Принципы международного морского права

3) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действий, указанных выше.

Пиратские действия, в том аспекте, как они определялись выше, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом.

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели.

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет принцип сотрудничества государств:

- в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение международных конвенций;

- в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.

Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачи сигналов бедствия.

Конвенция ООН по морскому праву предоставляет право военным судам, встретившим в открытом море иностранное судно, за исключением судов, пользующихся иммунитетом, подвергнуть его досмотру, если есть разумные основания подозревать, что:

- это судно занимается пиратством;

- это судно занимается работорговлей;

- это судно занимается несанкционированным вещанием;

- это судно не имеет национальности или хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Интересным с практической точки зрения является предоставляемое Конвенцией ООН по морскому праву «право преследования по горячим следам».

Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

Право прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря за пределами континентального шельфа предоставлено всем государствам.

Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения правил Конвенции ООН по морскому праву.

1.5 Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа


Исключительная экономическая зона - это морское пространство, прилегающее к территориальному морю шириною не более 200 морских миль, отсчитываемое от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона является территорией со смешанным правовым режимом, поскольку определенным объемом прав в отношении этой части морского пространства наделяются прибрежное государство и иные государства.

Права прибрежного государства в исключительной экономической зоне можно подразделить на следующие группы:

1) суверенные права по разведке, разработке и сохранению живых и неживых ресурсов в водах, на дне и в недрах, по управлению этими ресурсами,

2) суверенные права по отношению к другим видам деятельности по разведке и разработке данной зоны,

3) юрисдикция в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Права неприбрежных государств, в том числе и тех, у которых вообще нет выхода к морю, заключаются в следующем:

1) свобода судоходства,

2) свобода полетов,

3) прокладка кабелей и трубопроводов по дну моря.

В тех случаях, когда между интересами прибрежного государства и любых других государств возникает конфликт, этот конфликт следует разрешать на основе справедливости и в свете всех относящихся к делу обстоятельств, с учетом важности затронутых интересов для каждой из сторон, а также для международного сообщества в целом.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:

1) искусственных островов;

2) установок и сооружений для экономических целей;

3) установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

О создании таких искусственных островов, установок или сооружений должно даваться надлежащее оповещение, а постоянные средства предупреждения об их наличии должны содержаться в исправном состоянии. Любые покинутые или более неиспользуемые установки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией. При удалении таких установок или сооружений должным образом учитываются также интересы рыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. О глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью, дается надлежащее оповещение.

Прибрежное государство может там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений.

Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны устанавливаются таким образом, чтобы они разумно соотносились с характером и функцией искусственных островов, установок или сооружений и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией. О протяженности зон безопасности дается надлежащее оповещение.

Прибрежное государство имеет право определять допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне. Оно обязано обеспечивать путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.

Предусматривается передача имеющейся научной информации, статистических данных об уловах и промысловом усилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запасов, и обмен ими.

Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Континентальный шельф прибрежного государства - это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В любом случае фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Суверенность данных прав заключается в том, что если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств, или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.


1.6 Правовое регулирование использования дна Мирового океана


Правовой режим дна Мирового океана, не находящегося под суверенитетом или юрисдикцией определенного государства, закрепляется Конвенцией ООН по морскому праву. Эта часть в Конвенции именуется «район». Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Это означает, что ни одно государство или иной субъект международного права не могут претендовать на суверенитет или иные суверенные права в отношении любой части Района или его ресурсов. Данные ограничения касаются также физических и юридических лиц.

Ресурсы Района не могут отчуждаться, однако, если они добыты, то такое отчуждение допускается.

Управление ресурсами Района осуществляет Международный орган по морскому дну (далее - Орган), членами которого являются государства-участники Конвенции ООН по морскому праву.

Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности .в морской среде.

Установки, используемые для осуществления деятельности в Районе, должны отвечать следующим условиям:

1) такие установки монтируются, устанавливаются и убираются только с соблюдением норм, правил и процедур Органа. О монтаже, установке и удалении таких установок должно даваться надлежащее оповещение, а постоянные средства предупреждения об их наличии должны содержаться в исправном состоянии;

2) такие установки не могут устанавливаться там, где это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства, или в районах интенсивной рыбопромысловой деятельности;

3) вокруг таких установок создаются зоны безопасности с надлежащими знаками, чтобы обеспечивать безопасность как судоходства, так и установок. Конфигурация и расположение таких зон безопасности должны быть таковы, чтобы они не образовывали пояс, препятствующий правомерному доступу судов в конкретные морские зоны или судоходству по международным морским путям;

4) такие установки используются исключительно в мирных целях;

5) такие установки не имеют статуса островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на делимитацию территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Другая деятельность в морской среде проводится с разумным учетом деятельности в Районе.

Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли и содействовать международному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенно развивающихся государств. Цель деятельности в Районе - это обеспечение:

- освоения ресурсов Района;

- упорядоченного, безопасного и рационального использования ресурсов Района, включая эффективное проведение деятельности в Районе и, в соответствии с разумными принципами сохранения ресурсов, предотвращение излишних потерь;

- расширения возможностей для участия в такой деятельности;

- участия Органа в доходах и передаче технологий;

расширения возможностей получения полезных ископаемых, добываемых в Районе, по мере необходимости, наряду с полезными ископаемыми, добываемыми из других источников, для обеспечения снабжения потребителей такими полезными ископаемыми;

- содействия справедливым и устойчивым, выгодным для производителей и справедливым для потребителей ценам на полезные ископаемые, Добываемые как в Районе, так и из других источников, и содействия долгосрочному равновесию между спросом и предложением;

- расширения возможностей участия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимо от их социально-экономических систем или географического положения, и предотвращения монополизации деятельности в Районе;

- защиты развивающихся государств от отрицательных последствий для их экономики или для их экспортных поступлений, возникающих в результате снижения цены на соответствующий вид полезных ископаемых или уменьшения объема экспорта такого вида полезных ископаемых в той мере, в какой такое снижение или уменьшение вызвано деятельностью в Районе;

- разработки общего наследия на благо всего человечества.


1.7 Правовой режим международных проливов и каналов


Международный пролив - это пролив, соединяющий части морского пространства и используемый для международного судоходства. Пролив - это естественный морской проход. Правовой режим таких каналов строится на принципе сочетания интересов припроливных государств и государств, использующих данные каналы.

На основании норм Конвенции ООН по морскому праву правовой режим международных проливов можно подразделить на следующие виды:

1) проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (например, Мессинский, Тиранский проливы). В таких проливах действует право мирного прохода, сущность которого описана нами выше;

2) проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Гибралтарский, Малаккский проливы). В таких проливах используется право транзитного прохода, сущность которого заключается в следующем.

Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство.

Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода:

- без промедления следуют через пролив или над ним;

- воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

- воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.

Суда при транзитном проходе:

- соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения в море;

- соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.

Летательные аппараты при транзитном пролете:

- соблюдают Правила полетов, установленные Международной организацией гражданской авиации, поскольку они относятся к гражданской авиации; государственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действовать с должным учетом безопасности полетов;

- постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, назначенным в международном порядке, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов. Такие государства могут, когда этого требуют обстоятельства и после надлежащего о том оповещения, заменять любые ранее ими установленные или предписанные морские коридоры или схемы разделения движения другими коридорами или схемами.

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода;

3) проливы, которые имеют в срединной линии полосу открытого моря или исключительной экономической зоны (например, Тайваньский, Корейский проливы). В данных проливах применяется право свободы судоходства;

4) проливы, правовой режим которых определяется специальными международными соглашениями (например, Магелланов пролив, Босфор, Дарданеллы).

Морской канал – это искусственно созданный морской проход.

Суэцкий канал – правовой режим определяется Константинопольской конвенцией 1888 г., которую обязалось соблюдать правительство Египта после принятия акта о национализации Суэцкого канала. Характерным является принцип свободы использования морского канала судами всех наций. Кроме того, используются принципы равенства всех государств при пользовании каналом и принцип нейтралитета, запрещения блокады канала. Порядок судоходства по каналу определяется Правилами плавания по Суэцкому каналу.

Кильский канал – правовой режим определяется Версальским мирным договором 1919 г. и Правилами плавания в Кильском канале. Торговые суда всех государств пользуются свободой прохода после уплаты транзитных сборов и получения пропускного свидетельства. Военные корабли должны заранее получить разрешение по дипломатическим каналам.

Панамский канал – находится под суверенитетом Панамы, правовой режим определяется Договором о панамском канале и Правилами плавания по Панамскому каналу. За право плавания по каналу взимается специальный сбор. В зоне канала только Панама осуществляет управление и оборону канала, таможенную, полицейскую службы. Действует панамские уголовные и гражданские законы. Провозглашен нейтралитет канала и принцип открытости канала для мирного и равного прохода судов всех стран.


Список использованных источников


1. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для юрид. фак. и вузов / Лукашук И.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: БЕК, 2001. – 419 с.

2. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 256 с.

3. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев – 2-е изд., изм. и доп. – Москва: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002. – 577 с.

 .ru



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты