Преступления против здоровья населения и общественной нравственности, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами

Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем заключении от 4 июня 1997 г. рекомендовал признавать крупными следующие размеры наркотических средств (в граммах):

1. Марихуана высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500;

2. Гашиш 0,1-100;

3. Смола каннабиса 0,05-40;

4. Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.) 0,1-10 (10-1000 табл. по 0,01 г);

5. Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 0,1-10;

6. Солома маковая: высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250;

7. Морфин (основание и соли) 0,01-1 (от 1 до 100 ампул 1% p-pa);

8. Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) до 0,005;

9. Кодеин (основание и соли) 0,2-10 (12-14 табл по 0,015 г.) (660 табл по 0,015 г);

10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ) 0,01-1;

11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) до 0,0001 и т.д.;

Психотропных веществ (в граммах):

1 Амобарбитал (барбамил) 0,6-30 (6-300 табл по 0,1 г);

2. Аминорекс 0,01-0,1;

3. Кетамин 0,02-1;

4. Пентабарбитал 0,6-30;

5. Фепранон (амфепрамон) 0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025 г);

6. Хальцион (триазолам) 0,00075-0,005;

7. Этаминал натрия (нембутал) 0,6-30 (6-300 табл. по 0,01 г) и т.д.

Однако безусловное принятие данных рекомендаций представляется невозможным как минимум по двум обстоятельствам. Во-первых, Постоянный комитет по контролю наркотиков не является не только законодательным, но даже государственным органом, и, следовательно, его рекомендации не могут иметь юридической силы. Во-вторых, если следовать этим рекомендациям, то получается, что приобретение и хранение 0,1 г героина или кокаина, или 0,5 г опия, или 0,2 г гашиша, или 1 г марихуаны уже нужно считать крупными размерами и, следовательно, привлекать лицо к уголовной ответственности. Между тем такие размеры, как отмечалось ранее, составляют разовую дозу потребления. Поэтому Верховный Суд РФ в п. 4 Постановления от 27 мая 1998 г., проводя разграничение между хранением и перевозкой, еще раз отметил, что вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества (имеется в виду, для личного потребления. - В. К.) во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела. Основываясь на изложенном, мы полагаем, что крупный размер наркотических средств или психотропных веществ должен по крайней мере превышать однократную минимальную дозу соответствующего наркотического средства или психотропного вещества. В противном случае уголовная ответственность будет наступать за потребление соответствующих веществ, что противоречит содержанию ст.228 УК РФ и Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Итак, согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), должен утверждаться Правительством РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества вносятся в следующие списки:

а) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I). Очевидно, что это будут наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые запрещены для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.);

б) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II). Полагаем, что в этот список будут частично включены наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые одновременно являются и наркотическими лекарственными средствами (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.);

в) список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III). Предположительно, в этот список будут входить полностью или частично вещества из списка психотропных веществ, утвержденных на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/9-96), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96):

1. Амобарбитал, 2. Фенметразин, 3. Пентабарбитал, 4. Декстрометорфан, 5. Этаминал натрия, 6. Хальцион (триазолам), 7. Ципепрол, 8. Фентармин, 9. Фепранон (амфепрамон), 10. Аминорекс, 11. Кетамин, 12. Фторотан, 13. 4-метиламинорекс.

г) список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV). Данный Список будет составлен впервые, поскольку ранее Постоянный комитет по контролю наркотиков не давал перечня прекурсоров. Очевидно, что в этот Список будут входить отдельные катализаторы и растворители, используемые при производстве наркотических средств и психотропных веществ.

Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен устанавливаться Правительством РФ. Однако в любом случае этот Перечень должен носить исчерпывающий характер. веществах").

В действующем УК РФ вопросам ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ посвящены 6 статей (ст.228-233 УК РФ). Ввиду ограниченности объема публикации мы рассмотрим признаки лишь двух составов преступлений, предусмотренных в ст. ст. 228 и 231 УК РФ, которые имеют наибольшее распространение в судебной практике.

Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК РФ).

Данная статья в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой и имеет достаточно сложную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществляется на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления. Согласно ч. 1 статьи лишением свободы на срок до трех лет наказывается незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (о крупных размерах см. в предыдущем номере журнала). Тем самым законодатель предусматривает минимальное наказание не за любое приобретение или хранение соответствующих веществ в целях личного потребления, а только то, которое совершается в крупных размерах. Данная позиция не бесспорна. Более справедливым и целесообразным было бы полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если названные действия совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и психотропных веществ. Перечисленные действия органично связаны с потреблением, образуют неразрывную связь с ним и более логично было бы исключить их из числа уголовно наказуемых. В этом смысле большую последовательность проявил Модельный Уголовный кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств участников Содружества Независимых Государств и носящий рекомендательный характер для стран СНГ. В ст. 199 этого Кодекса уголовная ответственность предусматривается за незаконный оборот наркотических средств только в случае их сбыта или если имелась такая цель (сбыт).

В правоприменительной деятельности под приобретением наркотических средств или психотропных веществ понимается их покупка, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д. Как приобретение следует рассматривать и сбор наркотикосодержащих растений с земельных участков, принадлежащих сельскохозяйственным и иным предприятиям, а также гражданам, если эти растения не высевались и не выращивались.

Под хранением следует понимать любые действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

По ч.1 ст.228 УК РФ квалифицируются также действия виновного, выразившиеся в неоднократном приобретении или хранении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере без цели их сбыта.

В соответствии с ч. 2 ст. 228 УК РФ лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой наказываются действия лица, которое вне зависимости от размера, но в целях сбыта незаконно приобретает наркотические средства или психотропные вещества или хранит их. Эта же часть предусматривает ответственность за незаконные изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт указанных предметов, совершаемые с любыми целями и независимо от их размеров.

Под изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Как изготовление следует расценивать и производство наркотических средств или психотропных веществ, т.е. действия, направленные на их серийное получение.

Переработкой наркотических средств или психотропных веществ являются действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотических средств или психотропных веществ надлежит расценивать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо на рафинирование или повышение в препарате концентрации наркотических средств и психотропных веществ.

Перевозкой являются действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты