Признаки субъектов правоотношений

Проблема гражданства и, соответственно, объема правомочий и обязанностей становится особенно актуальной на современном этапе российского государства, когда свыше 5 миллионов соотечественников после распада СССР оказались за рубежом, в странах так называемого ближнего зарубежья, в странах СНГ. В какой-то степени помогают решить эту проблему теоретические конструкции, вошедшие в законодательство, о двойном гражданстве. В этом случае при наличии соответствующих договоров объем правомочий и обязанностей для гражданина сохраняется, если даже место его жительства находится за рубежом.

А могут ли быть субъектами правоотношений животные? Приходится теоретически решать этот вопрос, когда сталкиваешься, например, со случаями передачи завещанием наследственного имущества любимой собачке, кошке: увы, такие редкие, экзотические случаи также приметы взбалмошного XX века, причуды богатых людей. Разумеется, тут опять же, по существу, речь идет об отношениях между конкретными людьми по поводу содержания конкретного животного, но никак не между человеком и животным. Хотя история права знает и наказание животных (в средние века, в борьбе с так называемыми ведьмами), да и у одного из церковных колоколов в свое время вырвали по приговору язык за «призыв» к бунту[21].

2.2 Юридические лица


Исторически определение юридического лица как субъекта правоотношения пошло по пути выделения основных черт, наличие которых позволяет считать то или иное коллективное образование юридическим лицом и «иметь с ним дело» другим организациям, другим субъектам правоотношений. И хотя подробно тема о юридическом лице рассматривается в науке гражданского права, в рамках теории права также необходимо рассмотреть некоторые основные характеристики юридического лица как коллективного субъекта правоотношения[22].

Прежде всего, это - организационное единство, т.е. наличие в коллективном субъекте управленческих, организационных связей, образованных для ведения хозяйственной (коммерческой), некоммерческой, иной деятельности, для достижения целей, обозначенных в уставе, учредительном договоре.

Далее юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, имеющая, как правило, текущие и расчетные счета в банках, способная использовать свое имущество, денежные средства в экономическом обороте.

К этим организационным и имущественным характеристикам юридического лица следует добавить и правовые: организация может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести соответствующие обязанности; быть истцом или ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.

Гражданский Кодекс так определил юридическое лицо: «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Устанавливается еще одно правило - юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Существование того или иного юридического лица в современной России, таким образом, начинается с момента его государственной регистрации.

На этом обстоятельстве следует остановиться подробнее. В мировой практике есть два способа организации и ведения хозяйственной коллективной деятельности: разрешительный и уведомительный.

При разрешительном основную роль играет регистрация по определенным правилам, в определенном порядке, в определенных государственных органах. Социальный смысл регистрационного способа - контроль государства (чиновник при этом играет решающую роль) над созданием и деятельностью коллективных субъектов. Только после регистрации субъект имеет право участвовать в хозяйственной жизни[23].

При уведомительном - сами субъекты сообщают (уведомляют) регистрирующий орган о создании и деятельности коллективного субъекта. Такой субъект действует, как правило, с момента посылки уведомления о своем создании. Социальное различие этих двух способов возникновения юридического лица становится вполне понятным. При первом - сохраняется контроль государства, чиновник может демонстрировать все свое значение, обеспечивает свое присутствие в экономической жизни.

При втором - государству отводится роль регистратора, участника хозяйственных процессов.

Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде и третейском суде. Юридические лица являются, прежде всего, субъектами имущественных, гражданско-правовых отношений.

В развитом гражданском обществе юридические лица могут быть публичными и частными.

Публичные юридические лица создаются по инициативе и на средства государства или муниципалитетов для выполнения определенных общественно необходимых задач в интересах государства и общества, муниципального образования, то есть в интересах всех членов общества. Такие юридические лица, как правило, представляют собой государственные и муниципальные учреждения и организации, например, органы государственного аппарата, правоохранительные органы, министерства и ведомства, муниципальные учреждения и предприятия. Этим объясняется их большая по сравнению с остальными юридическими лицами стабильность, направление их деятельности не зависит от воли их сотрудников и руководства, так как воля и методы их деятельности определены их учредителями - государством или муниципалитетами.

Частные юридические лица созданы с целью получения прибыли. Такие юридические лица создаются по инициативе и на средства ограниченного круга лиц или одного лица. Поэтому организации такого рода обладают большей оперативной гибкостью. И если такое юридическое лицо не в состоянии выполнять свои задачи, то есть приносить прибыль либо обеспечивать иные интересы учредителя, то оно, как правило, ликвидируется[24].

Государство представляет собой субъект правоотношений особого рода, что обусловлено рядом причин. Основной причиной тому является правовая природа государства. Будучи особым способом организованной политической властью, государство возникло и существует для осуществления властных функций с целью обеспечить устойчивость и стабильность существования самому себе. Поэтому между государством и другими лицами (юридическими и физическими) возникают отношения власти и подчинения, то есть один из видов правоотношений. В этом правоотношении государство выступает субъектом гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых правоотношений.

Юридическое лицо - организация, созданная путем объединения лиц и (или) имущества, зарегистрированная в установленном законом порядке, наделенная гражданской правоспособностью и дееспособностью, обладающая правом приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[25].

Юридическое лицо – не всякий коллективный субъект в определенной отрасли деятельности - хозяйственной, социально-культурной, содержанием которой являются товарно-денежные отношения, участие в гражданском (имущественном) обороте. Правовым статусом юридические лица наделяются по закону.

Правосубъектность юридических лиц - это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций: государственных органов, государственных предприятий, коммерческих (хозяйственных) корпораций, религиозных организаций и др., предусмотренная нормативно - правовыми актами и иными источниками (формами) права[26].

Правоспособность юридических лиц является специальной (в отличие от физических лиц, которые имеют общую правоспособность): она определяется в их уставах и законодательных актах. Дееспособность осуществляется через органы коммерческих объединений как юридических лиц (президент корпорации), генеральный директор, совет директоров).


2.3 Государство


Еще римские юристы считали, что государство - субъект особого рода. В отличие от субъектов права - физических лиц - государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности лица к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения (функциональное назначение). С юридической точки зрения государство - право субъектная организация, участник различных правоотношений. Независимо от числа людей, составляющих государство, оно в правовом отношении участвует как один субъект[27].

Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общие интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является важнейшим участником следующих публичных отношений:

- Международно-правовых;

- Конституционно-правовых;

- Финансово-правовых;

- Уголовно-правовых.

Таким образом, государство через публичную власть, представляющую собой волевые (руководства-подчинения) отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, выступает как властный субъект правоотношений.

В качестве коллективного субъекта могут участвовать в правоотношениях не только юридические лица, но и такие субъекты, как государство, например в правоотношениях, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. Но государство во многих имущественных, в том числе бюджетных, отношениях может выступать и как юридическое лицо, как «казна». Подробно эти вопросы обсуждаются в рамках наук государственного, финансового права.

Государство и ее образования составляют самостоятельную категорию участников гражданских правоотношений[28]. Они отличаются от других субъектов права тем, что обладают властными полномочиями. Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех (в том числе и для самого государства) правила, определяющие правосубъектность участников гражданского оборота, взаимоотношения по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и других гражданских прав, однако стоит повториться, что только само государство обладает правом принимать и вводить в действие правила по которым осуществляется гражданский оборот. В соответствии с Конституцией носителем суверенитета и источником власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления[29]. Последние не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными властными полномочиями.

Государство становится участником внешнеэкономических гражданских отношений лишь в случаях заключения сделок от их имени в порядке, предусмотренном законом, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты