- преступление не преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) (ч.1 ст.89 Кишиневской конвенции) и т.д.
На практике возникает ряд трудностей связанных с различиями уголовно-процессуального и уголовного законодательства, затрудняющих осуществление экстрадиции: например – одни и те же деяния в некоторых странах являются уголовно наказуемыми и влекут наказания в виде лишения свободы, а по уголовному законодательству других государств эти деяния декриминализированы и не являются преступлением либо не наказываются лишением свободы; совершение преступлений при отягчающих обстоятельствах, которые не содержатся в законодательстве запрашиваемого государства (например, такие квалифицирующие признаки, как повторность, причинение ущерба в крупном или особо крупном размере), что увеличивает процент отказа требований о выдаче…Я считаю, опираясь на мнению Лукашука, необходимо в практике государств, с учетом активизации международного сотрудничества в борьбе, закрепить распространение такого подхода в понимании принципа "двойной криминальности", в соответствии с которым: главное - не в деталях квалификации деяния, а в том, что оно по сути признается преступным в обоих государствах, а не исходить из случая более или менее полного состава преступления по праву соответствующих государств [12].
Выдача осуществляется по просьбе или по требованию запрашивающего государства, соответственно инициация экстрадиционной процедуры в запрашиваемом государстве происходит с получением такого запроса. Необходимые документы, в своей совокупности составляющие просьбу о выдаче, должны содержать сведения о субъекте экстрадиции (лице, выдача которого требуется)- фамилию, имя, отчество лица, год и место его рождения, гражданство, место жительства или пребывания, по возможности - описание внешности, фотографию, отпечатки пальцев и другие сведения о его личности; и описание фактических обстоятельств деяния, послужившего основанием обращения с запросом о выдаче, и текст закона с указанием предусматриваемой этим законом меры наказания; а также должны быть приложены заверенные копии постановлений о заключении под стражу и привлечении в качестве обвиняемого.
Если требования о выдаче одного и того же лица по поводу совершения им одного или нескольких преступлений поступают от нескольких государств, Республика Беларусь самостоятельно принимает решение о том, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст.79 Конвенции СНГ). В Кишиневской конвенции не указывается какими основаниями следует руководствоваться при «выборе» государства, запрос которого будет удовлетворен. Следует полагать, что такими основаниями могут выступить относительная тяжесть и место совершения преступления, хронологии деяний, гражданства лица и возможности последующей выдачи другому государству, предусмотренные ст. 17 Европейской конвенции о выдаче от 1958 года.
Передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания ими наказания в государстве, гражданами которого они являются, наряду с выдачей для уголовного преследования и приведения приговора в исполнение является одной из форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, посвящен обеспечению права преступника отбывать уголовное наказание в той стране, гражданином которой он является или где он постоянно проживает, а также основных общепризнанных прав человека (права на родной язык, культуру, обычаи, религию и т.д.). Международным правом признается, что предоставление осужденным возможности отбывать наказание в стране их гражданства или постоянного места жительства способствует более эффективному достижению целей уголовного наказания, соблюдению принципа гуманности. Передача осужденных является одним из важных обеспечивающих факторов возвращения отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе, их социальной адаптации после отбытия наказания. Будучи смежным с уголовно-исполнительным правом, институт передачи осужденных представляет собой правомерную составляющую экстрадиции.
Осужденный не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности в государстве исполнения приговора за то же преступление, в связи с которым был вынесен вступивший в силу приговор (non bis in idem). Передача осужденных предполагает обязательное соблюдение принципа двойной криминальности, который состоит в том, что передача осужденного возможна только в том случае, если данное лицо осуждено и отбывает наказание за деяние, которое признается преступлением в соответствии с законодательством и государства гражданства или постоянного места жительства осужденного, и страны, в которой данное лицо осуждено. Кроме того, обязательным условием передачи является то, что срок лишения свободы, назначенный осужденному за совершение этого преступления должны составлять не менее шести месяцев (ч.3 ст.66 Кишиневской конвенции)
В признании и исполнении приговора может быть также отказано, если:
а) наказание не может быть исполнено вследствие истечения срока давности или по иному законному основанию, а равно приговору, постановленному заочно, без участия подсудимого;
б) законодательством запрашиваемой стороны не предусмотрено наказание, аналогичное назначенному на территории запрашивающей стороны;
в) имеются веские основания считать, что осуждение связанно с преследованием лица по признаку расы, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или политических убеждений (ст.112 Кишиневской конвенции).
В запрос о выдаче для приведения приговора в исполнение должны содержаться следующие сведения: описание фактических обстоятельств деяния, послужившего основанием обращения с запросом о выдаче, и текст закона на основании которого это деяние признается преступлением, с указанием меры наказания; фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, год и место его рождения, гражданство, место жительства или пребывания, по возможности - описание внешности, фотографию, отпечатки пальцев и другие сведения о его личности; а также должны быть приложены заверенные копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст положения уголовного закона, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, то сообщаются также данные об этом.
На практике происходят случаи, когда лицо, выдача которого запрашивается, уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на территории запрашиваемого государства. В таком случае его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания либо его отбытия.
