Принятие процессуальных решений на стадии предварительного расследования

Предварительный анализ информации дает возможность выявить и сформулировать проблему, наличие которой предполагает необходимость последующей правоприменительной деятельности. Задача этого этапа состоит в том, чтобы определить существующую проблему наиболее правильно, так как решение может не дать желаемых результатов, если представление о проблеме окажется неверным. Неверная постановка проблемы может отрицательно сказаться и на временном факторе, то есть привести к затягиванию процесса разработки решения или расследования в целом. Конечно, достижение этой задачи зависит от того насколько имеющаяся информация является полной и достоверной.

Данные проблемы столь же разнообразны, сколь многообразна сама процессуальная деятельность и ее функции. Это именно те проблемы, которые в дальнейшем должны потребовать применения норм права, то есть принятие необходимого процессуального решения.

Важно отметить, что разработка решений, касающихся существа уголовного дела, - наиболее продолжительный процесс. Постановка проблемы для этих решений начинается уже с момента возбуждения уголовного дела и формулирования следственных версий, которые в данном случае представляют собой одну из форм постановки проблемы в уголовном судопроизводстве. Следователь, как правило, определяет несколько версий и соответственно по каждой из них, планирует и принимает необходимые процессуальные решения.

Сформулировав проблему или ряд проблем, дознаватель, следователь или другое должностное лицо ставит цели, которые необходимо будет достичь. Общие задачи стадии предварительного расследования, вытекающие из содержания уголовно-процессуального закона, конкретизируются применительно к обстоятельствам данного уголовного дела. Лицам, принимающим решения, нет необходимости формулировать общие задачи производства по уголовному делу, свои функциональные задачи или задачи отдельных решений ввиду того, что они непосредственно отражены в законе или вытекают из его содержания [47, с. 27].

На этом же этапе происходит ранжирование целей, т. е. определение их приоритетности. При принятии наиболее важных решений цели необходимо представлять особенно четко. При производстве предварительного расследования перед следователями различных ведомств нередко возникает необходимость ранжирования не только процессуальных целей, но и целей тех органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

Данное обстоятельство предполагает совместное сопоставление следственных и оперативных задач. Задачи, которые стоят перед оперативными подразделениями, не должны вступать в противоречие с задачами расследования и в целом уголовного судопроизводства, которые имеют безусловный приоритет. Если все же подобные противоречия возникают, то необходимо ориентироваться на цели наиболее социально значимые. Таким образом, ранжирование целей позволяет определить целесообразность планируемого решения.

Необходимо также отметить, что планирование и организация предварительного расследования, направленного на достижение основных целей, должны осуществляться таким образом, чтобы одновременно с основной целью намечались и реализовывались промежуточные цели.

На этапе отбора альтернативных вариантов процессуальных решений могут использоваться различные методы общей теории принятия решений. Это и метод аналогов, когда разработка решения основана на использовании опыта решения предшествовавших сходных проблем, привлечение в сложных ситуациях специалистов соответствующих областей деятельности и т. д. При отборе альтернативных вариантов решений должна в полной мере использоваться информация о следственной ситуации. После того как разработаны альтернативные варианты решений, осуществляется их предварительный анализ с целью отсева вариантов заведомо нежизнеспособных и уступающих другим.

Следующий этап – прогноз реализации (исполнения) решения. Элементы предвидения обязательно присутствуют в структуре разработки и принятия процессуального решения, поскольку любое решение обращено в будущее и отвечает на вопросы: «как предстоит действовать, каковы последствия действия»? На этом этапе дознаватель, следователь выдвигает так называемые прогнозные версии о развитии ситуации. Степень соответствия решения предполагавшемуся развитию ситуации определяет точность решения [47, с. 30].

Различают интуитивное, гипотетическое и теоретическое прогнозирование. Интуитивное - основывается на интуиции, то есть внезапном, часто безотчетном «озарении», которое приходит из глубин жизненного и профессионального опыта. Гипотетическоe - на фактических данных, которыми располагает тот, кто ищет решения задачи. Теоретическое прогнозирование основывается на специальных знаниях (теории), которые позволяют предвидеть вероятное развитие событий. Все эти виды прогнозирования сочетаются при разработке процессуального решения.

Коллективная оценка - это факультативный, необязательный этап. Он необходим в тех случаях, когда трудности в оценке информации и выборе решения обусловлены недостатком опыта или специальных знаний лиц, уполномоченных принимать решение. В этих случаях они могут обратиться к руководителям, более опытным сотрудникам, специалистам и экспертам.

Коллективная оценка позволяет ускорить процесс разработки решения, сделать правильный выбор и т. д. Наиболее эффективным считается использование коллективной оценки для разработки прогноза развития ситуации. При принятии сложных решений роль оценочных суждений специалистов, профессионально владеющих проблемами, по которым принимается решение, значительно возрастает.

Необходимо учитывать, что коллективная оценка выработки решения имеет и негативную сторону, так как снижает позитивную ответственность конкретного должностного лица, принимающего решение.

Если в судебных стадиях возможны коллегиальные решения, то в стадии предварительного расследования все процессуальные решения принимаются должностными лицами исключительно самостоятельно. Некоторые процессуальные решения, принятые дознавателем, следователем предполагают в дальнейшем их санкционирование. Сама по себе санкция (разрешение) также является индивидуальным процессуальным решением, которое входит в содержание функции контроля. Поэтому в данном случае речь не идет о принятии коллегиальных решений или о несамостоятельном принятии процессуальных решений.

Производству, например, обыска в жилище предшествует три решения: ходатайство о производстве следственного действия в форме постановления следователя, согласие прокурора о возбуждении перед судом ходатайства и судебное решение (ст. 165, 182 УПК РФ). Особенностью решений дознавателя, следователя, предполагающих санкционирование, является то, что они принимаются самостоятельно, но силу актов применения норм права получают только после соответствующих санкций прокурора и (или) суда.

Представляется, что самостоятельность принятия процессуальных решений можно понимать как специфический принцип механизма разработки, принятия и исполнения процессуальных решений в стадии предварительного расследования.

Характеристика названных этапов разработки процессуальных решений позволяет сделать вывод о том, что этот процесс не связан с применением норм права. В данном случае подразумевается исключительно мыслительная деятельность, которая осуществляется на основе результатов, полученных в ходе производства процессуальных действий. Воздействие права при разработке процессуального решения происходит опосредованно.

Здесь же следует отметить, что разработка процессуальных решений, касающихся существа уголовного дела, и доказывание, как два взаимно дополняющих процесса, могут совпадать по времени, но по существу являются разными сторонами деятельности следователя.

Следующие за разработкой процессуального решения этапы - установление оснований принятия решения, выбор процессуального средства достижения поставленной цели и внешнее выражение (оформление) решения относятся уже к стадии принятия процессуального решения. На этой стадии нормы права уже применяются непосредственно, что влечет за собой возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений.

На этапе установления оснований принятия процессуального решения собранная и предварительно проанализированная фактическая информация сопоставляется с общими условиями принятия решений, сформулированных в нормах права.

Утверждение П. А. Лупинской [31], о том, что первым этапом принятия процессуального решения является установление фактических обстоятельств дела, не позволяет провести четкую границу между принятием решения, его разработкой и предшествующей этому уголовно-процессуальной деятельностью. Принимая решение, следователь имеет дело уже с установленной информацией, он анализирует ее с точки зрения обоснованности принимаемого решения.

Установление же фактических обстоятельств дела, по мнению соискателя, есть не что иное, как доказывание, которое предшествует принятию решений, касающихся существа уголовного дела. С момента возбуждения уголовного дела начинается разработка решений, касающихся существа уголовного дела и параллельно с этим происходит доказывание.

Здесь же принимаются и исполняются многочисленные промежуточные процессуальные решения. Однако, если доказывание - это процесс, регламентируемый нормами уголовно-процессуального права, то разработка процессуальных решений нормами права не регламентируется. Таким образом, доказывание и разработка решений имеют общую направленность, являясь при этом различными сторонами деятельности следователя и других уполномоченных должностных лиц.

В зависимости от вида решения, основаниями его могут быть либо доказательства, либо непроцессуальная информация, либо и то и другое.

Доказательства формируются в процессе доказывания, а непроцессуальная информация может выступать основанием принятия некоторых решений, которые служат средствами собирания доказательств и основаниями принятия некоторых других процессуальных решений. Таким образом, на этом этапе делается однозначный вывод о наличии оснований для принятия процессуального решения.

Следующий этап предварительного расследования - выбор процессуальных средств достижения целей деятельности. Он предполагает наличие альтернатив, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Однако во многих случаях альтернатив может и не существовать. Так, установив основания для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять именно это решение, а не какое-либо другое. Из содержания закона (ст. 171 УПК РФ) вытекает, что совокупность достаточных доказательств превращает право следователя выбрать вариант процессуального решения в обязанность поступить в данной конкретной ситуации совершенно определенным образом - привлечь лицо в качестве обвиняемого.

Этапы принятия решения, связанные преимущественно с мыслительной деятельностью, заканчиваются внешним выражением воли лица, принимающего процессуальное решение. Это означает, что модель решения, которая существовала в сознании лица, принимающего решение, получает свое внешнее выражение.

Это может произойти (в зависимости от вида решения) путем письменного или устного оформления процессуального решения. Только после этого между участниками уголовного судопроизводства возникают взаимные правоотношения, которые дают им возможность осуществить свои субъективные права и выполнить предусмотренные законом обязанности.


ГЛАВА 2 Виды процессуальных решений на стадии предварительного расследования


2.1 Классификация процессуальных решений


Производство предварительного расследования всегда связано с выработкой и принятием значительного количества процессуальных решений, различающихся по назначению, содержанию форме. Поэтому проблема классификации процессуальных решений имеет большое теоретическое и практическое значение, так как позволяет не только определить фактор упорядоченности, существующем их множестве, но и обнаружить те тенденции, которые характеризуют развитие как всего комплекса решений выносимых следователем, так и их соотношение, их иерархию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты