Приватизация в гражданском законодательстве

Четвертым признаком можно назвать законодательное требование отчуждения государственного или муниципального имущества только способами, установленными законом.

Так, исходя из понятия приватизации, определенного в статье 1 ФЗ от 21.12.2001 № 178—ФЗ как продажа государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц, суд истолковал соответствующие положения договора аренды нежилого помещения как условие о его выкупе, в связи с чем пришел к выводу о наличии у организации права на выкуп спорного нежилого помещения.[62]

В Законе о приватизации 1997 года предусматриваются следующие способы приватизации[63]:

— продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации акционерных обществ на специализированном аукционе;

— продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

— продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

— выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

— преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности;

— внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

— отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.[64]

Таким образом, приватизацией государственного и муниципального имущества называется возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц (частную собственность) установленными законодательством о приватизации способами.

2.3 Принципы приватизации государственного и муниципального имущества


В Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» впервые законодательно сформулированы основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.[65]

Исходя из положений ст. 2 данного Закона, законодательно закреплены четыре основных принципа приватизации государственного и муниципального имущества:

равенство покупателей государственного и муниципального имущества при приватизации государственного и муниципального имущества;

открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества;

возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц;

самостоятельность осуществления органами местного самоуправления приватизации муниципального имущества в сочетании с соблюдением порядка, предусмотренным комментируемым Законом.

Следует отметить, что в первоначальном проекте Закона вместо последнего из сформулированных принципов предлагалось закрепить следующее: государственное регулирование отношений, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества, строится на общих принципах гражданского законодательства Российской Федерации, за изъятиями, установленными настоящим Федеральным законом.[66]

Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества при приватизации государственного и муниципального имущества.

Первый из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества означает, что покупатели государственного и муниципального имущества при приватизации имеют равные права. Однако следует иметь в виду, что не всякое лицо может быть покупателем государственного и муниципального имущества. Согласно п. 1 ст. 5 Закона покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ (см. ст. ст. 5 и 25 Закона).

Кроме того, п. 2 ст. 5 Закона предусмотрена обязательность соблюдения при приватизации государственного и муниципального имущества установленных федеральными законами ограничений участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Тем же п. 2 ст. 5 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»установлено, что открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с комментируемым Законом.

Согласно п. 3 ст. 16 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на претендента (лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество). В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

2. Принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества.

Второй основной принцип приватизации государственного и муниципального имущества выражен в содержащихся в ст. 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» положениях об информационном обеспечении приватизации государственного и муниципального имущества.

Так, согласно ст. 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях:

прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества;

отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год;

решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.

Статьей 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлена обязательность опубликования в средствах массовой информации:

информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества;

информации о результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества.

В статье 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлены сроки опубликования указанной информации и перечень сведений, подлежащих включению в указанную информацию.

Пунктом 6 ст. 15 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено, что со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество, имеет право предварительного ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

3. Принцип возмездности отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц.

На возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц указано непосредственно в определении понятия приватизации государственного и муниципального имущества.

В пункте 2 ст. 2 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» дается пояснение, что означает возмездность отчуждения государственного и муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц:

либо отчуждение имущества за плату;

либо передача в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Как установлено п. 1 ст. 34 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», законным средством платежа при продаже государственного и муниципального имущества признается валюта Российской Федерации. В случае продажи государственного имущества за пределами территории Российской Федерации в качестве средства платежа может использоваться валюта иностранных государств.

Пунктом 2 ст. 34 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет, за исключением случаев, установленных Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», на:

передачу кредиторам государственного или муниципального имущества в зачет государственных внутренних заимствований Российской Федерации, государственных заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований;

обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество.

Другими статьями гл. VI «Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества» Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен порядок:

распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли—продажи государственного или муниципального имущества (ст. 33);

оплаты государственного или муниципального имущества (ст. 35);

возврата денежных средств по недействительным сделкам купли—продажи государственного или муниципального имущества (ст. 36).

4. Принцип самостоятельности осуществления органами местного самоуправления приватизации муниципального имущества в сочетании с соблюдением порядка, предусмотренного Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Последний из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества, продекларированных в комментируемой статье, выражен в следующих положениях Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

как установлено п. 3 ст. 4 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;

согласно п. 2 ст. 6 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется правовыми актами органов местного самоуправления;

в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно;

пунктом 4 ст. 14 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.


Глава III. Становление законодательного регулирования приватизации государственного и муниципального имущества


3.1 Историко-правовые аспекты развития приватизации


В настоящее время актуальность с теоретической и практической точек зрения приобретает вопрос, связанный с правовым анализом процесса приватизации и его правовых последствий. Примечательно, что ст. 217 «Приватизация государственного и муниципального имущества» ГК РФ расположена в главе 13 «Общие положения» раздела II «Право собственности и другие вещные права» и не названа в числе оснований возникновения или прекращения права собственности. Во многом это объясняется тем, что приватизация является основанием прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновения права частной собственности физических и юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты