Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики
Национальная Академия Авиации
“Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики”
Шукюров Ш.Т.
Статья посвящена принципам организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Показаны важность, необходимость их соблюдения, их правовые основы и принципы исходящие из их содержания. Раскрыты роль и значение принципов нормотворчества. В статье разработаны и выдвинуты ряд предложений.
Развитие Азербайджанской Республики, как и любого другого государства подчинено известным закономерностям, определенным принципам и признакам. Наличие разделение властей важнейший признак демократического правового государства. По мнению А.И. Денисова “В центре государственного права стоят организация и основные принципы деятельности органов государственный власти…”. Ведущие принципы организации органов государственной власти закреплены в Конституции Азербайджанской Республики. Одна из ветвей государственной власти – исполнительная власть, ведущей деятельностью, которой является претворение в жизнь законов, изданием актов равносильных законам и изданием подзаконных актов. Эта нормотворческая деятельность основывается также на ряде принципов, исходящих из принципов государственный власти.
Проблема принципов организации деятельности органов исполнительной власти занимает ведущее положение в науке конституционного права. Исполнительная власть будучи выражением целенаправленного воздействия на состояние дел в государстве и обществе, выступает также в виде государственного управления, то есть исполнительно распорядительной деятельности, осуществляемой специально созданным аппаратом.
В своей диссертации “Принципы государственного управления на современном этапе” К.Ю.Н. Гаджиева Э.Н. предлагает следующее определение понятие “принципам государственного управления” – это закрепленные в нормативно-правовых актах или апробированные практикой научно обоснованные идеи, сформулированные в виде правил, признанные регулировать статус, деятельность и взаимоотношения государственных органов, предприятий, общественных объединений, их должностных лиц и граждан в процессе осуществления государством его функций по управлению делами общества. Принципы организации деятельности органов исполнительной власти это основные черты ссылки и особенности функционирования этих органов.
Принципы организации нормотворческой деятельности органов исполнительной власти основываются и исходят из конституционно-правовых норм их предписаний регулирующих органы исполнительной власти и их нормотворческую деятельность.
Прежде всего, они закрепляются и зарождаются из Конституции Азербайджанской Республики, ряда законов, Указов и распоряжений Президента Азербайджанской Республики главы исполнительной власти, Постановлений и распоряжений Кабинета Министров - вышестоящего органа исполнительной власти, актов центральных органов исполнительной власти, актов нормативного характера местных органов исполнительной власти, их положений и их практической деятельности.
Под принципами декларируемые конституцией Азербайджанской Республики нормотворческой деятельности органами исполнительной власти подразумеваются: законность, право и справедливость, гласность, народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Конституционные принципы – выраженные в конституции конкретного государства общие основополагающие начала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования Конституционные принципы могут относиться, как к конституционному строю государства в целом, так и к его отдельным элементам таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система и т.д. Конституционные принципы подчиняют себе логически и юридически всё содержание конституции и издаваемых в её развитие законов.
Формирование правового государства связано с обеспечением реализации Конституции в процессе нормотворческой деятельности органов исполнительной власти. Обеспечение конституционности нормативно-правовых актов органов исполнительной власти связано с их практическим осуществлением и закреплено в Конституции Азербайджанской Республики, а также в нормативно-правовых актах говорится о соответствии этих актов и не противоречии их Конституции Азербайджанской Республики.
“Нормативно-правовые акты должны основываться на праве и справедливости (равное отношение в равным отношениям)”, сказано в ст.149 Конституции Азербайджанской Республики. Из этой статьи Конституции ясно исходит принцип справедливости по отношению к нормативно-правовым актам то есть они должны служит праву и справедливости, а это исходит из содержания и цели поставленной перед нормативным актам, что возлагается на органы которые непосредственно создают эти акты.
На основании ст.149. Конституции Азербайджанской Республики указано, что нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Указы Президента, Постановления Кабинета Министров, акты центральных органов исполнительной власти не должны противоречить Конституции что утверждает принцип верховенства Конституции в нормотворчестве органов исполнительной власти. На основании ст.148. п. В местные органы исполнительной власти, которые принимают акты нормативного характера также не должны противоречить Конституции Азербайджанской Республики, что подтверждает “принцип Верховенства Конституции”.
Из “Принципа верховенства Конституции” исходит “принцип законности”. “Принцип законности” – эффективный рычаг проводимых преобразований и реформ, опора государственной власти, демократии. Принцип законности выступает как метод осуществления власти и управления, является формой государственного руководства обществом. Это конституционный принцип деятельности всех органов государства, а также органов исполнительной власти. Принцип законности - основа нормативной жизни общества, его содержания и функционирования. Требование от каждого и для каждого строго соблюдать, исполнять, применять нормативно-правовые акты.
В основу принципа законности или права и справедливости, положено сугубо строгое правило, которого должны придерживаться субъекты органов исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности. То есть при планировании, подготовке, разработке, рассмотрении, принятии и опубликовании нормативно-правовых актов должны быть претворены и придержаны нормы и рамки законности.
Содержание принятых и опубликованных нормативно-правовых актов должно быть правовым и справедливым что соответствует интересам демократической и правовой республики Азербайджан.
В ст. 7. Конституции Азербайджанской Республики говорится, о том, что “В Азербайджанской Республике государственная власть ограничивается во внутренних вопросах только правом”
Конституция Азербайджанской Республики на основании ст.149 закрепляет существование принципа законности по вертикали нормотворческой деятельности органов исполнительной власти.
Принцип законности создает ряд обязательств перед выше и нижестоящими органами исполнительной власти в своей деятельности неуклонного исполнения законов и подзаконных актов, требует единообразия их понимания и применения на всей территории государства. Нормативно-правовые акты органов исполнительный власти рассматриваются как акты подзаконные, то есть принимаемые на основе и во исполнение законов. Но составляют исключение в некоторых случаях Указы Президента изданные на основании п. 32 ст. 109 Конституции Азербайджанской Республики, где указы могут замещать законы.
Во множестве принятых актов со стороны органов исполнительной власти придерживается подзаконный характер, то есть соблюдается “принцип подзаконности”. Органы исполнительной власти находятся на вертикальной линии подчинения, то есть на линии соблюдения субординации. На основании ст. 149 Конституции Азербайджанской Республики, кроме соблюдении “принципа Верховенства Конституции”, “принципа законности”, “принципа подзаконности” мы наблюдаем процесс соответствия принятых актов со стороны органов исполнительной власти по своей юридической силе. Придерживание этого необходимого фактора устраняет проблемы и коллизии, что зарождает определенные правила, что приводит к созданию “принципа соответствия акта по субординации и юридической силе”.
Исходя из ст. 5. Закона Азербайджанской Республики “О нормативно-правовых актах” от 26 ноября 1999 года нормативно-правовые акты органов исполнительной власти должны придерживаться принципа соответствия нормативно-правовым актам имеющим еще большую юридическую силу. Это по очередность соблюдения принципа соответствия приводит к принципу верховенства Конституции Азербайджанской Республики что закреплена самим основным Законом Азербайджанской Республики.
Первоначальным шагом в принятии нормативно-правового акта на основании Закона “О нормативно правовых актах”, первой стадией содержания нормотворчества является планирование подготовки нормативно-правового акта. Но до планирования подготовки нормативно-правового акта мысль которая созревает в силу объективных, субъективных предпосылок, что нужно сделать шаг для устранения, или приведения в порядок недостатков для стабилизации отношений. Формирование мысли является основой обоснования для процесса планирования подготовки нормативно-правового акта.
Значит до того чтобы планировать подготовку, необходимо обосновать, зачем нужен этот или иной акт, какова его цель, чего добьемся приняв его, нужен ли он вообще. Чтобы ответить на эти и на ряд возникающих других вопросов, нужно обоснование, и это нужно каждый раз, до планирования подготовки. Подытоживая эту мысль можно прийти к такому выводу, что
1) зарождение мысли;
2) обоснование принятие акта приводит к
3) планированию подготовки нормативно-правового акта.
Значит нужно придерживаться в нормотворческой деятельности принципа обоснованности, без которого нет основания работать над принятием акта.
При разработке нормативно-правового акта важно предусмотреть мнение всех заинтересованных членов слоев общества, а, прежде всего для принятия эффективного документа, который будет применяться полезно и долговременно. Верно, все предусмотреть не возможно, но было бы необходимо здесь на передний план выносить мнения ученых, специалистов которые приводят всесторонне разработанные доводы, должны давать рецензии, отзывы на проекты актов, что также является обоснованием, но уже научным обоснованием придерживаясь современного научного прогресса.
С совершенствованием законодательства, для повышения уровня значимости и необходимости, а также качества нормотворческой деятельности нужны обоснованные доводы и предпосылки при планировании подготовки проекта нормативного акта. Чтобы застраховаться органам исполнительной власти от принятия половинчатых, не стал обработанных, ошибочных, не высококачественных актов, которые могут нанести вред обществу, понести тяжелые долгосрочные последствия от этого нужно придерживаться и соблюдать принцип, в особенности обоснованности.
Принцип обоснованности при принятии актов со стороны органов исполнительной власти имеет серьезное самостоятельное значение.
Принцип обоснованности должен соблюдаться при мотивации принятия акта, при подготовке планирования нормативного акта, чтобы придерживаться объективности, всесторонности, связи с общественностью, для выявления на самом деле существующих реальностей. А целью этого принципа при принятии акта достичь устранения барьеров и проблем при организации и регулировании положительной деятельности.
Страницы: 1, 2