Собирание государственных секретов как форма шпионажа заключается в их добывании любым способом, кроме похищения. Способы собирания могут быть самыми разнообразными: визуальное наблюдение, фотографирование, подслушивание и т. д. Способ собирания государственных секретов для квалификации шпионажа значения не имеет.
Шпионаж в форме собирания государственных секретов признается оконченным преступлением с момента их собирания с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их агентуре.
С субъективной стороны шпионаж совершается умышленно. Мотив и цель могут быть различными, но для квалификации шпионажа значения не имеют.
Субъектом шпионажа является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В ч. 2 ст. 160 УК содержится поощрительная норма, где указаны условия освобождения от ответственности за шпионаж. Это:
1) добровольное сообщение органам власти о своем сотрудничестве с иностранной разведкой;
2) несовершение никаких действий во исполнение полученного задания от иностранной разведки.
В части 3 ст. 160 УК указаны условия освобождения от наказания за совершение шпионской деятельности. Это:
1) добровольное прекращение шпионской деятельности и сообщение органам власти о содеянном;
2) способствование раскрытию преступления и предотвращению наступления тяжких для государства последствий.
Под тяжкими для государства последствиями необходимо признавать причинение ущерба суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономике Республики Узбекистан.
Диверсия
(ст. 161 УК)
Объектом диверсии является экономическая безопасность и обороноспособность Республики Узбекистан. В большинстве случаев при совершении диверсии наступает гибель людей, причиняется массовый вред их здоровью, разрушаются или уничтожаются заводы, различные сооружения (туннели, метрополитены, мосты, гидроэлектростанции, железнодорожные пути, системы водоснабжения, газоснабжения и т. д).
С объективной стороны диверсия выражается в совершении действий, направленных на:
1) уничтожение людей;
2) нанесение вреда здоровью людей;
3) повреждение или уничтожение собственности.
Диверсия, как правило, совершается общеопасным способом (путем взрыва, затопления, поджогов, массовых отравлений, распространения эпидемий, эпизоотий и т. д).
Под уничтожением людей необходимо понимать гибель двух или более лиц.
Под нанесением вреда здоровью людей необходимо понимать причинение средней тяжести или тяжких телесных повреждений двум или более лицам.
Повреждение собственности — это приведение предметов в частичную непригодность, когда имеется возможность их восстановления в соответствии с их предназначением.
Уничтожение собственности — это приведение ее в такую негодность, когда она не подлежит восстановлению.
Диверсия признается оконченным преступлением с момента совершения действий, направленных на уничтожение людей, нанесение вреда их здоровью, повреждение или уничтожение собственности.
Последствия в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью, повреждения или уничтожения собственности для признания диверсии оконченным преступлением значения не имеют. Однако их наступление должно учитываться судом при назначении наказания.
С субъективной стороны диверсия совершается умышленно. Цель деверсии — дестабилизация деятельности государственных органов или общественно-политической обстановки либо подрыв экономики Республики Узбекистан — является обязательным признаком диверсии.
Если виновное лицо, уничтожая людей, причиняя вред их здоровью, повреждая или уничтожая собственность, не преследует цели и дестабилизации деятельности государственных органов или общественно-политической обстановке или подрыва экономики, то оно подлежит ответственности за соответствующее преступление против личности либо против собственности.
Мотивы совершения диверсии могут быть различные (месть, ненависть, корысть и т. д.), но для квалификации преступления значения не имеют.
Субъектом диверсии является любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Если диверсию совершает гражданин Республики Узбекистан по заданию иностранного государства или его агентуры, то виновного действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 157 УК (измена государству в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против Республики Узбекистан) и ст. 161 УК (диверсия).
Разглашение государственных секретов
(ст. 162 УК)
Объектом рассматриваемого преступления является суверенитет, территориальная неприкосновенность, безопасность, обороноспособность, экономика и государственная безопасность Республики Узбекистан.
Объективная сторона заключается в:
1) разглашении;
1) или передаче государственных секретов при отсутствии признаков измены государству.
Nota bene!
Разглашение государственных секретов — это любое предание огласке государственных секретов, когда сведения становятся достоянием лиц, не имеющих к ним права доступа.
Разглашение может быть совершено в любой форме: устное или письменное сообщение лицам, не имеющим доступа к государственным секретам. Круг посторонних лиц может быть различным. Это могут быть родственники, друзья или другие лица, которые не могли быть носителями государственных секретов.
Разглашение государственных секретов может быть совершено путем активных действий, например, демонстрации секретной документации, образцов вооружения, их тактико-технических данных перед посторонними лицами, огласки государственных секретов на лекциях, в выступлениях по телевидению, по радио и т. д.
Путем бездействия разглашение государственных секретов может быть совершено в результате нарушения правил хранения государственных секретов, непринятия мер для их сохранности. Например, сотрудник, работая с секретными документами, выходит, оставляя их на видном месте, в результате чего посторонние лица могут ознакомиться с ними.
Для состава преступления не имеет значение, какому количеству посторонних лиц стали известны государственные секреты. Однако, при назначении наказания такое обстоятельство должно учитываться судом. Ознакомление с государственными секретами большого круга лиц, не имеющих на то права, представляет повышенную опасность для интересов Республики Узбекистан.
Передача государственных секретов может быть как в устной, так и в письменной форме, с использованием телефона, радио и т. д.
Разглашение государственных секретов признается оконченным преступлением с момента, когда эти секреты становятся достоянием посторонних лиц. В случаях создания угрозы разглашения государственных секретов состав этого преступления отсутствует. Например, лицо, нарушив правила работы с государственными секретами, после окончания работы не положило секретные документы в сейф, а оставило их на рабочем столе, а уборщица, убирая в кабинете, не обратила на них внимания. В таких случаях необходимо ставить вопрос о дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении инструкции по работе с государственными секретами.
Субъективная сторона разглашения государственных секретов может быть выражена в виде умысла или неосторожности. Однако в каждом конкретном случае необходимо доказать, что виновный достоверно знал о том, что разглашает государственные секреты. В противном случае состав преступления отсутствует.
Мотив и цель преступления могут быть различными (например, хвастовство, желание показать свою осведомленность, свою значимость и др). Разглашение государственных секретов необходимо отличать от выдачи государственных секретов, как одной из форм измены государству. При разглашении государственных секретов, виновное лицо не имеет умысла причинить ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономики Республики Узбекистан.
Субъектом разглашения государственных секретов может быть только лицо, которому государственные секреты были доверены или стали известны по роду его служебной или профессиональной деятельности.
Если государственные секреты разгласило лицо, которому они стали известны не в связи с родом его деятельности, то это лицо не может быть субъектом данного преступления.
В части 2 ст. 162 УК предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями разглашения государственных секретов необходимо понимать случаи, когда информация о государственных секретах стала достоянием иностранного государства, иностранной организации или их агентуры, либо был нанесен ущерб суверенитету, территориальной независимости, безопасности, обороноспособности, экономике Республики Узбекистан.
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну
(ст. 163 УК)
Лица, работающие с государственными секретами, обязаны строго соблюдать все предписывающие правила, инструкции по работе с государственными секретами. Нарушение правил, инструкций по работе с государственными секретами в некоторых случаях влечет их утрату, что создает реальную возможность ознакомления с ними посторонних лиц и может привести к причинению вреда интересам Республики Узбекистан.
Объектом преступления является суверенитет, территориальная неприкосновенность, безопасность, обороноспособность, экономика Республики Узбекистан.
Предметом преступления может быть только государственная или военная тайна.
С объективной стороны преступление заключается в утрате документов, а равно предметов или веществ, сведения о которых составляют государственную или военную тайну, если утрата явилась следствием нарушения правил обращения с указанными документами, предметами или веществами.
Утратой необходимо считать выход документов, предметов или веществ, сведения о которых составляют государственную или военную тайну, из правомерного владения носителя этих секретов помимо его воли.
Утрата государственных секретов будет уголовно наказуемым деянием, если в результате утраты существовала реальная угроза ознакомления с государственными секретами посторонних лиц.
Для объективной стороны преступления необходимым признаком является нарушение правил обращения с государственными секретами и как последствие этого нарушения — утрата государственных секретов и создание опасности ознакомления с ними.
Если правила обращения с государственными секретами не были нарушены, но тем не менее произошла их утрата, то состав преступления отсутствует. Например, если после работы сотрудник, работающий с государственными секретами, соблюдая все правила обращения с государственными секретами, положил документы в сейф, закрыл его, опечатал и сдал на хранение, но документы были похищены, то действия не образуют состава рассматриваемого преступления. Если при работе лицо, работающее с государственными секретами, по небрежности их уничтожает (например, сжег вместе с мусором), то состав данного преступления также отсутствует и можно ставить вопрос о халатности, если лицо является должностным.
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну — это безвозвратная потеря государственных секретов, так и выход их из правомерного владения лица, имеющего допуск к государственным секретам на непродолжительное время, если существовала реальная угроза ознакомления с их содержанием посторонних лиц.
Уничтожение документов или предметов, содержащих государственную тайну, уголовно наказуемую утрату не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними других лиц.
Утрата документов, содержащих государственную или военную тайну, признается оконченным преступлением с момента выхода указанных документов из правомерного владения лица помимо его воли и создания реальной угрозы ознакомления с ними посторонних лиц.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только по неосторожности, то есть в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.
Субъектом преступления может быть только лицо, которому государственная или военная тайна была доверена в связи со служебной или профессиональной деятельностью и достигшее шестнадцатилетнего возраста.
В части 2 ст. 163 УК предусмотрена ответственность за утрату государственной или военной тайны, повлекшую тяжкие последствия.
Под тяжкими последствиями необходимо понимать случаи, когда секреты становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их агентуры либо причиняется ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, обороноспособности, безопасности, экономике Республики Узбекистан.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 163 УК признается оконченным с момента наступления тяжких последствий в результате утраты государственной или военной тайны.
Рекомендуемая литература
1. Брусницын Н.А. Открытость и шпионаж.. — М.: Военное издательство, 1991.
2. Дьяков С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственной преступности. — М.: Норма, 1999. Ермакова Л.Д. Особо опасные государственные преступления. — М: ВЮЗИ, 1982.
3. Игнатьев А.А. Особо опасные государственные преступления. — Киев, 1975.
4. Махкамбаев П.А. Подрывная деятельность иностранных спецслужб на территории Афганистана и Средней Азии в ХIХ—ХХ вв. // Сборник СНБ Республики Узбекистан, 1995, № 2.
5. Махкамбаев П.А. Правовое регулирование режима государственной границы Республики Узбекистан. — Т.: Фан, 1996.
6. Махкамбаев П.А. Значение охраны государственной границы в системе обеспечения национальной безопасности Республики Узбекистан. // Сборник СНБ Республики Узбекистан, 1996, № 5.