Применение норм права в международных отношениях
1. Территория в международном праве
Под территорией в доктрине и практике международного права понимаются различные пространства земного шара, включающие его сухопутную и водную поверхности, недра, воздушное пространство, а также космическое пространство и небесные тела.
Проблема территории всегда была одной из самых острых и сложных в международном праве, ибо территория - это не просто пространство, а необходимый атрибут государства, материальная основа жизнедеятельности населяющего его народа и человечества в целом. В течение всей истории человеческой цивилизации возникали конфликты и вспыхивали войны за обладание той или иной территорией. Это вызвало необходимость создания международно-правовых норм, которые бы регулировали отношения между субъектами международного права в отношении территорий. По мере развития науки и техники становились все более доступными и пригодными для исследований и эксплуатации отдаленные территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и являющиеся общим достоянием человечества, например открытое море, воздушное пространство, Антарктика, космос. В связи с этим появились нормы, определяющие правовой режим этих пространств и возможности субъектов международного права по их научному изучению и экономическому использованию. Этот процесс продолжает развиваться и в настоящее время.
Одной из непростых международно-правовых проблем, привлекающих внимание ученых-юристов и практиков, является проблема юридической классификации территорий. Это вполне закономерно, поскольку вопросы территориального верховенства, суверенных прав на те или иные пространства, сферы деятельности на них или их ресурсы напрямую связаны с политическими и экономическими отношениями и в конечном счете с материальными условиями жизни государств и наций.
Большинство юристов-международников (Ю.Г. Барсегов, Я. Броунли, М.И. Лазарев, СВ. Молодцов, М.В. Яновский и др.) используют понятия «режим» или «статус» в качестве критерия для юридической классификации территорий. Известный британский юрист-международник Я. Броунли пишет: «Международное право знает четыре вида режима территорий: территориальный суверенитет; территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус (например, подмандатные и подопечные территории); res nullius (ничейная территория) и res communis (территория, принадлежащая всем)» (курсив наш. - Л.Т.). Профессор Дж. Коломбос применяет понятия «режим», «статус» и «юридическая природа» при описании юридической характеристики территорий.
Термины «режим» («правовой режим») и «статус» («правовой статус») используются в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Так, в п. 4 ст. 49 говорится: «Режим архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемый в настоящей Части, в других отношениях не затрагивает статус архипелажных вод...».
Как видно, в международно-правовой доктрине и практике нет единообразия в использовании понятий в качестве критерия юридической классификации территорий. Оба понятия - «режим» и «статус» применяются для базисной характеристики правового положения той или иной территории, которая качественно отличает эту территорию от других пространств. Некоторые авторы пытаются дифференцировать понятие «режим» от понятия «статус», например профессор СВ. Молодцов. Имеется определенное отличие между этими понятиями и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ней термин «режим» («правовой режим») означает совокупность норм, регулирующих определенное явление в рамках фундаментальных положений, которые формируют правовой базис каждой пространственной категории. Последнее в Конвенции 1982 г. обозначается понятием «статус» («правовой статус»). В этой связи предложение авторитетного юриста-международника из Грузии Р.В. Деканозова о применении понятия «юридическая природа» в качестве критерия для правовой классификации пространств представляется весьма конструктивным. При этом данное понятие будет обозначать то же, что и понятие «статус» («правовой статус») в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., т.е. базисную правовую характеристику любой территории. В целях же избежания терминологической путаницы понятия «режим» («правовой режим») и «статус» («правовой статус») следует использовать как равнозначные. Р.В. Деканозов отмечает, что для того чтобы лучше представить себе взаимосвязь между понятиями «юридическая природа» и «правовой режим», необходимо принять во внимание, что территории, обладающие одинаковой юридической природой и образующие единую пространственную категорию, могут отличаться специфическими чертами своего правового режима. Например, в категории международных пространств общего пользования могут существовать такие правовые режимы, как открытое море, морское дно за пределами национальной юрисдикции («Район»), небесные тела и т.д. И наоборот, правовой режим территорий, имеющих разную юридическую природу, может иметь много общего, например, правовой режим международных каналов и открытого моря. Иными словами, правовая ясность в отношении той или иной территории может быть достигнута только при одновременном анализе ее юридической природы и правового режима.
На основе критерия юридической природы пространства можно дать следующую международно-правовую классификацию территорий:
1. Государственная территория.
2. Международная территория общего пользования (МТОП).
3. Континентальный шельф.
Юридическую природу государственной территории составляет суверенитет. Что касается МТОП, то по своей юридической природе это такие пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства, они находятся в общем пользовании человечества (открытое море и воздушное пространство над ним, космос и небесные тела и т.д.). Континентальный шельф - это своеобразная с правовой точки зрения территория, на которую не распространяется суверенитет прибрежных государств, но эти государства согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. осуществляют над ней суверенные права в целях ее разведки и разработки природных ресурсов. То есть это и не государственная территория, и не МТОП, поэтому континентальный шельф выделен в самостоятельную пространственную категорию. В отличие от другого внешне схожего института морского права - исключительной экономической зоны (ИЭЗ), прибрежные государства осуществляют суверенные права именно над континентальным шельфом, т.е. территориальным образованием; в то время как в отношении ИЭЗ эти государства имеют суверенные права в функциональной сфере (в разведке, разработке и сохранении природных ресурсов ИЭЗ, создании и использования искусственных островов и сооружений, проведении морских научных исследований и т.п.), а не над определенной территорией. Это существенное отличие юридической природы ИЭЗ не позволяет выделить ее в особую пространственную категорию. Таким образом, исключительная экономическая зона относится к МТОП, обладая специфическим правовым режимом.
Следует отметить, что ранее данная классификация территорий могла быть дополнена такими категориями, как ничейная земля (terra nullius) и подмандатные или подопечные территории. Однако ныне ничейных земель фактически не существует, как и не осталось подмандатных и подопечных территорий. Эти обстоятельства оправдывают предложенную классификацию.
В рамках первых двух категорий могут существовать различные правовые режимы. Государственная территория знает режимы кондоминиума, сервитутов, аренды, общего пользования, например, архипелаг Свальбард (Шпицберген) является норвежской государственной территорией общего пользования; МТОП включает в себя режимы открытого моря, «Района», небесных тел и т.д. Еще раз следует подчеркнуть, что ясность в отношении правового положения определенной территории может быть достигнута только путем одновременного исследования ее юридической природы и правового режима.
2. Водное пространство как государственная территория
Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Одной из составных частей является водное пространство. Территория государства – материальная база государства, без которой оно как суверенный субъект международного права существовать не может. Территория одного государства отделяется от другого границами.
Водное пространство как часть государственной территории — это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.
Иногда применяется термин "условная территория", к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты.
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.
Осуществление территориального верховенства государством не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего другому государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию.
Государственная территория должна использоваться в соответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам.
Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.
Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.
Пространство, на которое распространяется власть государства в ограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным. Оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция.
Понятие "территория, на которую распространяется национальная юрисдикция" является более широким, чем "государственная территория". Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).
Используемый в международных договорах термин "территория" применительно к определенному государству-участнику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Он может употребляться и в более широком значении: как территория, на которую распространяется национальная юрисдикция.
3. В чем проявляется деликтоспособность субъектов международного права согласно статье 31 Конвекции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, к которой в июне 1999 года присоединилась Украина?
В соответствии с традиционным международным правом никакое государство, кроме государства флага, не могло, как общее правило, осуществлять юрисдикцию в отношении судна в открытом море. Более того, нарушение в открытом море каких-либо международных норм и стандартов, если судно после этого зайдет в иностранный порт, не давало государству порта никаких прав на осуществление юрисдикции в связи с таким нарушением, если судном не был причинен ущерб на территории государства.
Такое положение рассматривалось некоторыми странами как неудовлетворительное по той, главным образом, причине, что государства флага далеко не всегда имеют практические возможности и желание осуществлять достаточно эффективный контроль за своими судами, которые в ряде случаев подолгу могут не заходить в свои порты. В этой связи была выдвинута идея о наделении государства, в порт которого зашло иностранное судно, правом провести расследование предполагаемого нарушения, совершенного где-либо за пределами его территориальной юрисдикции.
На конференции ООН, принявшей Конвенцию ООН по морскому праву в 1982 году, отмечалось, что введение универсальной юрисдикции государства порта может привести к появлению «удобных» портов по образцу «удобных» флагов. К сожалению, следует констатировать, что по многим параметрам украинские порты как раз и подходят под определение «удобные порты», в которые без проблем могут заходить субстандартные суда.
Контроль государства порта базируется на соблюдении международных договоров, текст которых, в свою очередь, не является устоявшимся. В существующие договоры постоянно вносятся поправки. В 1999 году такие поправки вносились в Конвенции СОЛАС, МАРПОЛ, ПДМНВ.
Но не следует забывать, что все международные правила действуют только до границы 12 миль от берега Украины. Ближе к берегу действуют национальные правила, которые Украина вправе устанавливать самостоятельно. Сейчас такие правила не установлены, и вместо национальных в территориальных водах Украины действуют международные. К чему это приводит?
Вот относительно свежий пример — посадка на мель контейнеровоза у острова Змеиный. Судно шло под флагом Камбоджи. Свидетельство о минимальном составе экипажа содержало требование о двух судоводителях (капитане и 3-м помощнике). По международным правилам судно, имея такое свидетельство, может плавать. Но, как показала практика, оно не обеспечивает безопасности судовождения. Камбоджа не является участницей Конвенции ПДМНВ-78/95, так что инспектор не может требовать от судна другого свидетельства или считать, что оно не соответствует действительности. Как быть в этом случае? В этом случае национальные правила плавания в водах Украины должны четко и однозначно определять, что судам, заходящим в территориальные воды Украины, необходимо иметь свидетельство на соответствие требованиям не ниже требований, содержащихся в Конвенции ПДМНВ.
Особое значение в этом плане имела ратификация Украиной 3 июня 1999 года Международной конвенции ООН по морскому праву 1982 года. По этой конвенции юрисдикция прибрежного государства в отношении судна ограничивается применением принципа «мирного прохода». В ст. 21 конвенции 1982 года дан подробный перечень вопросов, по которым прибрежные государства могут принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу иностранных судов через территориальное море.
В то же время конвенция предусматривает общее ограничение относительно содержания законов и правил, применяемых к иностранным судам. Они не должны «предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права». Кроме того, законы и правила прибрежного государства «не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты».
В отношении судна, совершившего во время прохода через территориальное море действия, нарушающие «мир, добрый порядок и безопасность», прибрежное государство вправе принять любые меры (остановку, задержание и т. д.), включая его последующее выдворение за пределы территориального моря и запрещение продолжить проход.
В конвенции 1982 года подробно определены права прибрежного государства в отношении иностранных судов в случае совершения ими нарушений во время нахождения в водах под его юрисдикцией. При этом следует заметить, что далеко не всегда прибрежное государство может принимать непосредственные меры в отношении иностранного судна, допустившего нарушение местных законов и правил. Для того, чтобы посчитать, что судно допустило в территориальном море сброс загрязнений или совершило иные нарушения, необходимы только «явные основания».
Список использованной литературы
1. Конституция Украины: Принята на пятой сессии Вер-1 Явного Совета Украины 28 июня 1996года // Урядовий] Кур'ер._ 1996.— 13 лип.
2. Гражданский кодекс Украины // Ведомости Верховно-1 гоСовета Украины.— 1963.— № 30.— Ст.463.
3. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» // Ведомости Верховного Совета Украины.— 1991.— №29.— Ст. 372.
4. Азимов Ч. Понятие и содержание частного права // Закон и бизнес.—1996.— 4 дек.
5. Альтшулер А.Б. Международное валютное право.— М.: Междунар. отношения, 1984.— 256 с.
6. Богуславский М.М. Международное частное право.— М.: Международные отношения, 1989.— 368с.
7. Богуславский М.М. Международное частное право: Учеб-8ик.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ, 1998.— 408 с.
9. Вольф М. Международное частное право.— М.: Изд-ЕО иностр. лит., 1948.— 702 с.
10. Галенская Л.Н. Международное частное право.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.— 233 с.
11. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Международное частное морское право.— Л.: Судостроение, 1984.— 280 с.
12. Международное право: Учебник. 4-е изд., Под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В.