Если же такая отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, то лицо, выдача которого запрашивается, по ходатайству может быть выдано на время. После проведения процессуальных действий по уголовному делу, для которых оно было выдано, но не позднее чем через 90 дней со дня передачи лица, то выданное на время лицо должно быть возвращено запрашиваемой стороне (ч.2 ст.78 Кишиневской конвенции).
Подводя итог выше изложенному необходимо выделить основные принципы института экстрадиции, получивших свое законодательное закрепление в Республике:
- принцип взаимности, используемый при отсутствии международного договора о экстрадиции означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Республики Беларусь будет произведена выдача. (ч.3 ст.7 УК Республики Беларусь);
- принцип неотвратимости наказания;
- принцип международного уголовного права "либо выдай, либо суди" (aut dedere aut judicare) применим и к случаям, касающимся выдачи собственных граждан;
- принцип "двойной криминальности" - деяние должно квалифицироваться как преступное правом и запрашиваемого, и запрашивающего государств;
- принцип поп bis in idem, запрещающий дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление;
- принцип специализации - привлечение к уголовной ответственности может иметь место лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи(ч.1 ст.81 Кишиневской конвенции);
- преступление не преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего);
- принцип невыдачи собственных граждан (ч.1 ст.7 УК Республики Беларусь) Однако это не означает их безнаказанности. Кишиневская конвенция обязывает каждую из сторон осуществлять уголовное преследование собственных граждан в соответствии со своим законодательством по поручению стороны, на территории которой преступление было совершено (ч.1 ст. 91);
- невыдача без согласия запрашиваемого государства лица третьему государству;
- неприменение смертной казни к выдаваемому лицу;
- национальный или принцип гражданства, устанавливающий ответственность граждан государства за преступления, совершенные за его пределами (ч.1 ст.6 УК Республики Беларусь);
- реальный принцип, согласно которому УК Республики Беларусь применяется к иностранным гражданам или лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Республике Беларусь, совершившим на территории иностранного государства особо тяжкое преступление, направленное против интересов Республики Беларусь (ч.2 ст.6 УК Республики Беларусь);
- универсальный принцип, регулирующий борьбу с преступлениями, посягающими на интересы нескольких государств или всего международного сообщества (ч.3 ст.6 УК Республики Беларусь);
- принцип преюдициального значения совершения лицом преступления на территории иностранного государства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (ст.8 УК Республики Беларусь).
Заключение
Как мы видим, проблема выдачи сложна и в силу того, что затрагиваются многие вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию государств. На практике возникает большое количество проблем, связанных с отсутствием в международном уголовном праве единого правового акта, регулирующего процесс экстрадиции. Актуально это и для Республики Беларусь ведь у нас по сути отсутствует даже национальный законодательный акт регулирующий данный вопрос. Поэтому считаю в как можно скорее необходимо:
создать единый нормативно-правовой акт об экстрадиции как на национальном, так и на международном уровне, тем самым приложить дальнейшие усилия для преодоления проблем, которые возникают в результате оснований отказа в выдаче, в то же время принять соответствующие меры, направленные на ускорение процедуры выдачи;
подписать Европейскую конвенцию о выдачи 1957 года, чем упроститься взаимодействие правоохранительных органов нашей страны с аналогичными органами других европейских государств;
дополнить УПК РБ главой «Международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства», в которой были бы предусмотрены вопросы об отношениях правоохранительных органов, судов республики с соответствующими органами иностранных государств, в том числе и в рамках Интерпола;
включить в УК положение об основаниях выдачи преступников и отказа в ней, которые на сегодняшний день отсутствуют.
В целом же институт экстрадиции продолжает развиваться. Несмотря на определенные различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении по пути укрепления эффективных мер международного сотрудничества в области уголовного правосудия с целью создания единых сравнимых международно-правовых стандартов и юридических процедур, позволяющих обеспечить соблюдение неотъемлемых прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства.
Список использованных источников
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: Текст по состоянию на 5 сентября 2008 г. – Мн.: Амалфея, 2008. – 336 с.
2.Европейская конвенция от 1957 года
3.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7.10.2002г.
4.Закон Республики Беларусь от 01.08.2002г. «О гражданстве Республики Беларусь»
5. Богачева Е. Экстрадиция // Законность. 2000. N 5. С. 24 – 25
6.Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976;.
7.Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права // Государство и право. 2003. N 3. С. 69.
8.Волобуев В.П. К вопросу о проблемах международного сотрудничества органов прокуратуры РФ с государствами-участниками СНГ и другими государствами в сфере выдачи лиц, осуществления уголовного преследования и оказания правовой помощи при расследовании преступлений
9.Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора(комментарий уголовно-процессуального законодательства). И.Б. Колчебский, А.В. Борбат, Б.Д. Завидов
10. Зимин В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. М., 1990. С. 7.
11.Коняхикн В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация
12.Лукашук И.И. Выдача обвиняемых и осужденных
13.Романов А.К. Институт экстрадиции: понятие, концепции, практика
14.Саркисова Э.А. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие/ Э.А. Саркисова. – Мн.: Тесей, 2005.- 592 с.
Страницы: 1, 2