Наиболее глубокое в теории уголовного права исследование содержания охранительной задачи проведено Б.Т. Разгильдиевым, в результате чего он пришел к заключению, что "уголовно-правовое понятие "охрана" - более широкое[4]. Оно включает в себя охрану существующих, еще не уничтоженных совершенным преступлением общественных отношений. И осуществляется эта охрана посредством удержания лиц от совершения преступлений. Удержание включает в себя и случаи привлечения виновных в совершенном преступлении к уголовной ответственности. Однако в этой ситуации охраняются не те общественные отношения, которые уничтожены совершенным преступлением, - их нет, потому и нечего охранять. Охраняются другие, еще не уничтоженные общественные отношения. Когда совершено преступление и лицо привлекается к уголовной ответственности, то имеет место защита общественных отношений, что, как представляется, является частью охраны общественных отношений". "В последнем случае речь идет о защите еще не уничтоженных общественных отношений, о самозащите общества против нарушений условий его существования. Таким образом, защита выступает органической частью охраны". Б.Т. Разгильдиевым правильно выделены два аспекта охранительной задачи: первый связан с удержанием лиц от совершения преступлений посредством воздействия на них охранительных и регулятивных уголовно-правовых отношений; второй - после совершения преступления и разрыва виновными этих отношений - обусловлен содержанием возникшего уголовно-правового отношения ответственности, реализация которого также тесно связана с охраной существующих общественных отношений как от лица, совершившего преступление и обычно уже причинившего ущерб объекту уголовно-правовой охраны, так и от других лиц[5].
"Охрана общественных отношений от преступных посягательств, - пишет далее Б.Т. Разгильдиев, - как задача уголовного права имеет свои границы, то есть имеет начало и конец. Она (охрана) определена рамками: от удержания лиц от совершения общественно опасного деяния (начало) до их привлечения к уголовной ответственности в случаях совершения преступления (конец). Такое понимание роли уголовного права подчеркивает действительные его возможности, в то же время исключает несвойственные ему задачи - регулирование общественных отношений. Подводя итог сказанному о задачах уголовного законодательства, можно дать их следующее определение. Задачи уголовного законодательства - это уголовно-правовое обеспечение целостности строго определенных общественных отношений путем удержания лиц от посягательств на них"[6].
Применительно к охранительной задаче уголовного законодательства в целом можно согласиться и с приведенным выше определением. Итак, охранительная задача - это обеспечение охраны наиболее важных общественных отношений средствами уголовного права.
Отдельные авторы, однако, отмечают, что охранительная задача уголовного права не полностью отражает содержание объектов, охраняемых нормами соответствующих разделов Особенной части УК, а упоминание об объекте преступлений, предусмотренных статьями раздела XI ("Преступления против военной службы"), в ч.2. ст.2 УК вообще отсутствует. Так, если словосочетания "общественный порядок и общественная безопасность", "мир и безопасность человечества" в части объектов охраны текстуально и по содержанию совпадают с наименованиями раздела IX ("Преступления против общественной безопасности и общественного порядка") и раздела XII ("Преступления против мира и безопасности человечества"), а конституционное выражение "права и свободы человека и гражданина" по значению совпадает с его уголовно-правовым аналогом "личность" (раздел VII "Преступления против личности"), то выражения "собственность", "конституционный строй Российской Федерации" отражают лишь содержание объектов охраны норм главы 21 ("Преступления против собственности") раздела VII ("Преступления в сфере экономики") и главы 29 ("Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства") раздела X ("Преступления против государственной власти"). Вместе с тем использование в ч.1 ст.2 УК словосочетания "окружающая среда", напротив, оказалось терминологически не согласованным и, может быть, избыточным. Если законодатель тем самым хотел специально сделать акцент на охране окружающей среды (право каждого на "благоприятную окружающую среду" закреплено в ст.42 Конституции), выделив в перечне соответствующий объект из отношений общественной безопасности, то и тогда логичнее было бы употребить слово "экология" по наименованию главы 26 ("Экологические преступления") раздела IX. Ведь, несмотря на конституционное происхождение использованного выражения, законодатель, тем не менее, не счел возможным назвать указанную главу "Преступления против окружающей среды".
Далее в ч.1 ст.2 УК выделена регулятивная функция - предупреждение преступлений. Регулятивная задача уголовного права состоит в обеспечении граждан системой таких правил поведения, соблюдение которых исключает их привлечение к уголовной ответственности; а нарушение порождает возникновение строго определенных уголовно-правовых отношений ответственности между лицами, совершившими преступления, с одной стороны, и государством - с другой. Действительно, следует приветствовать "постановку перед уголовным законом превентивных задач" и согласиться с тем, что "предупреждение преступлений в обществе (после экономических, социальных и организационных мероприятий) нужно, надежнее всего увязывать со справедливостью и строгостью закона и неотвратимостью его применения, а не с тяжестью наказаний отдельных лиц". Как отмечает И.Я. Козаченко, благодаря "охранительной и регулятивной роли уголовное право (в комплексе с другими факторами духовного, экономического, политического и идеологического характера) выполняет также задачу предупреждения (превенции) преступлений, ликвидации причин, порождающих преступность. Превенцию преступлений уголовно-правовыми средствами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения общей профилактики под воздействием уголовно-правового механизма и, во-вторых, с точки зрения частной профилактики путем уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, отсюда очевидно, что превенция - это оборотная сторона охранительной задачи".
Итак, в ч.1 ст.2 УК, казалось бы, закреплены лишь две его задачи: охраны общественных отношений от преступных посягательств и предупреждения преступлений. Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что другие задачи указанная норма перед УК не ставит? Мальцевым В.В. отмечено, что такой вывод был бы поспешным. Все дело в том (как уже подчеркивалось), что и охрана уголовно-правовых объектов, и предупреждение преступлений неотрывны от непосредственно необозначенной в ч.1 ст.2 УК задачи - обеспечения справедливости. Задача обеспечения справедливости в уголовном праве связана с сохранением соответствия, поддержанием адекватности уголовного права системе социальной справедливости существующего общества.
В условиях кардинальных социальных преобразований, проводимых государством диктатуры пролетариата, общечеловеческим проблемам справедливости и права какого-либо заметного внимания в послереволюционной философско-социологической и юридической литературе не уделялось. Применительно к уголовному праву такое положение стало меняться только после его реформы конца 50-х - начала 60-х годов прошедшего столетия.
В современной юридической литературе признается большое уголовно-правовое значение социальной справедливости. Об этом пишет, в частности, М.А. Яковлев: "Без принуждения уголовное правосудие было бы бессильным, без воспитания - бесчеловечным. Однако без справедливости правосудие вообще перестало бы существовать".
Как "неотъемлемые элементы социальной справедливости" рассматривают С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев принципы "равенства, гуманизма, законности, ответственности каждого перед обществом". "Справедливость в уголовном праве, - обращает внимание А.В. Наумов, - аккумулирует в себе другие важнейшие его принципы, и в первую очередь принципы законности, демократизма (равенства граждан перед уголовным законом), индивидуализации ответственности и наказания, неотвратимости ответственности, гуманизма"[7].
Именно поэтому задачу предупреждения преступлений "надежнее всего увязать со справедливостью" закона, а охранительная задача по существу является лишь "оборотной стороной" обеспечения справедливости в уголовном законодательстве. В этом аспекте не только очень показательно, но и для уяснения смысла ч.1 ст.2 УК исключительно важно то обстоятельство, что в ч.2 ст.43 УК ("Понятие и цели наказания") прямо записано: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений". Восстановление справедливости, таким образом, поставлено законодателем в ч.2 ст.43 УК перед частной и общей превенцией преступлений. И это правильно, ибо "восстановление справедливости" как понятие не только гораздо шире по объему понятий "исправление осужденного" и "предупреждение совершения новых преступлений", но и во многом обусловливает их содержание. Точно так же и задача обеспечения справедливости по содержанию шире охранительной и предупредительной задач и в немалой мере предопределяет содержание последних.
Таким образом, для выполнения трех вышеупомянутых задач уголовного права необходимо применение всей его системы, что и закреплено в ч.2 ст.2 УК, в которой определяются основные способы реализации задач УК. Это - установление в нем основания и принципов уголовной ответственности; определение того, какие опасные деяния признаются преступлениями; установление видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. К числу последних, например, следует отнести принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним.
1.2 Сопоставление принципов уголовного права и уголовного законодательства
Задачи, стоящие перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, т.е. основных, исходных начал, в соответствии с которыми строится как его система, так и в целом уголовно-правовое регулирование. В юридической науке правовые принципы обычно увязываются с идеями, фиксирующими представление о том, каким право должно быть, об идеале как цели права.
Анализируя систему принципов уголовного права, в первую очередь нужно разграничить разновидности этих принципов, сгруппировав их в отдельные принципы. Это особенно важно в связи с тем, что в уголовно-правовой науке не выработана единая позиция по поводу того, как соотносятся принципы уголовного права и принципы уголовной ответственности.
Уголовная ответственность относится к числу фундаментальных категорий уголовного права. Вместе с тем, следует отметить, что далеко не все аспекты уголовной ответственности в настоящий момент исследованы в полной мере. Как отмечается в литературе, "не только частные вопросы теории уголовной ответственности, но и само это понятие остаются дискуссионными"[8].
Уголовная ответственность является одним из наиболее значительных институтов уголовного права. Понятие уголовной ответственности тесно связано, прежде всего, с понятием уголовного закона, что проявляется, в частности, в многочисленном ее упоминании в УК РФ. Так, только в Общей части термин "уголовная ответственность" указывается свыше шестидесяти раз, а в Особенной - свыше двадцати раз. Уголовная ответственность как правовое понятие используется в уголовном законе в различных смысловых сочетаниях, неоднократно употребляется при формулировании уголовно-правовых норм. Однако само определение данного института в Уголовном кодексе РФ отсутствует, что, как представляется, затрудняет уяснение его места в уголовном законодательстве и может служить основанием для продолжения дискуссии о значимости одного из самых важных уголовно-правовых институтов. Лишь в статье 8 раздела I УК РФ, озаглавленного "Уголовный закон", указываются основания уголовной ответственности. Кроме того, в ч.1 ст.5 УК определяется, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10