Предпринимательская тайна и механизм ее защиты

Предпринимательская тайна и механизм ее защиты

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Колледж экономики и информационных технологий

Курсовая работа

На тему: "Предпринимательская тайна и механизм её защиты"




Выполнил: студент гр.9-521 Сабргалиева Д. М.

Проверил: преподаватель Филонова М. Е.










Уральск 2010г.


Оглавление


Введение

Сущность и значение предпринимательской информации

Понятие предпринимательской тайны

Защита предпринимательской тайны

Механизм и способы защиты предпринимательской информации

Заключение

Список использованной литературы


Введение


По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху" в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.

Для ужесточения контроля на не национализированных предприятиях в 1917 году был принят декрет "О рабочем контроле". Отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т.е. отменяющий понятие "предпринимательская тайна"). Однако в рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право изменять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.

Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (предпринимательской) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:

·                   предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)

·                   правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)

·                   специально оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).


Сущность и значение предпринимательской информации


Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

До принятия закона в Казахстане предприниматели и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона.

Во-первых, законодательство вводит само понятие предпринимательской тайны. Ею признается практически любая информация, представляющая действительную или потенциальную предпринимательскую ценность (научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая и т.п.). Главное - определить в письменной форме, какая именно информация будет "засекречена".

В тексте закона оговаривается, что предпринимательскую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.

Во-вторых, устанавливаются сроки неразглашения предпринимательской тайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить "секреты фирмы" минимум три года с момента прекращения действия трудового договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.

Наиболее важным нововведением в законе является то, что теперь пострадавшая от разглашения предпринимательской тайны компания сможет через арбитражный суд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.

Перед властями, по закону, у предпринимателей предпринимательских тайн быть не должно. Более того, за непредоставление органам государственной власти (суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации, составляющей предпринимательскую тайну, по специальному требованию могут также привлечь к ответственности.

В связи с этим многие эксперты обеспокоены тем, что закон о предпринимательской тайне легализует вторжение власти в дела бизнеса. Если предпринимательскую тайну хочет узнать орган местного самоуправления, нужно внимательнейшим образом изучить цели такого шага. И если цели подозрительны - доводить дело до суда.

При отнесении той или иной информации к категории предпринимательской тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны предпринимательской тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским кодексом РК информация составляет служебную или предпринимательскую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную предпринимательскую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие предпринимательскую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:

1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия

2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды

4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты