Представительство и его правовая основа

Основанной на законе является, например, представительская деятельность профсоюзов. “Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке” (п. 1 ст. 11 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”). Общественные объединения в силу закона имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях (ст. 27 Федерального закона “Об общественных объединениях”) .

Представительство по воле представляемого (добровольное представительство) характеризуется тем, что личность и полномочие представителя определены самим представляемым. Полномочия устанавливаются обычно путем выдачи доверенности[11]. Представляемый, как правило, может воздействовать на деятельность представителя и прекратить ее путем отмены доверенности, расторжения с ним договора.

Наиболее распространенным и универсальным основанием добровольного представительства является договор поручения[12]. Договор поручения, основным содержанием которого является соглашение о представительстве, и есть договор о представительстве. Договор поручения может являться основанием представительства только тогда, когда поверенный не состоит на службе у представляемого. Отношения с третьими лицами, перед которыми поверенный выступает от имени доверителя, нормами о договоре поручения не затрагиваются .

Кроме того, основанием добровольного представительства является факт членства в творческих организациях. Писатель, художник и иной творческий работник вступают в соответствующую организацию по своей воле. Этим обязательством обусловлен добровольный характер представительства и защита их интересов.

Добровольными представителями, в частности, являются: работники организаций и предприятий, действующие от их имени в силу заключенного трудового договора и снабженные соответствующей доверенностью (например, юрисконсульты, разного рода уполномоченные по снабжению и сбыту) или выступающие без доверенности (работники прилавка, кассиры и т. д.); члены кооперативных организаций, заключающие сделки от их имени и по их уполномочию; поверенные, выступающие в соответствии с условиями договора-поручения от имени доверителей обычно на основании выданных ими доверенностей.

Представительство можно также классифицировать на виды по основаниям его возникновения. «Основание представительства есть юридический факт, в силу которого одно лицо рассматривается как представитель другого”. Различают следующие виды представительства[13]: 1) представительство, основанное на административном акте; 2) представительство, основанное на законе; 3) представительство, основанное на договоре; 4) коммерческое представительство.

Представительство, основанное на административном акте, есть такое представительство, при котором представитель обязуется действовать от имени, представляемого в силу административного распоряжения последнего. Чаще всего оно имеет место тогда, когда орган юридического лица издает приказ о назначении работника на должность, связанную с осуществлением определенных представительских функций, например представительством в суде, составлением юридических актов, заключением сделок и т. д. Полномочия представителя в том случае определяются, изданы административным актом, либо следует из должностной инструкции работника, либо явствуют из обстановки, в которой действует представитель (продавец, кассир, приемщик заказов и т. п.). К данному виду представительства следует отнести и такое представительство, которое основано на членстве в корпоративной или общественной организации.

Представительство, основанное на законе - это представительство, когда представительские отношения возникают по прямому указанию закона. Оно возникает без участия воли представляемого лица, когда представляемое лицо является недееспособным[14]. Например, представительство малолетних их родителями, полномочия которых основываются на фактах материнства и отцовства. Аналогичную роль играют установление опеки (попечители, которые назначаются к лицам в возрасте от 15-18 лет, их представителями не являются), усыновление и ряд других юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение представительства. Особенностями данного вида представительства является то, во-первых, что они возникают независимо от волеизъявления представляемого, и, во-вторых, что полномочия непосредственно определены законом. Объем полномочий представителя по закону определяется законом.

Представительство, основанное на договоре – это добровольное представительство. Оно возникает по воле представляемого. Представляемый определяет лицо, которое он хочет видеть в качестве представителя и заключает с ним договор, где определяется, – какие полномочия будут у представителя. Это может быть договор поручения, доверенность.

Правильным следует считать понимание добровольного представительства как возникающего не только по воле представляемого, но и одновременно по воле представителя. Невозможность возникновения добровольного представительства без воли изъявления представляемого очевидна. Но невозможно также возникновение добровольного представительства без встречного волеизъявления будущего представителя принять на себя соответствующие представительские функции. Поэтому добровольное представительство называют также договорным, так как основанием его возникновения может быть только соглашение сторон, например, договор поручения.

Принципиально новым является то, что ГК РФ помимо представительства общегражданского ввел в оборот понятие "коммерческое представительство", что отражает движение к рыночной экономике, поскольку появились лица, которые данную сферу деятельности выбрали в качестве своей основной. В соответствии с п. 1 ст. 184 ГК РФ эти лица постоянно и независимо представительствуют от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Путем толкования п. 1 ст. 184 ГК РФ, с учетом положения п. 2 ст. 182 ГК РФ, согласно которому "не являются представителями... лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок", можно сделать вывод о том, что коммерческий представитель по поручению представляемого уполномочивается только на заключение от имени представляемого заранее определенного договора (перечня договоров) и не имеет права вступать в переговоры в отношении иных, заранее не определенных сторонами, договоров. Это, тем не менее, не означает отсутствие у коммерческого представителя полномочий на ведение переговоров в отношении условий договора (договоров), который последний заключает от имени представляемого, если ведение подобных переговоров, а также осуществление иных юридических действий в связи с заключаемыми договорами согласовано сторонами договора.

Изложенное отражает положительный эффект отношений коммерческого представительства для представляемого, которому предоставляется возможность в большей степени защитить свои гражданские права и коммерческие интересы в связи с заключаемыми договорами, поручив его заключение коммерческому представителю.

Определение коммерческого представительства, содержащееся в п. 1 ст. 184 ГК РФ, позволяет выделить основные признаки коммерческого представительства, отличающие его от иных схожих с ним договорных форм, опосредующих отношения оказания услуг. К таким основным отличительным признакам относятся следующие.

1. Осуществление представительских функций на постоянной основе: коммерческий представитель должен быть предпринимателем и, соответственно, быть зарегистрированным в качестве такового, так как только государственная регистрация предпринимательской деятельности подчеркивает ее регулярный и профессиональный характер, что имеет место при коммерческом представительстве. При этом некоторые виды деятельности могут подлежать лицензированию.

2. Указание на самостоятельность коммерческого представителя при заключении сделок свидетельствует о его профессиональных качествах как предпринимателя: как правило, коммерческие представители заключают от имени предпринимателей договоры в той области, в которой они обладают более квалифицированными знаниями и навыками, специальной информацией, деловыми связями и др. При этом заключение сделок отдельных категорий или в отношении определенного имущества возможно только лицами, обладающими особым статусом или имеющими лицензию на осуществление определенных действий.

3. Представительство только интересов предпринимателей.

4.Осуществление представительства только в сфере предпринимательской деятельности.

Подтверждением изложенного может служить дело от 27 апреля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/854, рассмотренное кассационной инстанцией Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа. Экологическое некоммерческое партнерство (далее - истец) предъявило иск о взыскании с ответчика суммы основного долга и пеней по договору поручения (далее - Договор). В ходе разбирательства выяснилось, что в соответствии с Договором, заключенным между сторонами, истец принял на себя обязательство совершить от имени и за счет ответчика действия, направленные на получение в кредит бюджетных и иных финансовых средств на строительство пассажирской канатной дороги (далее - ПКД) под залог имущества, банковских гарантий, поручительства.

Ответчик, в свою очередь, обязался выдать истцу доверенность, соответствующую документацию и обеспечить денежными средствами, необходимыми для выполнения поручения, в виде ежемесячных авансовых выплат.

В ответ на письмо истца с просьбой выполнить указанные обязательства по Договору ответчик направил в адрес истца уведомление, в котором сообщил о выходе из Договора в связи с отказом третьих лиц заключить договор поручительства залогом гарантии кредитных обязательств ответчика по строительству ПКД в рамках исполнения Договора. Направив указанное уведомление, ответчик нарушил положение п. 4.1 Договора, в соответствии с которым сторона, принявшая решение о прекращении Договора в одностороннем порядке, обязана уведомить об этом другую сторону не позднее 30 дней до предполагаемой даты прекращения Договора.

Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции указал на то, что в соответствии с п. 1, 2 ст. 977 ГК РФ доверитель вправе в одностороннем порядке прекратить договор поручения, отменив свое поручение во всякое время.

Только в случае действия поверенного в качестве коммерческого представителя, как указано в п. 3 ст. 977 ГК РФ, сторона, отказывающаяся от договора поручения, должна уведомить другую сторону о прекращении этого договора не позднее чем за 30 дней, если договором не предусмотрен более длительный срок.

Проанализировав уставные документы истца, суд правомерно установил, что истец является некоммерческой организацией, которая в силу п. 1 ст. 117 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ограничена в осуществлении предпринимательской деятельности и вправе ее осуществлять лишь для осуществления целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Таким образом, учитывая, что истец не являлся коммерческим представителем ответчика, суд признал правомерным расторжение Договора ответчиком без соблюдения положения о 30-дневном сроке предварительного уведомления, предусмотренного п. 4.1 Договора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты