К сожалению, в теории советского уголовного права недостаточно исследован не только вопрос о служебной рели этого принципа, но и вопрос о причинах отказа советского законодателя от этого принципа[4].
Из вышесказанного следует, что появление реального принципа действия в Уголовном кодеке Республики Беларусь является прогрессивным шагом для уголовного законодательства, т.к. следует отметить, что УК Беларуси 1960 г. не предусматривал подобного правила, что являлось существенным пробелом в уголовном законодательстве и затрудняло уголовно-правовую борьбу с особо опасными преступлениями, реально посягающими на интересы нашего государства.
Реальный принцип нашёл своё отражение в ч.2 ст. 6 УК РБ, из которой следует, что гражданин или не проживающее постоянно в Республики Беларусь лицо без гражданства подлежит ответственности по Уголовному Кодексу Республики Беларусь в случаях совершения вне пределов республики особо тяжкого преступления, направленного против интересов Республики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории Республики Беларусь. В соответствии с этим правилом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей республике, будут отвечать по Уголовному кодексу Республики Беларусь за преступление, совершённое на территории иностранного государства, при наличии следующих условий: совершённое опасное деяние относится к категории особо тяжких преступлений по критериям ч.5 ст. 12 УК; это преступление направлено против интересов Республики Беларусь, т.е. посягает на гражданина Республики Беларусь, на интересы юридических лиц, зарегистрированных в Республике Беларусь, на государственные интересы, на государственные интересы Республики Беларусь; лицо, совершившее преступление, не было осуждено за него в иностранном государстве.
4. Универсальный
Действия уголовного закона в пространстве вытекает из необходимости борьбы с международными преступлениями, а также преступлениями международного характера. Государства мира объединяют свои усилия в борьбе с определёнными категориями преступлений, участвуя в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями. Присоединившись к конвенции, государство обязано привлекать к уголовной ответственности преступников даже тогда, когда преступление совершено вне пределов страны иностранными гражданами и не причинило данному государству реального вреда.
Среди теоретиков как уголовного, так и международного права появляется всё больше сторонников того, что «каждое государство вправе и обязано карать всегда и всякого за совершенное им злодеяние, без отношения к месту его совершения и подданству преступника, ибо всякое преступление есть посягательство на общий правовой порядок, обнимающий все государства», так называемый универсальный или космополитический принцип.
Положения универсального принципа имели место и в советском законодательстве. Эти положения применялись к находящимся в СССР иностранцам, совершившим преступления вне пределов Союза ССР и непосредственно не посягающим на интересы СССР, и они закреплены были в ч 4 ст. 5 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В статье говорится: «Иностранцы за преступления, совершенные вне пределов СССР, подлежат ответственности по советским уголовным законам в случаях, предусмотренных международными соглашениями». Эта норма дословно была воспринята уголовными кодексами всех союзных республик и наша не была исключением.
В отличии от советского в новом Уголовном кодексе Республики Беларусь условия привлечения по универсальному принципу были расширены. Кроме преступлений совершенных вне пределов Республики Беларусь, подлежащих преследованию на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора, к лицу применяется Уголовный кодекс Республики Беларусь независимо от уголовного права места совершения деяния за следующие преступления: геноцид (статья 127), преступления против безопасности человечества (статья 128), производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны (статья 129), экоцид (статья 131), применение оружия массового поражения (статья 134), нарушение законов и обычаев войны (статья 135), преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (статья 136), бездействие либо отдание преступного приказа во время вооруженного конфликта (статья 137).
Особенностью универсального принципа является то, что в соответствии с ним определяется преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к ответственности независимо от его гражданской принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми документами.
Под международными, иначе именуемыми преступлениями против мира и безопасности человечества понимаются преступления, посягающие на мир между народами, государствами и основы безопасности всего человечества. Преступления международного характера в сравнении с международными являются менее общественно опасными деяниями, посягают на отношения по международному сотрудничеству государств в вопросах обеспечения основных прав и свобод личности, нормальной деятельности организаций и учреждений, совместной деятельности и согласования действий в сферах социально-культурной, экономической, экологической, предпринимательской, борьбы с преступностью и др.
Такие международные и международного характера преступления предусмотрены многочисленными международными конвенциями по борьбе с преступностью, участником которых является Республика Беларусь: «По борьбе с подделкой денежных знаков» (1929 г.), «О предупреждения преступления геноцида и наказания за него» (1948 г.), «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (1949 г.), «О борьбе с захватом воздушных судов» (1970 г.) и др.[5]
Универсальный принцип действует, если лицо не было осуждено в иностранном государстве. При этом не имеет значения, в каком государстве лицо было осуждено (или, наоборот, оправдано). И это понятно, поскольку лицо не может быть дважды судимо за одно и то же преступление. При конкуренции универсального принципа с принципом территориальным или гражданства применяется принцип универсальный. Данное положение означает, что если уголовное преследование лица за совершенное им преступление может быть осуществлено в соответствии с уголовно-правовыми нормами трех государств: а) места совершения преступления, б) гражданином которого является лицо, в) где лицо привлекается к уголовной ответственности, — то приоритет принадлежит норме государства, в котором лицо привлекается к уголовной ответственности.[6]
Хотя универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве обладает абсолютным преимуществом перед другими принципами, вместе с тем по УК РБ уголовная ответственность может наступить не за любое международное преступление либо преступление международного характера.
Одним из опаснейших преступлений международного характера является такое коррупционное преступление, как получение взятки. Однако не любое государство может по своему уголовному закону привлечь к уголовной ответственности иностранное должностное лицо либо должностное лицо международной организации за получение взятки. Отсутствует такая возможность и для белорусского суда.
5. Преюдициальное значение совершения преступления на
территории иностранного государства
При расследовании уголовных дел и рассмотрения их в суде возникают проблемы уголовно-правовой оценки фактов осуждения судами других государств лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в Республики Беларусь. О преюдициальном значении совершения преступления на территории иностранного государства говорится в статье 8 УК Республики Беларусь: «Судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на территории иностранного государства имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь».
Международные соглашения, подписанные и ратифицированные Республикой Беларусь, в аспекте рассматриваемых вопросов устанавливают определенные ориентиры для правоприменительной практики в тех случаях, когда лицо, ранее совершившее преступление на территории иностранного государства, привлекается к уголовной ответственности за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, либо когда оно выдается иностранным государством за совершенное на era территории преступление для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания на территории Республики Беларусь.
Вопрос об учете преюдициального значения в различных вариантах может возникнуть в случаях, когда:
•лицо, ранее совершившее преступление на территории иностранного государства, осужденное и отбывшее наказание за это преступление, вновь осуждается в Республике Беларусь за совершенное на ее территории преступление;
•лицо, совершившее преступление на территории иностранного государства, привлекается в соответствии с принципом гражданства к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь;
•лицо осуждается в Республике Беларусь по совокупности преступлений, одно или более из которых совершено на территории иностранного государства;
•лицо осуждается на территории Республики Беларусь за преступление, совершенное во время отбывания наказания, назначенного судом иностранного государства, либо в течение испытательного срока при условном неприменении наказания или при применении иной меры уголовной ответственности, либо в период оставшегося не отбытого срока наказания, определенного ранее приговором суда иностранного государства (по совокупности приговоров);
•лицо, осужденное судом иностранного государства к лишению свободы, передано для отбывания наказания на территории Республики Беларусь.
Вопросы относительно учета судами Республики Беларусь судимостей, полученных в бывших союзных республиках, стали возникать в правоприменительной практике еще во время действия УК 1960 г., с момента распада СССР. Учет таких судимостей мог влиять на квалификацию совершенного на территории Беларуси преступления, на назначение наказания, определение места отбывания наказания в виде лишения свободы, а также на признание лиц особо опасными рецидивистами.
Статья 8 УК Республики Беларусь решение вопроса об учете судимости и иных уголовно-правовых последствий совершения лицом преступления на территории иностранного государства отсылает к нормам международных договоров Республики Беларусь.
Согласно конвенций[7], в которых Республика Беларусь является участницей, судам предоставлено право учитывать судимости, полученные на территории иностранных государств, их учёт либо не учёт порождают неоднозначную практику. Для устранения таких несогласованностей было бы целесообразно ввести в ст. 43 УК положение, согласно которому при признании наличия рецидива, в том числе и особо опасного, учитываются судимости, полученные лицом на территории иностранного государства, и что факт признания судом иностранного государства наличия у лица какого-либо вида рецидива имеет правовое значение на территории Республики Беларусь, если иное не оговорено в международном соглашении Республики Беларусь.
На мой взгляд следует учитывать преступления, за которые лицо понесло наказание по уголовному законодательству иностранных государств, для определения рецидива, т.к. есть факт совершения преступления на территории хоть и иностранного государства и судимость по уголовному законодательству какого-либо государства. Следует отметить, что при определении рецидива в данном случае, следует учитывать то, что преступление, совершённое на территории иного государства должно являться преступлением на территории Республики Беларусь и лицо отбывало за него наказание виде лишения свободы.