Принципы предпринимательского права

Метод обязательных предписаний используется в некоторых случаях и при регулировании деятельности частных предприятий, если экономические методы не дают возможности решить те или иные вопросы в интересах государства и общества. Например, в условиях, когда поставка нефти и нефтепродуктов на мировой рынок оказывается для предприятий-производителей более выгодной, чем поставка для внутренних нужд, до недавнего времени нефтедобывающим предприятиям ежегодно устанавливались балансовые задания по поставке этих товаров на внутренний рынок. При этом их выполнение рассматривалось как условие, дающее возможность получить разрешение на экспорт нефти и нефтепродуктов[33].

В отношении поставки сжиженного углеводородного газа на экспорт в настоящее время в нашей стране действует порядок, направленный на обеспечение внутренних потребностей в таком газе путем составления графиков его поставки для нужд населения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году»[34] такие графики ежемесячно утверждаются Федеральным агентством по энергетике (Росэнерго). Оформление поставок сжиженного газа на экспорт осуществляется таможенными органами только при условии представления нефтяными и нефтегазоперерабатывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у них продукции в объемах, достаточных для выполнения графиков поставки газа для внутренних нужд. Ресурсные справки составляются по форме, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 10 января 2006 г. № 2[35].

В последнее время в нашей стране государственному регулированию экономики стало уделяться больше внимания. Создаются особые экономические зоны, образован государственный инвестиционный фонд, оказывается поддержка инновационной деятельности, проводятся другие меры, рассматриваемые в последующих главах.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны. К ним относятся не только ограничительные меры, но и государственная поддержка хозяйственной деятельности, необходимой для государства и общества. Важное значение имеют государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, техническое регулирование, регулирование цен на продукцию предприятий, доминирующих на рынке, и др. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется, как правило, в масштабах страны. В некоторых случаях оно проводится и на региональном уровне.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством. Издание актов законодательства, нормотворческая деятельность государства является своеобразной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Устанавливая на длительное время стабильные правила ведения хозяйственной деятельности, государство в особой форме руководит экономикой, создает необходимые юридические условия для осуществления предпринимательства. Использование такой формы регулирования в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики, позволяя обеспечивать свободу предпринимательской деятельности на основе сочетания частных и публичных интересов.



Заключение


Таким образом, предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, то есть основополагающих началах.

Первый принцип — это конституционный принцип экономической свободы. Статьи 8 и 34 Конституции РФ гласят: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения.

Второй принцип — принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная — Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т.д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.

Третий принцип — принцип единого экономического пространства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

Четвертый принцип — принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. В той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира, но при этом есть системы регулирования более либеральные, как например, в Англии, и с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея). Переход России к рыночным приоритетам хозяйствования требует замещения административных мер воздействия экономическими ради достижения данного принципа, но трудно преодолеть человеческий фактор.

Пятый принцип — принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики.

Шестой принцип — принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).

Этот принцип закреплен в Конституции РФ (п. 1 ст. 8).

И, наконец, седьмой принцип — принцип законности. Данный принцип лежит в основе построения правового государства и гражданского общества в России. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу. Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта закону. Статья 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительными акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Список использованных источников и литературы


1.Нормативно – правовые акты

1.1            Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

1.2             Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текс (часть первая и часть вторая) – М.: ЭКМОС, 2001. – 232с.

1.3            Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.» // СЗ РФ. – № 31 (ч. 1). - Ст. 3434. - 2006.

1.4            Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности.» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 30. - Ст. 418. - 1990.

1.5             Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.» // РГ. 2006. 29июля.

1.6             Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности.» // СЗ РФ. - № 33. - Ст. 3430.- 2001.

1.7             Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР.» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 30. - Ст. 416- 1990.

1.8             Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - № 16. - Ст. 499. - 1991.

1.9             Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции.» // РГ. - 2006. - 27 июля.

1.10       Положение о Федеральной антимонопольной службе: утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 // СЗ РФ. - №31. - Ст. 3259. - 2004.

1.11       Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях.» // СЗ РФ. - № 34. - Ст. 3426. - 1995.

1.12       Положение о Федеральной службе по тарифам: утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 // СЗ РФ. - 2004. - № 29. - Ст. 3049; СЗ РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 10.

1.13       Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).» // СЗ РФ. - № 33. - Ст. 3436. - 2001.

1.14       Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009 // СЗ РФ. - № 33. - Ст. 3895. - 1997.

1.15       Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации.» // СЗ РФ. - № 30. - Ст. 2871. - 1995.

1.16       Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд.» // СЗ РФ. - № 34. - Ст. 3540. - 1994.

1.17       Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях.» // СЗ РФ. - № 48. - Ст. 4746. - 2002.

1.18       Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году.» // СЗ РФ- № 50. - Ст. 5312. - 2005.

2. Научная и специальная литература

2.1 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1972. – 360 с.

2.2 Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - М.: Эксмо, 2006. – 348 с.

2.3             Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). - М.: Бек, 1995. – 342 с.

2.4             Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. - М.: Эксмо,2005. – 736 с.

 Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. - 2002. - № 6. - С. 22-37. - (Серия 11, Право).

2.5            Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – 230 с.

2.6            Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения: Курс лекций. Т. 1. - М.: Издательство Бек, 1994. – 312 с.

2.7            Матюхин А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма / Дис. на соис. уч. ст. канд. юрид. наук. - М., 1983. – 233 с.

2.8             Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации // Закон и право. - 2010. - № 6. - С. 19-21.

2.9            Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. - М.: Волтерс Клувер, 2006. – 560 с.

2.10       Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. – М.: Юристъ, 2001. – 517 с.

2.12 Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2009. – 1072 с.

2.13       Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. – 185 с.

2.14       Семенов В.М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права // Сб. учен. тр. Вып. 2. - Свердловск, 1964. С. 47-55.

2.15       Смагина И.А. Предпринимательское право. - М.: Юристъ, 2007. – 780 с.

2.16       Смоленский М.Б., Скворцова Т.А. Российское предпринимательское право. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 413 с.

2.17       Цибулевская О.И. Принципы права / Общая теория права. Курс лекций. - М.: Юрист, 1997. – 319 с.


[1]              См.: Матюхин А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма / Дис. на соис. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 1983. С. 35-44.

[2]              Цибулевская О.И. Принципы права / Общая теория права. Курс лекций. М., 1997. С. 149-150.

[3]              Семенов В.М. Специфические отраслевые принципы советского гражданского процессуального права // Сб. учен. тр. Вып. 2. Свердловск, 1964. С. 47-55.; Свердлык Г.А. Принципы советского гражданского права. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. С. 29.

[4]           Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1972. С. 102 — 103.

[5]              Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2009. С. 26-27.

[6]              Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 2004. С. 8 - 17.

[7]              Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Общие положения: Курс лекций. Т. 1. М., 1994. С. 6 - 9.

[8]              Анохин В.С. Предпринимательское право: Учеб. С. 14 - 15, 20 - 22; Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. С. 40 - 46.

[9]              Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995. С. 142.

[10]             Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 9.

[11]             Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. 2002. № 6. С. 22-37. (Серия 11, Право).

[12]             Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

[13]             РГ.2006. 29июля.

[14]             СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

[15]             Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

[16]             Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М.,2005. С. 45-46.

[17]             Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

[18]             РГ. 2006. 27 июля.

[19]             СЗ РФ. 2004. №31. Ст. 3259.

[20]             СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

[21]             СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 3049

[22]             СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.

[23]             Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации // Закон и право. 2010. № 6. С. 19-21.

[24]             Смоленский М.Б., Скворцова Т.А. Российское предпринимательское право. Ростов н/Д. 2006. С. 16-17.

[25]             Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

[26]             СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3436.

[27]         СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

[28]             Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2006. С. 38-39.

[29]             Смагина И.А. Предпринимательское право. М., 2007. С.25-27.

[30]             СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.

[31]             СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.

[32]             СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

[33]             См., например. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 281 «О поставках отдельных видов нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Феде­рации в 2000 году» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1511.

[34]             СЗ РФ 2005. № 50. Ст. 5312.

[35]         БНА. 2006. № 7.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты