Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства

Учреждение образования "Академия Министерства внутренних дел

Республики Беларусь"

Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме: "Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства"

Дисциплина: "Основы идеологии белорусского государства"





Выполнил: слушатель группы

переподготовки сотрудников подразделений

МОБиСМ, обучающихся по специальности

"Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности"

старший инспектор УОП УВД

Гомельского облисполкома

майор милиции Киселёв К.И.





Минск 2008


Содержание


Введение

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь

Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь

Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы



Введение


Важнейшая составляющая часть идеологии государства - теория белорусской модели социально-экономического развития. Она предполагает формирование социально ориентированной, многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государственной и частной собственности.

Белорусский экономический строй на деле доказал свою жизненность. Беларусь единственная среди стран СНГ превзошла уровень промышленного производства 1990 года, не разрушила, а нарастила свой научно-производственный потенциал. В республике создана основа для устойчивого и динамичного развития общества и государства.

Президент страны является главным инициатором проведения социально ориентированной политики белорусского государства, направленной на защиту малообеспеченных слоев населения, дальнейшее преодоление социального неравенства, создание необходимых условий для всестороннего развития личности и необходимых предпосылок для их успешной реализации.


Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь


Термин "президент" с переводе с латинского языка означает "сидящий впереди". Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании термин "президент" начал потребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.

Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство - неотъемлемый элемент мировой политической практики.

143 страны, из них 140 - члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего, из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка "имплантации" поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.

Введение поста Президента в нашей стране было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является именно республикой, главой государства стал, естественно, Президент.

К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает "сходиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2-3 известными личностями.

На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Если раньше первым лицом в государстве был Первый секретарь ЦК КПБ, Председатель Верховного Совета, то сейчас им может быть только Президент.

Согласно Конституции 1994 года Президент Беларуси являлся Главой государства и главой исполнительной власти, но в отличие от США деятельностью правительства руководил Премьер-министр. Правительство несло двойную ответственность - перед Президентом и перед парламентом. Президент наделялся рядом существенных полномочий, однако, как и в России, на политическом Олимпе к первенству стремился парламент.

При выборе модели президентства в Беларуси решающее значение имело то обстоятельство, что пост Президента учреждался под конкретную личность - В.Ф. Кебича, который являлся главой правительства. Институт президентства был призван только легитимизировать его политико-правовой статус, а не стать ведущим государственным органом.

Конституцией не устанавливался действенный правовой механизм взаимодействия Президента с другими властными структурами. В номенклатурной системе сохранялись свои, во многом унаследованные от прошлого механизмы, позволявшие государственной машине работать на "старых оборотах". Избрание Президентом Беларуси А.Г. Лукашенко - человека из другой "среды" - закономерно привело к выявлению заложенных в Конституции недоработок и противоречий. Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако использование опыта западных демократий не привело к осознанию назначения и функций президентства политической элитой и значительной частью общества. Институт президентства в качестве легитимизации политико-правового статуса воспринимался правящей номенклатурой как ведущий государственный орган.

Концепция президентской власти на этом этапе была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам "социалистической" демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания.

Положение усугубила сложная политическая обстановка, возникшая вследствие конкуренции, разгоревшейся между политическими лидерами того времени. После поражения В. Кебича на президентских выборах началось открытое противостояние законодательной и исполнительной властей, что нашло свое выражение в игнорировании многих президентских инициатив.

К сожалению, Конституция в большей мере только декларировала принцип разделения властей. Соотношение же полномочий властей было достаточно несбалансированным, не был создан и механизм разрешения противоречий между ними. Президент не обладал правом роспуска Парламента, а Парламент не имел возможности воздействовать на деятельность правительства, если не считать права ставить вопрос о досрочном отстранении от должности отдельных членов Кабинета Министров. При таком положении дел разделение властей стало перерастать в их противостояние. С целью его разрешения А.Г. Лукашенко обратился к народу как высшему источнику государственной власти. Президент выступил инициатором проведения Республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, что позволило избежать развития событий по печально известному российскому сценарию.

На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом (фракциями аграриев и коммунистов) два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисключающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование всей системы государственной власти с доминирующим положением президента, в другом - упразднение поста Президента и функционирование государственного механизма в условиях верховенства законодательного органа. Проект депутатов был практическим возвращением к устаревшей системе доминирования Верховного Совета и в случае принятия создавал угрозу для формирования дееспособной государственной власти.

Во-первых, формирование государственного устройства Беларуси без института президентства не представлялось возможным, поскольку этот институт был воспринят положительно большинством граждан Беларуси, о чем свидетельствует высокая степень участия избирателей в выборах первого Президента страны: 78,97% в первом туре и 69,9% - во втором.

Во-вторых, упразднение института президентства, учрежденного этим же Парламентом всего два года назад, свидетельствовало о неуважительном отношении парламентариев к высшему нормативному акту государства - Конституции. Такие "революционные" изменения Основного Закона на протяжении мизерного отрезка времени не имели под собой логических оснований, а были продиктованы желанием депутатов разрешить конфликт в свою пользу.

И, наконец, согласно депутатскому проекту Парламент становился безраздельным монополистом всей государственной власти: назначал и увольнял судей высших судебных инстанций; принимал Конституцию и вносил в нее изменения; принимал законы и сам их регулировал; имел право выразить вотум недоверия правительству на любом основании.

"Содержание депутатского проекта свидетельствовало о концентрации полномочий у законодательного собрания, вопреки даже практике политической жизни республики до введения института президентства, когда Верховный Совет вынужден был делегировать часть полномочий Совету Министров". Принятие парламентского варианта привело бы к смещению баланса сил в государстве в пользу Парламента, к превращению его, по отчеству, в единый и бесконтрольный орган государственной власти. Президентский вариант Конституции, принятый на республиканском референдуме, создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В нем наиболее последовательно закреплена реализация принципа разделения властей, восстановлено равновесие ее трех ветвей, баланс между обязанностями и правами Главы государства, повышен статус исполнительной власти в системе государственных органов и ее роль в управлении государством и обществом, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века. Законодательная власть более не находится в привилегированном положении, она приобрела более цивилизованную форму функционирования, что означает окончательный отказ от советской модели высших органов государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты