5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом "О Конституционном суде РФ". Уголовное, гражданское и арбитражное – по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).
6. Властный характер полномочий суда – один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.
Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, но правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.
В Законе о судебной системе Российской Федерации закреплены основные признаки судебной власти с позиции разделения властей и отделения судебной власти от законодательной и исполнительной.
Однако анализ данного Закона и других законов о судоустройстве позволяет выдвинуть и обосновать еще ряд особенностей судебной власти, в частности:
· осуществляется на профессиональной основе судьями, обладающими особым статусом (правовым положением), установленным законом;
· под законность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;
· правоприменительный характер: суд не издает законов и иных нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;
· полнота власти, выражаемая в широких, законодательно закрепленных полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных;
· исключительность, т.е. не допускающая возможности вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта, следовательно, исключающая вторичное наказание лица судом.
Итак, судебная власть в нашей стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.2 ст.118 Конституции РФ). Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем они определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других, которые также имеют большое значение. В числе других полномочий судебной власти высокую социальную значимость имеет осуществление судом конституционного контроля. В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом”1. Таким образом, судом осуществляются полномочия по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Порядок реализации данной нормы Конституции РФ регламентирован в ч.3 ст.5 федерального конституционного Закона “О судебной системе” от 31.12.96г. N 1-ФКЗ - “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.”. Кроме того, можно отметить также следующие полномочия:
· обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;
· разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики;
· направление запросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
· участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества. Реализация этих полномочий тесно связана с правосудием и содействует его осуществлению.
Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Специфическое положение суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Их основная цель – обеспечение обоснованного, законного и справедливого решения. В настоящее время сложилось несколько вариантов осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства.
Следует отметить, что указанные виды процедур (судопроизводства) применяются различными судами, действующими в единой судебной системе.
Судебная система правосудия – третья необходимая ветвь власти в механизме разделения властей. Это арбитр, решающий споры о праве. В правовом государстве правосудие осуществляется только судом. В этом – важнейшая гарантия прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. Суд не должен подменять собой законодателя или исполнителя. Но не законодатель, ни исполнитель не должны присваивать себе функции суда.
Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти. В соответствии со ст.10 Конституцией РФ принятой 12.12.93г. “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”1.
Данная норма Конституции РФ закрепила важнейший принцип разделения властей, который в свою очередь является одним из главных признаков организации и деятельности правового государства. Этот принцип, который в разных своих формах рассматривался, как оптимальное разрешение проблемы устройства государственной власти и ее органов еще известными просветителями прошлых столетий, в современной трактовке означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом – вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. В ходе осуществления данных своих функций суд, как орган государственной власти вправе влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительных органов и признать закон неконституционным (несмотря на то, что акты, принимаемые законодательными органами обязательны для исполнения всеми, в том числе судами), а решение исполнительного органа незаконным.
Таким образом, реализуется взаимодействие между ветвями государственной власти, выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.
Невозможно было бы говорить об органах судебной власти, как о полноправных и независимых, в ходе осуществления ими основных функций – правосудия или конституционного контроля, при отсутствии такого важного полномочия, как обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющие судебную власть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений. В соответствии с ч.6 ст.1 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”: «Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность”.
Таможенные органы – одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ. Таможенные органы являются частью правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметры свободных экономических зон и свободных складов.