Принципы, задачи и морально-этнические основы оперативно-розыскной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «правовые основы оперативно-розыскной деятельности»
на тему: «Принципы, задачи и морально-этнические основы ОРД»
2008
Содержание
Введение
Глава I. «Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности»
Глава II. «Правовая основа оперативно-розыскной деятельности»
Глава III. «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях зашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).
ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ОРД — своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) — допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — обыск и выемка, отождествление личности — опознание, исследование предметов и документов — экспертиза и т.д.
Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий, ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный
Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.
Глава I. Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется.
Сферы осуществления ОРД |
Задачи ОРД |
Борьба с преступностью |
• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; • розыск без вести пропавших |
Обеспечение безопасности Российской Федерации |
• добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации |
Выявление несчастных случаев |
• розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом |
Принципы оперативно-розыскной деятельности
ОРД основывается на принципах:
• законности;
• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• конспирации;
• сочетания гласных и негласных методов и средств.
Законность
Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»).
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то что данный принцип определен законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности — при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, Предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ. Более подробно о данном принципе см. вопрос 5.
Конспирация
С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД — один из факторов, позволяющих Добиться успеха.
В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
Сочетание гласных и негласных методов и средств
Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности — возможность ее осуществления негласно (т.е. в тайне от третьих, лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.
Глава II. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовую основу ОРД составляют международные акты и национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости от положения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы.
К международным актам относятся:
1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась:
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
• Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.;
2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ:
а) на уровне правительств соответствующих государств:
• Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1995 г.;
• Соглашение между главами правительств государств — членов СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г.
б) на уровне компетентных органов соответствующих государств:
• Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебной деятельности 1993г.;
3) акты рекомендательного характера:
• Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.;
• Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1997 г. (принят на заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ). Национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ) составляют:
а) Конституция РФ (ст. 23—25 предусматривают неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, неприкосновенность жилища);
б) Закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» — правовой акт, регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД,
а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью;
в) иные федеральные законы, а также кодексы:
• УК;
• УПК;
• законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обжалован и в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»;
• федеральные законы, устанавливающие основы деятельности органов, осуществляющих ОРД («О милиции», «О федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке», «О Государственной границе Российской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и др.);
г) нормативные правовые акты Президента РФ:
• «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» (Указ Президента РФ от I сентября 1995 г. № 891);
• Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.№ 1203);
д) нормативные правовые акты Правительства РФ:
• Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996г. № 1190);
• Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214);
• Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 28октября 1995 г. № 1050);
• Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770);
е) межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов («открытые»):
• «О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Указание Генпрокуратуры России от 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. № 1/12812);
• Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17104.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147;
• «Об организаций надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России от 25 апреля 2000 г. № 56);
• «О повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений службы» (Указание Генпрокуратуры России от 19 ноября 1997 г. № СУ-143);
• Общие технические требования к системе технических средств по обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи (утв. приказом Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. № 47);
• «О технических требованиях к системе технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетях электросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999 г. №70);
• Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. № 103н.
Большинство актов последней группы носит закрытый характер (предназначены исключительно для служебного использования) и касаются организации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др.
Глава III. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении запрошенных сведении или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего ОРД, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю запрашиваемые им сведения.
Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:
• проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
• принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
• разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
• подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
• фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор л ибо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Нарушения Закона об ОРД при осуществлении ОРД влекут дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В УК (гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина») предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139) и отказ в предоставлении гражданину информации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина (ст. 140).
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность является непроцессуальной, т. е. осуществляется вне правовых рамок уголовного процесса. Основным нормативным актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, служит Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".
К основным задачам оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел относятся:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание в пределах предоставленных полномочий информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент и др.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
3. Бакотин. А.С. Оперативно-розыскная деятельность. М., 2008.
4. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность – необходимость и законность. М., 2006.
5. Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2007.