Причины, условия и механизмы конкретного преступления
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина
«Предупреждение преступлений»
Тема
Причины, условия и механизмы конкретного преступления
Выполнила студентка
6 курса заочного отделения
Басова Н.В
Научный руководитель
Ефремова Н.С.
2010г.
Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики.
Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.
Основным характеризующим признаком деятельности выступает ее мотив. Он является той призмой, через которую обнаруживается, имеющая имманентный характер связь личности и ее деятельности. В мотивах выражаются побуждающие начала, внутренние основания и целевая направленность активности А их структура характеризует развитие личности через ее содержательность, т.е. через результаты усвоения индивидом элементов социальной Среды, общественных отношений.
Вот почему для понимания социальной природы и социльно психологической характеристики преступника как типа столь важны выявление и анализ мотивационной сферы его общественно опасной деятельности. Этот анализ помогает раскрыть и социальное содержание личностных черт преступника как типа, и детерминанты преступного поведения, и наиболее типичные средства социально-психологического механизма преступной деятельности.
Исследование причин и условий конкретного преступления и изучение существующей между ними взаимосвязи являются основным элементом в познании свойств преступности в целом, важной криминологической задачей. При этом следует учитывать, что если причины преступности в целом детерминированы противоречиями социальной среды, то причины и условия конкретного преступления подвержены в большей степени влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование как личности. Здесь нужно видеть прямую и обратную связи, т. е. весь комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев. Сама микросреда, оказывающая непосредственное воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.
В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем на общем уровне, проявляется взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
В общем виде причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация лица. Она складывается постепенно под влиянием двух групп условий.
К первой группе относятся условия, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы связаны непосредственно с процессом совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они обусловливают намерение и решимость совершить преступление.
Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий, негативных нравственных и психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих своеобразную криминогенную ситуацию.
На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом.
В конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность. Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, органы внутренних дел, осуществляя профилактическую деятельность, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни.
Дальнейшее изучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествуют постановка цели и предвидение результатов своих действий.
С точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Следует также добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.
Из этого следует, что все социально значимые воздействия внешней среды опосредуются сознанием индивида, личностными особенностями. Иными словами, между ним и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости. Эти зависимости накладывают отпечаток на действия преступника, что, по существу, характеризует определенный индивидуальный «почерк» при совершении им преступлений.
Для определения рассматриваемого механизма необходимо обозначить рассматриваемый институт криминологии. Преступное поведение – это более широкое понятие чем понятие преступление. В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации преступление-это общественно опасное, противоправное виновно совершенное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Приведенное определение показывает, что преступление является внешне выраженный акт человеческого поведения, который причиняет или возможно причинит вред объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако с точки зрения криминологии, изучающей причины преступлений, рассматривать необходимо именно предшествовавшие преступному поведению объективные и субъектные предпосылки, которые лежали в основе возникновение мотивов совершения преступления, постановка целей, приискание средств и т. д.
Обстоятельства, которые породили и предшествовали преступлению, не становятся преступлением в связи с тем, что не образуют состава преступления. Предпосылки преступления, которые не являются преступлением, а лишь только в совокупности образуют, состав преступления могут быть включены в понятие преступного поведения, которое охватывает процесс формирования преступного поведения и его осуществление.
Исходя из сказанного под преступным поведением понимается целенаправленный процесс интенсивно развивающийся в окружающем мире и времени состоящий из действий которые в последствии образуют состав преступления, а также внутренние, предшествующие их психологическое состояние которое побуждает и усиливает к совершению преступления.
Наиболее важным элементом исследования преступного поведения является «механизм» такого поведения, который показывает определенный процесс осуществления преступных действий:
- возникновение преступного умысла на совершение деяния;
- принятие решения совершить действия преступного характера;
- разработка плана преступных действий;
- реализация плана.
Таким образом, механизм преступления — это стадии взаимодействия человека и внешней среды, создающий преступное поведение и осуществляющий его. В процессе взаимодействия личности человека задействованы психические элементы и состояния личности, которые также могут быть и у правомерных поступков, но в преступном поведении вся совокупность этих элементов или часть из них содержит в себе антиобщественный характер.
Механизм преступного поведения, преступления включает в себя три основных элемента.
1. Мотивация преступления. Мотив преступления – это внутреннее побуждение к совершению поступка. Мотив преступления практически во всех случаях как самая вероятная и непосредственная причина преступления. Рассмотрение категории мотив, ответит на вопрос, что побудило человека совершить преступление.
В литературе приводится множество различных классификаций видов мотивов, рассмотрим одну из них:
— политические;
— корыстные;
— насильственно-эгоистические;
— анархистско-индивидуалистические;
— легкомысленно-безответственные;
— трусливо-малодушные.
Определяя мотив планируемого преступления человек, осуществляет, делает первый шаг к совершению уголовно-наказуемого деяния. Однако мотив не является преступным, он приобретет характер преступного лишь, когда будет входить в состав преступления как элемент субъективной стороны. Стадии формирования мотива определяются тем что прежде чем сформируется мотив совершения преступления лицо испытывает такие психологические состояния как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
И основополагающую роль играют различные потребности субъекта. Потребности являются отражением зависимости от окружающего внешнего мира, и при всем при этом не всякая потребность человека является источником негативного преступного поведения человека. Исследования показали, что чаще всего источником мотивации преступления выступают материальные, сексуальные, идеологические потребности и потребность социального общения. Потребность как явление субъективное может иметь различную интенсивность у каждого человека, и человек у которого возникает потребность, реализуемая в преступном деянии, в зависимости от своих качеств придает потребности направленность. Однако потребность это не единственный элемент, определяющий мотивацию преступного поведения, наряду с потребностями и интересами мотивационную роль играют влечения и эмоции. Влечения, эмоции это практически не регулируемое проявление личностных качеств биологического характера. Известно, что большое количество преступлений совершается на пике или под воздействием острого психического или психологического состояния. Такими состояниями могут быть страх, трусость, зависть, злоба, желание отмстить, гнев и др.
Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект. Первоначальные элементы составляющие механизм преступного поведения осуществляемого под воздействием эмоций, влечений внезапно исчезают, и преступное действие наступает сразу же после возникновения объекта посягательства.
Совокупность таких явлений как антиобщественный характер личности, недостаточное развитие интеллекта, эмоциональное возбуждение в ситуациях конфликтного характера приводят средства психического и внуреосознанного контроля к сбою или действию на таком уровне, что контролирующие процессы осуществляются неэффективно.
Потребности, эмоции, влечения интересы создали мотив преступления необходимо преодолеть психологическую преграду в виде жизненных и моральных ценностей которые включают в себя правосознание и правовую культуру личности. Ценности – это та совокупность различного рода потребностей, предметов, качеств личностного характера посредством которых происходит удовлетворение более значимых потребностей, интересов, а также идеи в роли цели и идеального поведения. Определяя свое поведения человек старается построить его таким образом чтоб оно было эффективным и плодотворным и отвечало бы его системе ценностей. В сознании человека ценности расположены не равномерно одни ценности по уровню актуальности выше других другие ценности в определенной ситуации или с определенным лицом притупляются, а другие наоборот обостряются и играют решающую роль, им отдается предпочтение по сравнению с другими, что определяет мотив поступка, определение цели и изыскание приемов и средств достижения поставленной цели. В качестве составных элементов ценностных установок личности выступают уровень нравственности и правовое сознание личности.
Страницы: 1, 2