В-пятых, нормы трудового права реализуются через деятельность специально уполномоченных органов, к числу которых относятся: комиссия по трудовым спорам (КТС); примирительная комиссия и трудовой арбитраж; третейский суд и посредники; органы государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, включая органы федеральной инспекции труда [9, с.11].Деятельность перечисленных органов образует особый способ реализации норм трудового права в отношения, составляющие предмет данной отрасли.
В-шестых, особым способом защиты прав и интересов работников является проведение забастовки. Подобного способа в других отраслях права не имеется.
В-седьмых, специальным способом реализации норм трудового права является деятельность представителей работников по защите прав и интересов работников. Данное представительство имеет свои особенности, которые отсутствуют в нормах других отраслей права.
В-восьмых, отличительной особенностью создания и применения норм трудового права является единство и дифференциация в правовом регулировании отношений, составляющих предмет данной отрасли. При этом общие и специальные нормы образуют особый способ защиты прав и интересов работников.
Таким образом, метод трудового права отличает комплексность, предполагающая наличие элементов диспозитивности (метод договорного, автономного регулирования) и императивного воздействия в сочетании с участием работников (их представителей) в регулировании отношений общественной организации труда.
Глава 2. Система трудового права как отрасли права
2.1 Система трудового права
Система трудового права — это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, сгруппированных в относительно самостоятельные структурные образования (институты).
Система трудового права складывается объективно и основана на особенностях общественных отношений, входящих в предмет этой отрасли права. Общие свойства этих отношений предопределяет единство их правового регулирования, а специфические признаки конкретных видов этих отношений — дифференциацию их правового регулирования.
Системное расположение норм трудового права имеет важное значение. Отыскать и применить к конкретному случаю правовую норму легче, если нормы трудового права систематизированы по определенным критериям. В случае принятия нового нормативного акта, регулирующего отношения общественной организации труда, необходимо выяснить, насколько их содержание согласуется с уже существующими правовыми нормами. А это также проще сделать, если они расположены в определенной системе.
Нормы трудового права подразделяются на две группы. Первая из них определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, — его Особенную часть. Каждая часть состоит из структурных подразделений системы — правовых институтов, т.е. обособленной группы правовых норм, регулирующих отдельные однородные виды общественных отношений в сфере труда. Правовые институты могут подразделяться на подинституты (субинституты). Следует отметить, что классификация частей отрасли права на институты и подинституты (субинституты) в трудовом праве, как в принципе в юриспруденции вообще, спорна и динамична.
В юридической науке общепризнанно, что возможность выделения Общей части является одним из основных показателей единства и однородности общественных отношений, свидетельствующих о самостоятельности соответствующей отрасли права в правовой системе. В Общую часть трудового права входят нормы, в равной мере применимые ко всем или большинству правовых институтов. Она включает в себя институты, определяющие цели, задачи и предмет трудового права, его основные принципы, источники, правовой статус субъектов трудового права, социальное партнерство в сфере труда и др.
Нормы Особенной части регулируют отдельные элементы отношений в сфере труда. Сюда относятся институты: занятости и трудоустройства граждан; трудового договора; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций; трудового распорядка и дисциплины труда; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; охраны труда; материальной ответственности сторон трудового договора; особенностей регулирования труда отдельных категорий работников; защиты трудовых прав работников и разрешения трудовых споров и т.д.
В рамках института трудового договора функционируют подинституты: понятия и содержания трудового договора; его заключения; изменения; прекращения; защиты персональных данных работника. Аналогичное деление на подинституты характерно и для большинства других институтов Особенной части.
Система трудового права закрепляется в различных формах, и прежде всего в кодифицированном акте — Трудовом кодексе РФ.
2.2 Значение трудового права и его место в системе права России
Российское право представляет собой единую систему правовых норм, регулирующих разнообразные общественные отношения. Однако единство права не исключает его деления на структурные Подразделения, которые называются отраслями права.
В основе деления права на отрасли лежит предмет правового регулирования. Это значит, что каждая отрасль права регулирует определенный комплекс однородных общественных отношений, которые и составляют ее предмет и уже не могут регулироваться другой отраслью права.
Трудовое право регулирует трудовые отношения, складывающиеся между работником и работодателем в процессе труда, и некоторые другие, непосредственно связанные с ними отношения, указанные в ст. 1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) [2]. Поэтому объектом регулирования выступает труд, как правило, в его общественной форме (индивидуальная трудовая деятельность трудовым правом не регулируется).
Трудовое право занимает одно из ведущих мест в системе права России. Оно определяется прежде всего самим предметом отрасли. Во все времена, во всех общественно-экономических формациях труд был и остается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния каждого человека. Одновременно труд является средством формирования человека, поскольку вне труда, вне полезной деятельности не может быть полноценной человеческой личности.
Ведущее место труда в жизни общества, в решении экономических и социальных задач, стоящих перед Россией, требует четкого законодательного регулирования трудовой деятельности людей, обеспечения законности в сфере трудовых отношений и защиты трудовых прав работников. Усиление роли трудового права в современный период обусловлено внедрением в сферу труда рыночных отношений, наличием различных форм организации труда и форм собственности, а также использованием труда работников индивидуальными предпринимателями в целях осуществления их предпринимательской деятельности.
Основные Цели и задачи трудового права сформулированы в ст. 1 ТК РФ, вступившего в действие с 1 февраля 2002 г.:
"Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".
Таким образом, основное предназначение трудового права заключается в:
♦ социально-правовой защите работников;
♦ обеспечении благоприятных условий трудовой деятельности людей;
♦ защите законных прав и интересов работодателей;
♦ согласовании интересов работников, работодателей и государства, в сфере социально-трудовых отношений.
2.3 Соотношение трудового права со смежными отраслями права
Особенностью системы отечественного права является ее многообразие, дифференциация на отдельные самостоятельные отрасли при известном сходстве некоторых из них, а также естественном наличии черт различия. Например, к регулированию общественных отношений, так или иначе связанных с трудом, причастны несколько отраслей права, гражданское, административное и право социального обеспечения.
Сходство и различие состоит в объекте правового регулирования.
Гражданское право, как известно, регулирует 2 группы отношений: 1)имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому; 2) личные неимущественные отношения. Имущественные входят те, что связаны с трудом, ибо труд возмезден. Они возникают на основе договора подряда поручения, авторского права. Для большинства трудовых договоров, характерна, обязанность работника выполнять отдельную работу, относящуюся к профессии, специальности и должности по которой заключен договор.
Право социального обеспечения, это, прежде всего система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу представления гражданам благ и услуг из общественных централизованных фондов (пенсионного и государственного социального страхования).
В условиях перехода к рыночной экономике развитие получают договоры страхования, регулируемые гражданским правом. Таким образом, наука трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и некоторых тесно связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.
Глава 3. Принципы правового регулирования социально-трудовых отношений
Основные принципы правового регулирования труда (трудового права) — руководящие идеи, основные направления, исходные начала, представляющие собой ориентиры в формировании данной правовой отрасли [6, с.91].
Они определяют характер отраслевых норм, их сущностные свойства, смысл правового регулирования труда, помогают уяснить содержание норм, правильно их истолковать и применить на практике.
Можно сказать, что принципы — это своего рода скелет права. Их можно назвать идеологической основой или духом отрасли трудового права. Образно говоря, основные принципы правового регулирования труда подобны камертону, настраиваясь на который законодатель формулирует нормы ("букву права"), вносит изменения и дополнения в правовые акты, применяет их. Участники трудовых отношений должны соотносить с этими моделями свое поведение.
Некоторые принципы получают прямое закрепление в конкретных нормах. Это нормы-принципы. Другие не закреплены в конкретных нормах. Они выводятся путем абстрагирования из содержания и смысла всей совокупности отраслевых норм в их взаимосвязи и обретают жизнь во множестве норм, как бы растворяясь в них.
Итак, принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам. Правовые принципы призваны, в частности, обеспечивать единство и определенный уровень гарантий субъектам права. Принципы должны в полной мере обеспечиваться правосудием, т.е. деятельностью суда, иных правоприменительных органов.
Все это говорит о том, что принципы важны как в правотворчестве, так и в правоприменительной деятельности, а также при толковании нормативных положений.
Основные принципы правового регулирования труда составляют содержание статьи 2 ТК РФ. В этой статье на базе общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации сформулировано 19 основных принципов правового регулирования труда. Они в полной мере отражают содержание правового регулирования труда, "дух трудового права", но, по нашему мнению, чересчур мельчат, выделяя такие черты и черточки в трудовом праве, которые скорее относятся к частным аспектам правового регулирования труда. Как мы полагаем, среди сформулированных в статье 2 ТК РФ основных принципов правового регулирования труда следует выделить шесть главных, основополагающих принципов, составляющих фундамент и исходную базу отечественного правового регулирования труда: