Правовые проблемы налогового контроля в Российской Федерации

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (признак повторности). Лицо считается привлекавшимся к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении санкции за аналогичное правонарушение налогового законодательства.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершении налогового правонарушения, имеют значение при определении меры воздействия на правонарушителя и применяются судом. Какого-либо влияния на квалификацию деяния в качестве налогового правонарушения рассмотренные факты не оказывают.

Соблюдение норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Налоговая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение налогового законодательства и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение налогового проступка.

Санкции в налоговом праве можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Санкции в широком смысле понимаются как элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сформулированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся штрафы, взыскание недоимок, пени.

Институт налоговых санкций в узком смысле закреплен ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Размеры налоговых санкций предусматриваются специальными статьями НК, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанного виновным в совершении налогового правонарушения. В итоге хочется подчеркнуть, что налогоплательщик, привлекаемый к налоговой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в налоговом производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

На современном этапе налоговая система РФ является несовершенной, продолжается реформа налогового администрирования. Налоговая система РФ характеризуется наличием потенциальных возможностей уклонения от уплаты налогов, побуждающих развитие теневого сектора экономики, недостаточно эффективна система механизмов налогового контроля, зачастую наблюдается отсутствие обеспечения законных прав и интересов налогоплательщиков. Проанализировав налоговое законодательство, нами был сделан вывод о том, что оно имеет пробелы, а именно: законодателем существенно ограничены права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок, они не имеют права на истребование документов у проверяемого налогоплательщика, что создает многочисленные спорные ситуации. Все это говорит о необходимости совершенствования механизма налогового контроля. Свидетельство тому – многочисленные изменения в НК РФ. Одни из наиболее ощутимых изменений внесены Федеральным законом от 4 ноября 2005г. №137-ФЗ и Федеральным законом от 27 июля 2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Одним из важнейших элементов реформирования является постоянное совершенствование налогового контроля, поскольку именно он направлен на собираемость налогов и своевременное пополнение бюджета государства.


Заключение


Правовое регулирование налогового контроля - одна из наиболее актуальных проблем в сфере налогообложения в нашей стране. Особое значение эта проблема приобретает в период перехода от одной системы налогообложения к другой. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Налоговый контроль осуществляется путем реализации государственными органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Формы и методы налогового контроля отличаются значительной спецификой. Выделяются такие формы налогового контроля, как ревизия, проверка данных учета и отчетности и надзор. Основной формой налогового контроля являются проверки.

В соответствии с НК РФ субъектами, уполномоченными проводить налоговые проверки, выступают налоговые и таможенные органы. Таможенные органы полномочны проводить налоговые проверки только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, полноправными субъектами, обладающими всеми правами на проведение налоговых проверок относительно всех фискально обязанных лиц и по уплате всех видов налогов, выступают исключительно налоговые органы.

Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Также налоговыми органами осуществляются встречные проверки, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки. Проанализировав налоговое законодательство, нами был сделан вывод о том, что оно имеет пробелы, а именно: законодателем существенно ограничены права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок, они не имеют права на истребование документов у проверяемого налогоплательщика, что создает многочисленные спорные ситуации.

Как показал анализ, налоговые органы сталкиваются с трудностями при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС, когда налогоплательщик исчисляет минимальную сумму налога к уплате в бюджет, в то время как налоговые вычеты по декларации составляют несколько миллионов рублей. Налоговые органы лишены права при проведении камеральных проверок проверить правильность и обоснованность налоговых вычетов при исчислении налога в бюджет. Следовательно, необходимо

Таким образом, необходимо дополнить п. 8 ст. 88 НК РФ и изложить её в следующей редакции: «При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность расчета налога и правомерность применения налоговых вычетов».

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Однако в НК РФ не прописано, приостанавливаются ли на период приостановления проверки сроки для предоставления документов налогоплательщиком, если требование о предоставлении документов вручено налогоплательщику за один день до вынесения решения о приостановлении. На практике возникают случаи неясности, приостанавливается ли срок для предоставления документов налогоплательщиком или налогоплательщик должен представить документы в первый же день после вынесения решения о возобновлении проверки. Следует изменить абз. 4 п.9 ст. 89 НК РФ и изложить его в следующей редакции: «На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Также приостанавливается течение срока для предоставления налогоплательщиком документов, истребованных у него ранее даты вынесения решения о приостановлении выездной налоговой проверки».

Как правило, налоговые органы при проведении выездной налоговой проверки истребуют очень большой объем документов, поскольку требуются документы за 3 года. Налогоплательщики в соответствии со ст. 93, 100, 165 и другими статьями НК РФ ежегодно изготавливают для налоговых органов миллионы копий первичных и иных учетных документов. Только нотариусы заверили в 2007 году более 17 млн. копий, хотя нотариального заверения и не требуется. Для изготовления копий налогоплательщику требуется не только большое количество времени, но и необходимо произвести значительные материальные затраты по копированию документов (на копировальную технику и бумагу). В связи с этим часто поступают просьбы налогоплательщиков разрешить предоставлять не копии, а оригиналы.

В связи с вышеизложенным следует дополнить п. 2 ст. 93 НК РФ и изложить его в следующей редакции: «Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий или, по желанию налогоплательщиков, в виде оригиналов с обязательством должностных лиц налоговых органов последующего возврата проверенных документов налогоплательщику».

Налоговая система РФ характеризуется наличием потенциальных возможностей уклонения от уплаты налогов, побуждающих развитие теневого сектора экономики, недостаточно эффективна система механизмов налогового администрирования, отсутствует обеспечение законных прав и интересов налогоплательщиков. Все это говорит о необходимости совершенствования механизма налогового администрирования.

Список использованной литературы


Нормативные акты

1.         Конституция Российской Федерации //Российская газета №102, 1994.

2.         Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 // Российская газета, №148-149, 1998

3.         Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2 // Российская газета, №153-154, 2000

4.         Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.1 // Российская газета №238-239, 1994

5.         Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч.2. // Российская газета, №23, 24, 27, 1996.

6.         Гражданский процессуальный кодекс РФ// Российская газета, №220, 2002г.

7.         Кодекс об административных правонарушениях // СЗ РФ №7, 2005

8.         Федеральный закон от 27 июля 2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». // СЗ РФ №42, 2006


Материалы судебной практики

1.         Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 года № А19-4554/05-44-45-Ф02-1680/06-С1 по делу №А19-4554/05-44-45 // Вестник ВАС РФ № 1, 2007г., с.34-37

2.         Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 декабря 2005 года № А42-2859/2005, от 3 июня 2005 года по делу № А26-12618/04-29, // Вестник ВАС РФ № 1, 2007г., с.39-42

3.         Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 августа 2006 года по делу № А29-12639/2005а, // Вестник ВАС РФ № 3, 2007г., с.53-57

4.         Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 2005 года № Ф08-3831/2005-1526А по делу № А25-2761/2004-8; // Вестник ВАС РФ № 6, 2007г., с.214-218

5.         Постановление ФАС Московского округа от 14 августа 2006 года, 21 августа 2006 года № КА-А40/7581-06 по делу № А40-79154/05-114-672; // Вестник ВАС РФ №6, 2007г., с.234-237

6.         Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 августа 2005 года № ФОЗ-А16/05-2/2391 по делу № А16-150/2005-2 и др.) // Вестник ВАС РФ № 9, 2007г., с.117-124

7.         Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2008 г. N КА-А40/3299-08 // Вестник ВАС РФ №91, 2007г., с.86-88


Учебная, научная литература и материалы юридических изданий

1.             Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. - М.: Госюриздат, 1955. – 572с.

2.             Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Юридическая литература, 1966. – 388с.

3.             Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т.2. - М.: Юридическая литература, 1982. – 866с.

4.             Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М.: Юридическая литература. 1976.- 516с.

5.             Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2004. – 628с.

6.             Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2005. – 426с.

7.             Гиссин Е.М. Правовое положение банка как особого участника налоговых правоотношений. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 572с.

8.             Гражданское право. Учебник. Том 1, 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Юридическая литература, 2005. – 590с.

9.             Гражданское право. Учебник. Часть 1, 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005. – 632с.

10.         Гриценко В.В. Гражданин как субъект налогового права в Российской Федерации. – Саратов: ВЕК, 2007. – 252с.

11.         Исаев А.А. Очерк теории и практики налогов. – М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2006. – 270с.

12.         Керимов Д.А. Культура и техника правотворчества. М.: ЮНИТА, 2006. - 344с.

13.         Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1958 – 742с.

14.         Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск: СРГИ, 2004.- 456с.

15.         Конов О.Ю. Институт постоянного представительства в налоговом праве: Учебное пособие. – М.: АПУ, 2007. – 152с.

16.         Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2005. – 454с.

17.         Макуев Р. Х. Теория государства и права. Учебник. – Орел: Издательство ОРАГС, 2003. – 674с.

18.         Мышкин Б.В. Некоторые теоретические аспекты содержания налоговой правосубъектности // Государство и право. 2004. N 3. С. 91 - 94;

19.         Мышкин Б.В. Содержание налоговой правосубъектности сторон налоговых правоотношений // Государство и право. 2004. N 5. С. 97 - 101.

20.         Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 2006. – 357с.

21.         Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: Издательство НОРМА, 2006. – 383с.

22.         Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. – 572с.

23.         Налоговое право. Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка, И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271с.

24.         Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Новый юрист. 2004. – 568с.

25.         Осипов Ю.М. Россия в XXI век // Философия хозяйства. 2002. №2 (20). С. 31-34

26.         Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: М.: Юрайт-Издат, 2005. – 720с.

27.         Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа "ИНФРА-М-НОРМА", 2007. – 388с.

28.         Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. - М.: Госюриздат, 1963. – 628с.

29.         Савиньи Ф.К. Обязательственное право (перевод с немецкого В. Фукс и Н. Мандро). М.: ЮНИТИ, 2008. – 552с.

30.         Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права. Воронеж: ВГУ, 2007. – 366с.

31.         Спасов Б.Н. Закон и его толкование. М.: Научная литература, 1986.- 468с.

32.         Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 413с.

33.         Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права: Дис. к.ю.н. М., 2002. – 451с.

34.         Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2004. – 564с.

35.         Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М.: Юридическая литература, 1980. – 288с.

36.         Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. – 726с.

37.         Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: Учебное пособие. М.: Дело, 2008. - 742.

38.         Халфина P.O. Обшее учение о правоотношении. - М.: Юридическая литература, 1974. – 822с.

39.         Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Приор-издат. 2002. – 432с.

40.         Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. - М.: Издательство МГУ, 1983. – 198с.

41.         Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект. М.: НОРМА, 2003. – 284с.

42.         Ядрихинский Я. Правовые проблемы защиты законных интересов налогоплательщика. // Хозяйство и право №2 (361), 2007. – с. 97-105

43.         Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. - СПб., 2002. – 474с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты