Методологические, принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Демосфен. Юлиан и др.). Многие из них видели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а в справедливых законах – требования свободы, равенства, выражение интересов индивидов.
Средневековье ознаменовалось иным пониманием прав личности. Правовое положение человека в обществе и государстве определялось его принадлежностью к определенному сословию, божественными законами (Фома Аквинский).
Начиная с И. Канта, просвещенная европейская мысль динамично культивировала начала автономности, абсолютной самоценности, самозаконности личности.
Со второй половины XVIII в. правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. В его основе были заложены либеральные буржуазно-революционные идеи, концепция естественного права. Материальным, политико-юридическим воплощением названных идей является Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 года. В ней подчеркивается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковые – свободы, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Следует подчеркнуть, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. – это веха в истории признания и защиты прав личности. Она заложила принципиально новую идеологию свободы и прав индивидов, закрепила новые взаимоотношения гражданина и государства. Впервые в названном документе было четко сформулировано: «Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».
Отечественная наука конца XIX – начала XX в. в целом не отрицала деления прав человека на естественные и установленные, лишь подчеркивала недопустимость вмешательства государственной власти в частную жизнь индивидов, полагая, что есть известная сфера самоопределения и самоуправления личности, в которую государство не имеет права вторгаться.
При этом форма его правления не влияет на широту и объем юридических установлений, охраны и защиты прав личности. И соблюдение, и нарушение прав человека одинаково возможны при монархической, и при республиканской формах правления, если не выполняются следующие условия: нет разумных пределов ограничения государственной власти, не действует принцип верховенства права, не учитываются исторические условия развития страны, самобытность национальной и политической культуры ее народа. История России от Ивана Грозного до Бориса Ельцина тому свидетельство.
Права и свободы по отношению к правовому статусу личности играют двоякую роль: пассивную и активную. С одной стороны, государство обязано воздерживаться от вмешательства в границы свободы личности. С другой стороны, государство путем правотворческой и правоприменительной деятельности обязано содействовать практическому осуществлению индивидом принадлежащих ему прав и свобод.
Тема правового статуса личности связана с вопросами соотношения понятий «человек», «личность», «гражданин», «индивид», «субъект», «права человека», «права гражданина». Тенденция правопонимания, основывающаяся на общечеловеческих ценностях, культурной самобытности народа, придает вопросам взаимосвязи прав человека и прав гражданина дополнительный импульс. Чем это обусловлено?
Во-первых, общепризнанной гуманитарной общечеловеческой ценностью категорий прав человека и прав гражданина.
Во-вторых, тем, что категории «права человека» и «права гражданина» не абстрактные, а наполненные конкретным содержанием понятия, имеющие свою специфику возникновения, функционирования и реализации.
В-третьих, через уяснение смысла терминов «права человека», «права гражданина» имеется возможность определить формы и пределы вмешательства государственной власти в жизнь индивидов, а также пути реализации правового статуса личности.
Соотношение «прав человека и прав гражданина» кратко можно определить так. Права человека объемлют не только отдельных лиц, но и целые общности (например, детей, женщин, национальных меньшинств). Права граждан охватывают значительно меньший круг субъектов правовых отношений: граждан, апатридов, иностранцев, лиц с двойным гражданством. Права человека входят в большую сферу международно-правовых отношений, потому что носят не только региональный, но и глобальный характер. Права граждан также являются предметом международно-правового регулирования, но гораздо в меньшем объеме.
Права человека служат и средством ограничения вмешательства в частную жизнь граждан, и предпосылкой их возникновения и защиты. Так, в статье 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года предусматривается: 1) каждый человек имеет право на гражданство: 2) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.
Тем не менее, диалектическая взаимосвязь прав человека и прав гражданина в этом плане сводится к тому, что всем комплексом прав человека можно обладать, только имея гражданство того или иного государства, поскольку есть права, неразрывно связанные с наличием у лица гражданства.
Сказанное позволяет сделать следующие выводы: понятия «права человека» и «права гражданина» пересекаются в плоскости юридической конструкции статуса личности, сфере субъективного права.
Названные понятия, исследуемые в плоскости правового статуса личности, соотносятся, в целом, как равноценные, как весьма важные с точки зрения демократических принципов гражданского общества и законодательства; «права человека» и «права гражданина» – явления объективные, диалектичные, жизнедействующие.
В заключение параграфа подведем итоги сказанному:
Правовое положение личности, то есть ее положение в обществе, государстве, выраженное в законодательстве, именуется правовым статусом личности.
Исторически процесс формирования правового статуса личности всегда эволюционизировал, но никогда не проходил гладко, сопровождался острыми социальными битвами за права и свободы. Существенное влияние на правовой статус оказывает правовая культура определенной эпохи.
Права личности являются видом субъективных прав, определяющей характерной чертой правовой системы.
В правовом статусе личность выступает и как субъект прав человека и как субъект прав гражданина. Их нельзя противопоставлять друг другу и следует рассматривать в качестве самостоятельных и равноправных явлений и ценностей.
Качество правового статуса определяется его соответствием общечеловеческим ценностям и международным стандартам, среди которых главное место занимают права человека.
Глава 2. Личность, право и государство
2.1 Пределы государственной деятельности в историческом аспекте
В тоталитарном государстве, вмешивающемся во все и вся, нет условий для постановки вопроса о пределах государственной деятельности. В демократическом правовом государстве появляются возможности как для теоретического исследования проблемы, так и для практических реформ в данном направлении.
Истоки теоретической постановки вопроса о пределах государственной деятельности следует искать в естественно-правовом воззрении. Согласно договорной теории происхождения государства последнему переданы обществом не все права, а только часть их. Многие права граждане не возложили на государство, а оставили за собой. Поэтому сфера деятельности государства ограничена определенными рамками, выход за которые дает народу право отстранить правителей.
В последующем получили развитие и другие аспекты естественного подхода. Так, известная буржуазная доктрина «государства – ночного сторожа» допускала только охранительные функции государства. Оно не должно было вмешиваться в экономику и частную жизнь граждан. Метаморфозы данной либералистской концепции известны: в наше время она получила свое продолжение в неоконсерватизме, в «рейганомике» и «тэтчеризме».
Индивидуалистическое общество по природе своей ограничивает вмешательство государства в жизнь граждан. Коллективистское же, напротив, предполагает большой простор для государственной деятельности. В зависимости от того, чьи интересы – человека (гражданина) или общественные – стоят на первом месте, расширяются или сужаются границы деятельности государства.
Разумеется, ставить вопрос о пределах деятельности государства и
выявлять существующие особенности можно в зависимости от: 1) типа государства; 2) формы правления, формы государственного устройства и политического режима; 3) внутренних экономических, социально-политических и культурных предпосылок (условий) деятельности государства в конкретно-исторический период своего развития; 4) обстоятельств внешнеполитической жизни.
2.2 Принцип взаимной ответственности государства и личности
Восприятие прав личности в традициях русской либеральной правовой мысли означает разрешение проблемы эффективности деятельности механизма обеспечения свободы личности. Главная задача - поиск теоретических решений в вопросах возрождения традиций российского права в области защиты прав и свобод личности[7]. О.Е. Кутафин называл свободу личности и гарантированность прав и свобод человека и гражданина в числе важнейших признаков гражданского общества. При этом, отмечая особую роль суда, он указывает на необходимость обеспечения реальной независимости суда в правовом государстве.
В рамках социологической концепции права свобода личности определяется солидарностью, степенью интегрированности в масштаб свободы целого общества. Крайний либерализм исходит из посылки, что не общество, а личность определяет систему и структуру правопорядка. В рамках этой концепции утверждается, что в государстве определяется та сфера, за пределами которой вмешательство государства в область свободы личности недопустимо. Современные демократические стандарты в области прав личности предусматривают, прежде всего, их защиту средствами исторической правовой традиции. В каждом государстве механизм обеспечения прав личности своеобразен. Во многом он определяется формой государства.
В Великобритании одним из важнейших институтов данного механизма является монарх. Его политические полномочия (назначение премьер-министра, право абсолютного вето, досрочный роспуск Палаты общин, назначение членов Палаты лордов и др.) говорят о создании принципиально нового по сравнению с немонархическими системами баланса властей. Эта система не лишена недостатков, но она позволяет уже на протяжении столетий поддерживать не только равновесие политических институтов, но и равновесие прав и обязанностей в системе общего права. В Великобритании существуют три независимые судебные системы в соответствии с государственным устройством, а в США - автономные судебные системы каждого штата.
В Основном Законе Германии, несмотря на обширное регулирование равенства прав человека, предусматривается четкий механизм их ограничения. Во Франции базовой основой конституционных прав и свобод является «Декларация прав и свобод человека и гражданина» 1789 года. А в Италии закрепляются на первом месте социальные права, социальные функции государства[8]. Конституции многих государств предоставляют больше прав гражданам этих государств.
В отличие от естественно-правовой концепции, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм указывает на субъективное право как производное от объективного права, а государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности, отожествляя право и закон. Положительным здесь считается возможность установления стабильного правопорядка, а негативным моментом является отграничение права как системы от фактических общественных отношений.