Налог на имущество ежегодно исчесляется териториальными налоговыми органами в зависимости от оценки имущества, произведенной Центорм регистрации и оценки недвижемости;
- акцизы на территории уплачивают предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством РК юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, производящие и реализующие на территории Республики Казахстан (в том числе из давальческого сырья) подакцизные товары. Обособленное подразделение (филиал), имеющее баланс и счета в банке будет при этом рассматриваться, как выполняющее обязанности головной организации по уплате налогов и сборов на территории, на которой этот филиал или обособленное подразделение осуществляют функции организации;
- налог на пользователей автомобильных дорог территории Республики Казахстан уплачивают организации, расположенные на территории города, а так же филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, расположенные на территории города и имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
III. Меры принудительного взыскания налогов или сборов.
На данный момент нормы НК приведены в соответствие с Гражданским кодексом (юридические лица отвечают по своим обязательствам, в том числе и по обязательствам своих филиалов, всем принадлежащим им имуществом).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения организациями и их обособленными подразделениями, зарегистрированными за пределами области, района обязанности по уплате налога, налоговые органы вправе принять решение о погашении недоимки путем взыскания ее за счет имущества организации-должника, в том числе денежной наличности.
В этом случае налоговые органы направляют решение о передаче материалов дела в органы финансовой полиции для производства административного ареста имущества в два адреса: по месту государственной регистрации организации и месту нахождения обособленного подразделения, и соответственно требование о погашении задолженности, содержащее уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника и решение об обращении взыскания на имущество, в том числе изъятие денежных наличных средств должника, департамент по борьбе с экономическими преступлениями и корупцией также направляют в два адреса.
Исходя из вышеизложенного, порядок наложения административного ареста на имущество организации-должника, в т.ч. изъятие денежной наличности, распространяется как на организаций, так и на их обособленные подразделения.
Розыск, налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет.
Для проведения качественной работы по розыску физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, должностных лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность предприятий и учредителей юридических лиц, своевременно не предоставляющих в налоговые органы отчеты, налоговые декларации и расчеты, а также уклоняющихся от постановки на налоговый учет, в адрес финансовой полиции предоставляются следующие материалы, согласно действующему законодательству:
- адресная справка,
- полная справка налогоплательщика,
- сведения по факту учреждения других предприятий данными юридическими лицами,
- сведения о деятельности руководителей (учредителей) в других структурах, а также информация, где данные лица являются учредителями,
- косвенная информация о деятельности разыскиваемого предприятия,
- сведения, подтверждающие факты нарушения данным лицом налогового законодательства (за какой период не представлены отчетные документы),
- сведения о задолженности (в том числе недоимке) разыскиваемого лица,
- акты обследования по юридическому адресу.
Штафные санкции.
1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 205 Административного Кодекса Республики Казахстан срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа на физических лиц от пяти до десяти, на должностных лиц в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц в размере от двадцати до пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Нарушение установленного законодательными актами Республики Казахстан срока подачи заявления о постановке на регистрационный учет в налоговом органе более чем на 90 дней влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц в размере от десяти до сорока, на юридических лиц в размере от сорока до ста месячных расчетных показателей.
3. Нарушение налогоплательщиком установленного налоговым законодательством республики Казахстан срока регистрации в налоговых органах по месту регистрационного учета начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных налоговым законодательством, влечет штраф на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.
5. Не предоставления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой отчетности в срок, установленный законодательными актами Республики Казахстан, влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати, на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц в размере десяти процентов от суммы налога и другого обязательного платежа, подлежащего уплате, но не уплаченной.
6. Не предоставление налгоплатильщиком налоговой отчетности в налоговый орган по истечении девяноста дней от установленного законодательными актами Республики Казахстан срока предоставления такой отчетности влечет штраф на физических лиц в размере от двадцати до сорока, на должностных лиц в размере от пятидесяти до семидесяти месячных расчетных показателей, на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц в размере пятидесяти процентов от суммы налога и другого обязательного платежа, подлежащей уплате, но не уплаченной.
Заключение.
Учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления государственными налоговыми органими контроля за своевременным внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Эти функции налоговые органы в полном объеме обеспечат, когда всем налогоплательщикам будет присвоены регистрационные номера налогоплательщиков (РНН).
С начала прянятия налогового законодательства регитсрационный номер налогоплательщика присваивался индивидуальным предпринимателям и частнопрактикующим нотариусам. С вступлением в силу Налогового Кодекса круг физических лиц, подлежащих постановке на учет в налоговых комитетах с присвоением налогового номера, расширяется. Налоговые органы будут присваивать РНН другим категориям налогоплательщиков - физических лиц, а именно: изъявившим желание получить РНН в целях сохранения конфиденциальности персональных данных при декларировании своих доходов; физическим лицам, получающим доходы помимо основного места работы от иных источников, плательщикам налогов на имущество физических лиц.Целесообразно решить вопрос о присвоении регистрационного номера налогоплательщика физическим лицам, получающим доходы на предприятиях, в учреждениях и организациях. В целях контроля за налогообложением иностранных физических лиц в соответствии с казахстанским законодательством и реализацией международных соглашений об избежании двойного налогообложения в Государственной налоговой службе Казахстана также необходимо иметь информацию об учетных данных иностранных физических лиц, осуществляющих деятельность и получающих доходы из источников в Республике Казахстан. Для этого следует разработать систему регистрации и учета таких иностранных физических лиц.
Однако, действующим законодательством не предусмотрено изготовление свидетельств о регистрации организаций и предпринимателей на бланках строгой отчетности с применением степеней защиты, в результате бланки свидетельств о регистрации предприятий изготавливаются типографским способом или путем ксерокопирования, печатаются на принтере на простой бумаге, без степеней защиты. В результате существует возможность подделки Свидетельств о государственной регистрации и уклонения как от постановки на налоговый учет, так и налогообложения.
Необходимо предусмотреть в законодательном порядке:
- изготовление бланков свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица на бланках строгой отчетности со степенями защиты;
- предоставить право налоговым органам проведение экспертизы документов, представленных для государственной регистрации юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица. В список обязательных докуметов для государственной регистрации включить справку об отсутствии задолженности по предприятиям, где учредителями или руководителями являются учредители - физические лица или руководитель вновь создаваемого предприятия;
- возможность взыскания финансовых санкций в бесспорном порядке налоговыми органами;
Процесс привлечения организаций к постановке на налоговый учет и налогообложению изначально имеет недоработки на законодательном уровне в части взаимодействия регистрационных, налоговых и правоохранительных органов.
Задачей органов финансовой полиции является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. При этом не постановка на налоговый учет и непредставление отчетности налогоплательщиками не рассматривается как правонарушение, поэтому осуществляемая работа по данной категории налогоплательщиков со стороны правоохранительных органов недостаточна.
Список использованной литературы:
1) Худяков А.И. "Налоговая система. Налоговые правонарушения"
2) "Налоги учебное пособие" под редакции Черника Д.Г.
3) Закон РК от 24 апреля 19995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет"
4) Худяков А.И. "Налоговое право РК" Общая часть
5) Кодекс РК "Об административных правонарушениях" -1993 год.
6) Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" по состоянию на 1 января 2004 года.
7) "Гражданский кодекс РК"- 1998 года.
8) Черник Д.Г. "Налоги" Москва 1999 г.
9) "Финансы и статистика"1999г.
10) Г. Караусов "Налоги: сущность и практика использования" Алматы 1994 г.
11) Сутырин С.Ф.,Погорецкий А.И. "Налоги и налоговое планирование в мировой экономике" Санкт-Петербург, 1998 г.
12) Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане (учебное пособие). – Алматы: « LEM», 2002г