторому увеличению желающих заменить военную службу на альтернативную гражданскую, было подано 411 соответствующих заявлений. И это вполне логично, ведь срок прохождения АГС сокращается теми же темпами, что и срок службы в армии. С 2008 года он составит 21 месяц, а для тех, кто будет проходить гражданскую службу в организациях Вооружённых сил, срок службы составит 18 месяцев. Однако несмотря на это, в полной мере реализовать АГС в России невозможно, что связана с несовершенством юридической конструкции института, а также рядом проблем.

─ В июле 2003 г. Президентом РФ издан Указ “Вопросы организации альтернативной гражданской службы”[10]. В этом документе описывается механизм исполнения закона. В частности, уполномоченными исполнителями закона названы Министерство труда и социального развития и Министерство обороны. Мы полагаем, что необходим наиболее широкий спектр взаимодействия между Министерством здравоохранения и социального развития (правопреемник Министерства труда и соц.развития) и Министерством обороны, чтобы подготовительный этап набора альтернативщиков осуществляло Минобороны РФ, а гражданские министерства и службы определяли место несения АГС.

─ Не делает привлекательной АГС большой, хоть и периодически снижаемый, срок её прохождения. Так, например, по Резолюции Европейского парламента от 13 декабря 1989 года, гражданская служба не может быть продолжительнее военной более чем в 1.5 раза. В России альтернативная служба не только длиннее военной в 1,75 раза, но и является одной из самых продолжительных в Европе. Такой срок является для граждан, избравших АГС, дискриминационным по сравнению условиями, установленными в резолюции. Это достаточно длительный срок, потому что приходится на период самого активного времени в жизни человека.

─ Есть ещё один фактор, который, по мнению экспертов, не повышает популярность АГС среди молодёжи – нехватка жилья для альтернативщиков. Именно работодатель, к которому прибывает служащиё работать должен обеспечить его жильём. В законе указано – общежитием. Если в 2004 году возможность предоставить «альтернативщикам» жильё была у 70% работодателей, то сейчас только у 9 %. Но в Госдуме рассматриваются поправки в Закон об АГС, согласно которым призывники получат право проходить её по месту жительства. В действующем пока законе предпочтение отдаётся экстерриториальному прохождению АГС. Но жизнь показала, что это требование становится всё менее выполнимым по вполне объективным причинам.

─ Фактический запрет проходить службу по месту жительства совершенно не привлекает молодёжь, т.к. молодой человек, находящийся вдали от родного дома испытывает некоторые психологические, а также финансовые трудности. Хорошо известно, что ни минимальная заработная плата, ни даже оплата на уровне прожиточного минимума в России не обеспечивает стандарты уровня жизни. Молодой человек находится в принципиально иных экономических условиях по сравнению с тем, что у него были при гражданской жизни. В этих условиях государству не избежать дополнительных расходов, связанных с поддержанием уровня жизни АГС-служащих. Введение АГС требует увеличение инвестиций для оплаты труда работников.

─ В Законе об АГС указано, что гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ[11], также указано, что к месту службы дорогу оплачивает федеральный бюджет, а ехать в отпуск придётся из средств работодателя. Проблема заключается в том, что сможет ли альтернативщик реально съездить домой.

─ Существует проблема в недостатке рабочих мест в организациях, входящих в перечень видов работ и организаций. Таким образом, создаётся противоречие – де-юре должности есть, а де-факто - должности отсутствуют в организациях данных субъектов РФ, т.е. перечень организаций и профессий существуют отдельно друг от друга. Например, в Ярославской области существует лишь одна организация для прохождения АГС. Это Областная психиатрическая больница «Спасское». Совершенно ясно, что в данном учреждении «альтернативщику» не будет предложено место юриста или программиста для службы.

─ В основном призывники направляются на должности, где не будет полностью реализованы их интеллектуальный потенциал, хотя в перечне должностей присутствуют такие профессии как инженер, программист, юрист и другие. А в настоящее время образ «альтернативщика» ассоциируется лишь с санитаром в больнице.

─ Никто не может точно определить численность потенциальных «альтернативщиков». Это связано с тем, что число подающих заявление не совпадает с реальным числом тех, кто доказал свои пацифистские убеждения.

─ Возникают наибольшие проблемы ситуация с доказательностью убеждений «альтернативщика» об отказе от военной службы. С одной стороны неправильно заставлять молодого человека принести справку, что он верующий, с другой – нельзя лишать призывную комиссию права отказать. Даже сама процедура принятия решения об АГС напоминает судебное заседание. Возможно, следует разграничить основания для предоставления гражданам АГС по примеру Кыргызстана в отношении перечня оснований для предоставления гражданам АГС.

─ Также немаловажно установить четкие критерии, которыми руководствуется комиссия в определении пацифистки убеждённого человека.

─ Ограничивает право осуществления выбора обязанность гражданина подать заявление о замене военной службы альтернативной ещё в несовершенном возрасте – в 17 лет, за 6 месяцев до наступления времени призыва[12]. При этом молодой человек, будучи несовершеннолетним, должен обосновать свою позицию в заявлении. Если же заявление у него элементарно не приняли или отклонили, то он должен обжаловать это решение в суде по истечении 3 месяцев, то есть также до достижения совершеннолетия, в противном случае он уже лишается права на замену военной службы альтернативной гражданской. Согласно Конституции РФ [13], гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объёме с 18 лет, кроме того, этот жёсткий порядок ограничивает свободу совести тех молодых людей, кто осознаёт свой выбор позднее, чем за 6 месяцев до призыва.

─ Вызывает опасения коррупциогенность данного закона. Окончательное решение, в какой организации, и на какой территории будет проходить службу заявитель АГС, зависит от одного чиновника – военного комиссара[14]. При этом закон устанавливает, что прохождение АГС организуется, как правило, за пределами того субъекта Российской Федерации, где гражданин проживает[15]. Все это, а именно, произвольное оставление гражданина, на территории постоянного проживания приведет к коррупции. Устанавливая принцип экстерриториальности, комиссия фактически руководствовалась не интересами заявителя, а интересами сохранения традиционного порядка прохождения военной службы по призыву.

2.2 Общественное мнение относительно АГС в России

Ввиду актуальности данной темы, нами был проведён социологический опрос. Основную массу респондентов составили молодые люди, которые в будущем пойдут служить, а также родители некоторых из них. Было опрошено 60 человек, среди которых 40 молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет и 20 мужчин и женщин (родителей). (Приложение 2). В ходе исследования нами были заданы вопросы (Приложение 1) и мы получили следующие результаты.

Новый институт АГС пока не получил широкой поддержки в обществе. Это говорит нам о том, что в обществе сильны милитаристские настроения, но всё-таки наше общество меняется и многие согласились бы уже пойти на АГС. Хотя следует уточнить, что во многом это обусловлено страхом перед армией.

Мнения молодых людей и их родителей насчёт службы по призыву во многом схожи. Все они утверждают, что службы по призыву необходима для общей физической подготовки мужчин и создания фундамента для обороноспособности страны, но всё же служба омрачается присутствием дедовщины, поэтому молодые люди уклоняются от службы в армии. Однако ясно видна позиция по поводу контрактной службы, заметное большинство считают, что наиболее предпочтительна для нашей страны контрактная служба, т.к. «контрактники – профессионалы своего дела» и России нужна такая профессиональная армия, чтобы её действиями в случае серьезных военных конфликтов (Чечня, Северный Кавказ) осуществлялись интересы РФ. К тому же это неплохой заработок, хоть и опасный.

В итоге мы сделали выводы:

1) Общество поддерживает и больше доверяет контрактной службе.

2) К службе по призыву у населения противоречивые мнения ввиду отсутствия порядка и дисциплины в армии.

3) Институт АГС пока не получил широкой поддержки в обществе, но стоит его совершенствовать, развивать, чтобы требования альтернативщиков отвечали возможностям государства.



Заключение

Нами было проведено исследование, в ходе которого заключение мы сделали в виде таблицы, которая разделена на столбцы, которые обозначают соответственно проблему, ее обоснование и предлагаемое нами их решение.


Проблема

Обоснование проблемы

Решение

1)Большой срок прохождения АГС

Длительный срок прохождения АГС несправедлив по отношению к «альтернативщикам», ведь они исполняют долг перед государством так же, как и призывники, только не с оружием в руках.

Срок АГС должен быть снижен и должен быть равен или незначительно превышать срок военной службы по призыву, как и во многих цивилизованных странах.

2) Нехватка жилья для альтернативщиков

Если в 2004 году возможность предоставить «альтернативщикам» жильё была у 70% работодателей, то сейчас только у 9%, т.е. для «альтернативщика» не созданы все условия для несения службы.

АГС должна проходить по месту жительства «альтернативщика» во избежание жилищных проблем. Либо должна быть установлена согласованность в количестве свободных жилых мест между организациями и общежитиями, где будут проживать «альтернативщики».

3) Экстерритори-альность прохождения АГС

«Альтернативщик», попадая в новые условия, испытывает некоторые психологические, а также финансовые трудности. По нашему мнению, а также по мнению большинства нами опрошенных, «альтернативщик» должен проходить АГС в своём регионе. АГС по сути является работой и отправлять «альтернативщика» за пределы своего региона является бессмысленным.

АГС должна проходить по месту жительства «альтернативщика», а не «за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают».

4) Слабое финансовое обеспечение

Этот фактор не повышает популярность АГС среди молодёжи. В Законе об АГС «альтернативщику» разрешено обучение совместно с прохождением службы. Почему бы «альтернативщику» не предоставить право выбора: либо ему учиться либо работать совместно с несением службы.

Запрет для граждан, проходящих АГС, работы по совместительству должен быть отменен, в связи с низким финансовым обеспечением «альтернативщиков».


5) Управление АГС

Несогласованность работы Минобороны РФ и Министерства здравоохранения и соц. развития вносит неразбериху в институт АГС, т.к. одни заинтересованы в большей мере увеличением количества призывников классической армии, других - в увеличении количества «альтернативщиков».

Более широкий спектр взаимодействия между Минобороны РФ и Министерством соц. развития РФ.

6)Проблема доказывания пацифистских убеждений

Отсутствие у комиссии чётких критериев для определения пацифистки убеждённого человека является немаловажной проблемой института АГС. Ведь неправильно заставлять молодого человека принести справку, что он верующий, но и нельзя лишать призывную комиссию права отказать. Окончательное решение, в какой организации, и на какой территории будет проходить службу заявитель АГС, зависит от одного чиновника – военного комиссара.

Установить критерии, которыми руководствуется комиссия в определении пацифистки убеждённого человека.


7) Несогласованность списка организаций, в которых альтернатив-щик должен проходить АГС, со списком профессий

Противоречие – де-юре должности есть, а де-факто должности отсутствуют в организациях данных субъектов РФ, т.е. перечень организаций и профессий существуют отдельно друг от друга.

Список учреждений и организаций и список профессий должны существовать совместно, а не параллельно друг другу (должны быть согласованы).

8)Реализация интеллектуального потенциала

Выгоднее «альтернативщика» направлять на должности, где он сможет проявить свои проф. навыки, но в основном призывники направляются на должности, где не будет полностью реализованы их интеллектуальный потенциал.


Должна быть предусмотрена возможность прохождения АГС в организациях, подведомственных органам местного самоуправления (больницы, центры социальной помощи и т.п.), органам исполнительной власти субъектов РФ. Перечень рабочих мест для АГС может быть расширен за счёт социальных учреждений, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, ремонтно-строительных, дорожных, экологических работ и другие. Должен быть расширен перечень учреждений и организаций, в которых «альтернативщик» обязан проходить службу, где бы он смог реализовать свои профильные навыки. Возможность выбора «альтернативщиком» специальности, на которой он будет задействован во время прохождения АГС, чтобы не было профессиональной дисквалификации.

9) Сроки подачи заявления

Нельзя лишать молодого человека права в любое время подать заявление о замене ему службы на АГС, т.к. за 6 месяцев до призыва он является ограниченно дееспособным и не сможет в суде обжаловать решение комиссии, если она отклонила или не приняла его заявление.

Заявление о замене может быть подано в любое время, в том числе и во время прохождения военной службы, а не за полгода до призыва.



Также в ходе написания работы мы пришли к выводу, что институт АГС необходимо расширять, но при этом его необходимо урегулировать таким образом, чтобы возможности государства совпадали с желаниями «альтернативщиков». Это возможно, если будет учтено следующее:

1.        Расширение АГС даёт возможность большему числу молодых людей реализации их военной обязанности.

2.        АГС даёт возможность заполнить вакантные места в социальной сфере, что соответствует социальной политике государства. Кроме того, АГС способна мобилизовать молодежь для решения национальных проблем, не решенных из-за недостаточного финансирования, таким образом, АГС выполняет экономическую функцию государства.

3.        Введение АГС является показателем того, что страна выходит на более цивилизованный уровень, становится ближе к мировым стандартам в области военной службы, т.к. человеку предоставляется право выбора.



Список литературы


1.       ФЗ РФ №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

2.       ФЗ РФ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г.//СПС «Гарант»

3.       Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. №193-ФЗ//СПС «Гарант»

4.       Приказ «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы» от 12 апреля 2006г.//СПС «Гарант»

5.       Указ Президента РФ№793 «Вопросы организации альтернативной гражданской службы» от 21 июля .2003г.//СПС «Гарант»

6.       Конституция РФ от 12 декабря 1993г.//СПС «Гарант»

7.       Альтернативная гражданская служба: Россия, мир и призывник. Итар-Тасс. Урал.- 29.01.2004г.

8.       Нас обманули: альтернативная служба в России этой весной отменяется. Правда.-INTERNET:#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] ФЗ РФ №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

[2] ФЗ РФ №113  «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

[3] ФЗ РФ №53 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г.//СПС «Гарант»

[4] Захарова И.Г, Попова А.А.. Альтернативная Гражданская Служба: прошлое, настоящее, будущее… - М.: Грааль, 2000г. – с.18

[5] Трудовой кодекс РФ от  30 декабря 2001г. №193-ФЗ//СПС «Гарант»

[6] Ст.5 ФЗ РФ №113  «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

[7] Ст.27 ФЗ РФ №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г.: «В состав призывной комиссии входят: по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии; военный комиссар либо заместитель военного комиссара - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа управления образованием; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).  В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций». .//СПС «Гарант»

[8] (ст. 11.1) ФЗ РФ №113  «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

[9] Приказ «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы» от 12 апреля 2006г.//СПС «Гарант»

[10] Указ Президента РФ№793  «Вопросы организации альтернативной гражданской службы» от 21 июля 2003г.//СПС «Гарант»

[11](ст. 17.1)  Трудовой кодекс РФ от  30 декабря 2001г. №193-ФЗ//СПС «Гарант»

[12](ст. 11.1)  ФЗ РФ №113  «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

[13] Конституция РФ от 12 декабря 1993г.//СПС «Гарант»

[14] (ст. 14.1) ФЗ РФ №113  «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»

[15] (ст. 4.2) ФЗ РФ №113  «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002г.//СПС «Гарант»


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты