Положение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечения собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".
Перечисленные в Постановлении специальные средства, физическая сила и служебные собаки используются для преодоления противодействия законным требованиям о соблюдении установленных правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечения собственной безопасности, а также задержания лиц, их нарушивших, когда применение иных способов пресечения правонарушений, исключая применение оружия и боевой техники, не обеспечивает выполнения возложенных на сотрудников (военнослужащих) обязанностей.
В данной главе мы дали рассмотрели правовые основы применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, дали их краткую характеристику и привели примеры.
§2. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России
Аналогично предыдущей главе порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ можно разделить на четыре составных части:
случаи применения специальных средств;
условия применения специальных средств;
собственно порядок применения специальных средств;
пределы применения специальных средств.
Правовое регулирование содержания всех вышеназванных элементов определяется в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"
Случаями (основаниями) применения специальных средств в соответствии с Постановлением являются:
воспрепятствование проверке документов у лиц и документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы;
нападение на военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории;
достаточные основания полагать, что лица намерены либо готовятся оказать вооруженное сопротивление;
захват заложников, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;
поведение лиц, дающее основания полагать, что могут совершить побеги либо причинить вред окружающим или себе;
невыполнение законных требований об остановке транспортных средств;
иные противоправные действия, нарушающие деятельность Пограничной службы ФСБ России.
Условиями применения специальных средств являются:
предупреждение о намерении использовать их, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего (сотрудника), за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью военнослужащих и граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
стремление, чтобы любой ущерб, причиненных при этом был минимальным;
обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, оказания доврачебной помощи;
доклад по команде о применении специальных средств;
соблюдение установленных мер безопасности при обращении со специальными средствами;
в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие при отсутствии специальных средств вправе использовать в указанных целях любые подручные средства;
физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, применяется для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенным на сотрудников обязанностей.
Пределы применения специальных средств:
а) применение специальных средств допускается только при выполнении обязанностей по защите государственной границы РФ и в пределах приграничной территории;
б) запрет применения специальных средств в отношении лиц, которые нарушили режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если эти действия совершены явно случайной или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы, а равно в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения либо оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории.
В ходе работы над данным параграфом мы рассмотрели порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ, разделив на составляющие дали подробную характеристику каждому из элементов.
Подводя итог параграфу, можно сделать вывод, что мы дали понятие порядку применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, детально рассмотрели и охарактеризовали особенности всех элементов данной сферы деятельности сотрудников ФСБ.
Заключение
Подводя итог проделанной работе следует отметить, что нами было проведено комплексное исследование в области такой сферы деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности России, как применение оружия и специальных средств. Обобщая результаты проделанной работы мы можем утверждать, что применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ является мерой государственного принуждения.
В первой части курсовой работы мы сосредоточились на изучении нормативного правового материала, а именно правовых основ, касающихся применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ. Здесь были приведены основные правовые акты, регулирующую данную сферу деятельности, как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта, им была дана характеристика.
Во второй части нашей работы мы затронули такой аспект, как порядок применения сотрудниками ФСБ оружия и специальных средств. В ходе приведенного анализа были выделены составные элементы порядка применения оружия и специальных средств, а именно: случаи (основания), условия применения, собственно порядок применения, а также пределы ограничений применения. Изучив законодательный, материал мы дали подробную характеристику каждому из этих элементов.
Приоритетными направлениями развития, касающимися данной сферы деятельности сотрудниками ФСБ, на наш взгляд, являются:
систематизация законодательства, регулирующего порядок применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ, так как значительное количество нормативных правовых актов содержат правила, относящиеся к данной сфере деятельности ФСБ;
законодательство, регламентирующее вопросы применения оружия и специальных средств должно ориентировать представителей власти на то, чтобы наносимый вред был минимальным, что противоречит нормам международного права;
сокращение количества государственных ведомственных структур, наделенных полномочиями по применению оружия, что напоминает о влиянии командно-административной системы прошлого.
Список нормативных правовых актов и литературы
Законодательство Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 2009
2. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, N 15
3. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии" // Российская газета, N 241, 18.12.1996.
4. Закон РФ от 18.04.1991 № 1025-1 "О милиции" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, N 16, ст.503.
5. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"
6. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст.2954
7. Федеральный закон от 27.05.1996 №57-ФЗ "О государственной охране" // Российская газета, N 106, 06.06.1996.
8. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 19.11.2007, N 47 (1 ч), ст.5749
9. Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 №1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" // Российская газета, N 209, 28.10.1997.
Монографии и статьи:
10. П.Н. Саклаков, С.И. Щербак, А.Н. Коратаев. Правовое регулирование применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в защите Государственной границы Российской Федерации. - Голицыно: Пограничный институт ФСБ России, 2005. - 136 с.
11. Л.П. Попов. Административное право. - М.: Юристъ, 2006. - 703 с.
12. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. - М.: Эскмо, 2005. - 1008 с.
13. Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник. - Москва: МарТ, 2003. - 368 с.
14. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - 670 с.
[1] Конституция Российской Федерации. – М.: Норма, 2009. – ст.1.
[2] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2002. – с. 445.
[3] Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»// Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, N 15, ст. 1269
[4] Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии»// Российская газета, N 241, 18.12.1996.
[5] Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
[6] П.Н. Саклаков, С.И. Щербак, А.Н. Коратаев. Правовое регулирование применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в защите Государственной границы Российской Федерации. – Голицыно: Пограничный институт ФСБ России, 2005. – с. 21.
[7] Л.П. Попов. Административное право. – М.: Юристъ, 2006. – с. 300.
[8] Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии»// Российская газета, N 241, 18.12.1996
[9] Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учебник. – М.: Эскмо, 2005. – с.269.
[10] Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
[11] Постановление Правительства РФ от 15.10.1997 №1314 «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»// Российская газета, N 209, 28.10.1997.
[12] П.Н. Саклаков, С.И. Щербак, А.Н. Коратаев. Правовое регулирование применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в защите Государственной границы Российской Федерации. – Голицыно: Пограничный институт ФСБ России, 2005. – с. 31.
[13] Федеральный закон от 27.05.1996 №57-ФЗ «О государственной охране»// Российская газета, N 106, 06.06.1996.
[14] Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право: Учебник. – Москва: МарТ, 2003. – с. 149.
[15] Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
[16] Закон РФ от 18.04.1991 № 1025-1 «О милиции»// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, N 16, ст. 503.