государственные предприятия, основанные на государственной собственности;
государственные предприятия, основанные на республиканской (Автономной Республики Крым) собственности;
казенные предприятия. Все эти предприятия - государственные юридические лица.
Особенным видом предприятия, основанного на государственной собственности, является казенное предприятие. Имущество, которое есть в государственной собственности и закреплено за казенным предприятием, принадлежит ему не на праве полного хозяйственного ведения, а на праве оперативного управления. Осуществляя право оперативного управления, казенное предприятие владеет и пользуется отмеченным имуществом. Распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом, которое принадлежит к основным фондам предприятия, казенное предприятие может лишь с разрешения органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом. Особенности распоряжения другим имуществом казенного предприятия определяются в его уставе.
Важно значение для правовой регуляции деятельности казенных предприятий имеют постановления Кабинета Министров Украины "О превращении государственных предприятий в казенных" от 30 июня в 1998г. № 987, которой определенно перечень государственных предприятий, которые должны быть преобразованы на казенных; "О типичном уставе казенного предприятия" от 16 июня в 1998 г. № 914, которой утвержден Типичный устав казенного предприятия, и "О некоторых вопросах управления казенными предприятиями" от 22 июля в 1998 г. № 1129, которой, в частности, утверждено Положение о составлении плана развития казенного предприятия и Положения о составлении финансового плана казенного предприятия.
Совместное предприятие - это организационная форма предприятия, основанного за законами Украины на базе объединения имущества разных форм собственности (так называемая смешанная форма собственности). Совместные предприятия, как правило, имеют форму хозяйственных обществ, то есть является субъектами права коллективной собственности.
Основателями совместных предприятий могут быть юридические лица и граждане Украины, других государств. В зависимости от этого есть два вида совместных предприятий: обычные (национальные) совместные предприятия и совместные предприятия с иностранными инвестициями. Совместное предприятие с иностранными инвестициями - это предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов.
Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Правовое положение и деятельность таких предприятий, кроме Закона Украины "О предприятиях в Украине", регулируется законами Украины "О режиме иностранного инвестирования" от 19 марта в 1996г. и "О внешнеэкономической деятельности" от 16 апреля в 1991г.
Иностранное предприятие - это организационно-правовая форма предприятия с местонахождением в Украине, созданного как субъект права согласно законодательству иностранного государства, имущество которого полностью находится в собственности иностранных граждан, юридических лиц или государства. Определение иностранное (иностранная собственность) значит, что предприятие подчиняется разным юрисдикциям. Порядок создания и внутренней деятельности иностранного предприятия регулируется законодательством страны, которой оно принадлежит. Законодательство Украины не регулирует этих отношений. Вместе с тем условия регистрации деятельности иностранного предприятия в Украине регулируются украинским законодательством, то есть на иностранные предприятия в целом распространяется национальный правовой режим хозяйственной деятельности. Кроме форм и видов законодатель применяет для классификации предприятий понятие категории (ст. 2 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Категория означает технико-экономическую (не юридическую) классификацию предприятий (независимо от форм собственности) в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников. По этому признаку различают малые и другие (средние, большие) предприятия. Количество работающих, за которым предприятие относят к категории малых, дифференцировано в зависимости от отраслей народного хозяйства:
в промышленности и строительстве - до 200 человек;
в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;
в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
в розничной торговле - до 15 человек.
Малые предприятия выделены в самостоятельную категорию с целью развития малого бизнеса путем предоставления им определенных льгот, преимуществ и тому подобное. С юридической стороны, важным является то, что особенности их создания и деятельности устанавливаются как общим законодательством Украины о предприятиях, так и специальным законодательством Украины о предприятиях этой категории.
3. Создание предприятия
Срок "создания" - это правовое понятие хозяйственного права, которое включает урегулированные правом условия фактического возникновения и легитимации предприятия в статусе правового хозяйничающего субъекта, субъекта права. Исходя из того, что в экономике Украины создаются и функционируют предприятия разных организационно-правовых форм, хозяйственное законодательство определяет общие и специальные условия их создания. Общие условия распространяются на все формы предприятий.
Они определены законами Украины "О предприятиях в Украине" (ст. 5), "О предпринимательстве" (ст. 6) и Гражданским кодексом, который регулирует общие условия создания юридического лица, в том числе и предприятия. Специальные условия создания предприятий определены законами об их отдельных видах. Как правовое понятие создания включает определение основателей, их учредительной компетенции, порядку деятельности относительно создания предприятия. Основателем является лицо, которое имеет право создать в установленном порядке предприятие (организацию) как юридическое лицо. За законами Украины "О собственности" (статье 6 и 33) и "О предприятиях в Украине" (ст. 5) таким правом наделены непосредственно владельцы средств производства и другого имущества и уполномочены владельцем (владельцами) органы, то есть физические и юридические лица, которые имеют учредительную право- и дееспособность. Следовательно, здесь действует общий принцип, согласно которому основателями (соучредителями) могут быть "физические и юридические лица, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Украины". Уполномоченные органы, которые могут быть основателями предприятий, определяет владелец. Относительно предприятий общегосударственной собственности - это подведомственны Кабинету Министров Украины органы государственной исполнительной власти: министерства, государственные комитеты, другие центральные ведомства. Они принимают решение о создании предприятий государственной собственности, утверждают уставы, заключают и разрывают контракты с руководителями предприятий, контролируют эффективность использования закрепленного за предприятиями имущества, его сохранения (Декрет Кабинета Министров Украины "Об управлении имуществом, которое есть в общегосударственной собственности" от 15 декабря в 1993г.). Это общее правило. В некоторых случаях (например, относительно предприятий строительного комплекса) отмечены функции и полномочия Кабинет Министров Украины делегирует хозяйственным объединением: корпорациям, концернам и тому подобное. Относительно предприятий коммунальной собственности уполномоченными органами с учредительными правами являются сельские, поселковые и городские советы (п. 30 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая в 1997 г.), а также местные государственные администрации (п. 1 ст. 19 Закона Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля в 1999г.). Основатели реализуют учредительные права путем: избрание организационной формы предприятия; определение целей и предмета его деятельности; принятие решения о его создании; утверждение в установленном порядке устава; передачи безвозмездно на баланс предприятия основных фондов и оборотных средств; формирование органов управления, определения в уставе пределов их полномочий и тому подобное. Создание предприятия в юридическом понимании - это утверждение и получение предусмотренных законом документов: решения владельца (владельцев) или уполномоченного органа о создании предприятия, устава (если этого требует организационная форма), свидетельства о государственной регистрации. При необходимости для вновь создаваемого предприятия земельного участка сюда входят также документы на землепользования (землевладение), определенные земельным законодательством Украины. Разрешение на пользование создаваемым предприятием земельным участком, а также другими природными ресурсами кажется по решению местного совета за местонахождением предприятия в порядке, установленном Земельным кодексом Украины (статье 19, 21, 23, 32, 34 и др.). Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в установленном законом порядке.
Хозяйственное законодательство регулирует также способы создания предприятий. Да, предприятие может быть создано согласно решению одного или несколько владельцев или уполномоченного им органу. Предприятие может создаваться в результате принудительного деления другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины. Принудительное деление предприятия осуществляется согласно решению Антимонопольного комитета Украины, его территориальных управлений. Решение о делении предприятия-монополиста является обязательным для владельца (владельцев) или уполномоченного органа. Решение о принудительном делении определяет срок создания новых предприятий, который не может быть менее шести месяцев. Предприятие может создаваться путем реорганизации действующего предприятия, то есть в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие владельца или уполномоченного им органу. Аналогично может создаваться предприятие на базе структурной единицы действующего объединения. Относительно таких предприятий действует правило о сохранении за ними взаимных обязательств и заключенных договоров с другими предприятиями. Предприятия имеют право создавать на территории Украины и за ее пределами субъекты хозяйственного права без прав юридической личности - свои отделены подразделы: филиалы, представительства, отделения и тому подобное с правом открытия текущих и других счетов. Отделенные подразделы действуют на основании положений о них, которые утверждаются предприятием. Открытие отмеченных подразделов не нуждается в их регистрации. Предприятие лишь сообщает об этом регистрационный орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.
Аналогично создаются дочерние предприятия. По законодательству Украины, правом создавать дочерние предприятия наделены хозяйственные общества (ст. 9 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Дочерние предприятия должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для регистрации предприятий.
4. Учредительные документы предприятия
Учредительными документами предприятия называется комплект документов установленной законом формы, согласно которым предприятие возникает и действует как субъект права. С точки зрения правовой природы, учредительные документы являются локальными нормативными актами, то есть актами, которые приобретают юридическую силу в результате утверждения их одним или несколькими основателями предприятия. Форму и содержание учредительных документов определяют в зависимости от видов предприятий общие законы о предприятиях и законах об отдельных видах предприятий. Статья 8 Закона Украины "О предпринимательстве" содержит перечень актов, которые принадлежат к учредительным документам. Во-первых, это решения одного или нескольких владельцев или уполномоченного им (ими) органу о создании предприятия. Если владельцев или органов два и больше, таким решением определенно учредительный договор. Во-вторых, это устав предприятия. Статья 9 Закона Украины" О предприятиях в Украине" дает перечень обязательных сведений, которые необходимо включать в устав предприятия как одного из его основных учредительных актов. Содержание учредительных документов (уставов, учредительных договоров) хозяйственных обществ регулируется статьями 4, 37, 51, 65, 67 и 76 Закону Украины "О хозяйственных обществах". Эти статьи определяют перечни основных данных, которые подлежат включению к учредительным документам обществ отдельных видов. При разработке проектов учредительных документов предприятий необходимо руководствоваться также типичными нормативными актами. Относительно предприятий отдельных видов законодатель применяет типичные формы учредительных документов (например, Типичный устав государственного предприятия, Типичный устав казенного предприятия, Типичный устав закрытого акционерного общества, Типичный устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия). Учредительные документы должны содержать обязательные данные о предприятии, без которых они считаются такими, которые не отвечают требованиям законодательства. Это такие данные: